Научная Петербургская Академия

: Политические взгляды Платона

: Политические взгляды Платона

Политические взгляды Платона.

Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство

, демократию, политические режимы и формы правления в своем известном

произведении “Государство”.

Чтобы понять политические взгляды Платона,неоходимо сделать краткий экскурс в

его философские воззрения. Мир , с точки зрения Платона ,двойственен и состоит

из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи представляют собой не мыслительные

конструкции,но сверхреальность,или образцы вещей,их отвлеченные сущности.В

товремя как эйдосы являются истинными,вещи в силу своей материальности

неистенны,поскольку,как указывал Платон,сама их материальность извещает их

сущьность.Лишь идеи истинны,так как не отвечает своей сущности.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует

идеальное государство,идеальный образец и его многократные повторения--

искажения в реальном мире вещей.

По мнению Платона,высказанному им в трактате “Государство”,главной основой

идеального государства является справедливость.Она состоит в том ,чтобы

каждому гражданину было отведено особое занятие,наиболее соответствующее его

натуре,т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее,ведь

государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства),когда

каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью.А

поскольку между людьми существуют индивидуальные различия,Платон предлагает

деление общества на сословия: философов--правителей, воинов--стражей и

ремесленников--производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя

началами в человеческой душе,а именно: разумным,яростным и вожделяющим. В

подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать

гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души

тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота,

в души их помошников-- серебра,а в души земледельцев и ремесленников--железа

и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов,

то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

Для Платона идеальный строй--тот,где каждый гражданин тождествен в своих

интересах общественному целому,не представляет собой еще личности,

претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках. У

него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном ,

целостном , нерасчлененном понятии.

Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания

для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое

и гимнастические искусства.Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к

родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего

государства. После окончания обучения этим дисциплинам показавших себя

наиболее знающими и добродетельными юношей начинают готовить к деятельности

правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем

философию, венчающую всю систему знаний.

Целью государства, которое Платон считал идеальным , как раз и является

обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродеятельной

жизни.

Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия),

аристократия, тимократия , олигархия , демократия , тирания. самым правильным

и разумным он считает царский строй и аристократию. Остальные формы правления

являются последовательным отклонением от идеального государства. Сперва

аристократия как власть лучших вырождается в тимократию.

Аристократия --это правлениелучших с одобрением народа. Властью обладает и

правит тот , кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления

лежит равенство по рождению. По мнению Платона , на роль правителя идеально

подходит лишь тот,кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься

исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди , руководствующиеся

честолюбием , деньгами , почетом.

Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих

вместе класс стражей государства,Платон устанавливает для них общность

имущества и бюта. “Прежде всего никто не должен обладать никакой частной

собственностью,если в том нет крайней необходимости.Затем ни у кого не должно

быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий” .

Стражам запрещается иметь семью , для них вводится общность жен и детей.

Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги ,

торговать на рынках ...

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества

, Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и

сохранение аграрно замкнутого, “самодостаточного “ государства .

Вырождение аристократии мудрых,по его словам, влечет за собой утверждение

частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из

третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй тип государства, или

тимократия ( “ тиме “- честь), господство сильнейших воинов. Государство с

тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства-- олигархия-- появляется в

результате скопления богатства у частных лиц . Этот строй основан на

имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые,тогда как бедняки не

участвуют в управлении.Олигархическое государство, раздираемое враждой

богачей и бедняков ,будет постоянно воевать само с собой.

Следующей формой государственного правления, является демократия,которая

логически вытекает из олигархии.Победа бедняков приводит к установлению

демократии--власти народа.Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец,

чрезмерная свобода обращаеся в свою противоположность--чрезмерное

рабство.Устанавливается тирания ,наихудший вид государства. Власть тиранов

держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм

государства Платон считал порчу человеческих нравов.Выход из порочных

состояний общества он связывал с возвратом к изночальному строю--правлению

мудрых.

Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. В нем он изображает

“второй по достоинству” государственный строй, приближая его к реальной

действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.

Во-первых,Платон отказывается от коллективной собственности философов и

воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом.

Земля является собственностью государства.Она делится на равные по плодородию

участки.Каждый гражданин получает земельный надел и дом , которыми пользуется

на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в

частную собственность , но ее размеры ограничены.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному

цензу.Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров

имущества, звписавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они

переходят в другой класс.Все вместе граждане образуют правящую верхушку.

Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется в обязанность служба в

войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в

совместных трапизах, жертвоприношения...

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь

полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у

Платона появляется и ипренебрежительное отношение к производительному труду .

Предвидя выступления невольников,Платон советует землевладельцам

приобретатькак можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их

недовольство жестоким обращением.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной

власти и законы наилучшего строя.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где

совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся:

демократический принцип арифметического равенства (выборы по большенству

голосов) и монархический принцип геометрического равенства(выбор по заслугам

и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в

деятельности народного собрания.

Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном

соответствии с законом.

В диалоге “Законы” Платон писал: “ Я вижу близкую гибель того государства,где

закон не имеет силы и находится под чьей-то властью.Там же ,где закон--

владыка над правителями, а они--его рабы, я усматриваю спасение государства и

все блага,какие только могут даровать государствам боги”.

Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с

точки зрения консервативными.



(C) 2009