Научная Петербургская Академия

Курсовая: Философия, круг ее проблем, роль в обществе

Курсовая: Философия, круг ее проблем, роль в обществе

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Контрольная работа

по философии тема: «Философия, круг ее проблем и роль в обществе». Выполнил:

Студент группы Тх-0,1

Асадов Андрей Борисович

Шифр: 5687

Проверила: г. Набережные Челны. 2001г. План.

1.

Понятие философии.

2

2.

Два примера философствования.

3

3.

Еще раз о философских вопросах.

5

4.

Философии все возрасты покорны.

7

5.

Научность философии.

8

6.

Эстетичность, чувственность философии.

9

7.

Практичность, или моральность философии.

10

8.

Функции (значимость) философии.

13

9.

Предназначение философии.

14

10.

Заключение.

15

11.

Список использованной литературы.

16

1. Понятие философии

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделяв­шихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но да­же на этом фоне оше­ломляет своей новизной изобретение, сде­ланное не слишком многочислен­ным, но великим народом Древ­ней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера. Философия явилась на свет в результате осознания челове­че­ством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для от­дельного человека, так и для любой эпо­хи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для про­шлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги. Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был, под­вергнут тщательному ана­лизу Платоном и Аристотелем. На рус­ский язык слово «философия» пере­водится как любовь (фи­лео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весь­ма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 ты­сяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «фи­лософия» придавали не во всём одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому сво­ему про­исхождению удачно выражает со­кровенные черты вся­кого под­линного философствования. Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою при­влекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубоко­мыс­лие, умение познавать малодоступ­ное, вырабатывать ориен­тиры жизнедеятельности человека, определять его главные цен­ности. Все это мы находим в философии — читатель имеет воз­можность убедиться в справедливости наших слов по мере про­работки им текста книги. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопро­сы своего бытия.

2. Два примера философствования

В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот во­прос не голословно, а достаточно определенно, целесо­образно рассмотреть примеры подлинного философствования. Разумеется, такие примеры мы на­ходим, прежде всего, в творче­стве великих философов. Ведь их называют ве­ликими не слу­чай­но, а потому, что в философствовании они достигли осо­бых вы­сот. Именно у великих философов в первую очередь сле­ду­ет учиться фи­лософствованию. Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы ока­зались в за­труднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже свое­му на­роду. Но как это сделать? Ситуация не разрешается про­стым образом, необходимы какие-то определенные уси­лия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не лю­бая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это по­няли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Со­крат. Они первыми разработали оригиналь­ную концепцию идей. Идеи вы­ступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается чело­век. Концепция идей имела величайшее, по­исти­не эпохальное значение. Она стимулировала развитие на­ук и искусств, во мно­гом определила характерные черты совре­менной цивилизации. Концепция идей имеет философское содержание. В данном слу­чае это озна­чает, что она соотносится с любыми идеями и, осо­бенно с теми, которые, бу­дучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека. Идеи выражаются в языке отдельными предложениями и их со­вокуп­ностями. Предложения могут быть как вопроситель­ны­ми, так и повествова­тельными или повелительны­ми. Разуме­ет­ся, не всякое предложение прямо и непосредствен­но выража­ет содер­жание именно философской идеи. Рассмот­рим, напри­мер, три предложения: 1. Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов (кстати, это утверждение носит имя то­го самого Пифагора, который придавал слову «философия» осо­бое значение). 2. Кит — это, как и человек, млекопитающее. 3. Идеи связаны между собой. Первое предложение относится к сфере математики, точнее геометрии. Второе предложение принадлежит биологии, точнее зоологии. Только третье предложение имеет очевидное философ­ское содержание, здесь речь идет о любых идеях. Философское — значит максимально универсальное, всеохват­ное, основа­тельное, фундаментальное, существенное. Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. При­чем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны дей­ст­виям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо на­зывают преступниками. Перед каждым человеком встает во­прос о согласовании своих действий с интересами других. Ина­че го­воря, мы ставим вопрос об ответственности. Только те­перь, в конце XX века, вы­явлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в об­щественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция от­ветственности приобрела философское значение. Над ее разра­боткой энергично работают философы всех разви­тых стран. Оба приведенных примера показывают, что философия не сто­ит на месте. И две с половиной тысячи лет назад, и сейчас фи­лосо­фия, как и все ценное, в жизни людей, есть результат са­мо­от­вержен­ной работы энтузиастов. Фило­софские звезды среди нас, они озаряют нас светом философствования.

3. Еще раз о философских вопросах

Продолжим разговор о специфике философии. В этой связи очень показа­тельно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все фило­софские во­просы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить ис­ключительно в философии. Шукшинское «Что с нами происхо­дит?» и извеч­ное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречение Шек­спи­ра, вложенное в уста Гамлета: «Быть — или не быть?»... Философия — это обостренно совестливое отношение чело­века к окру­жающему его миру. Философские определения, за краткость, но против поверхно­ст­но­сти. Краткость — сестра таланта, но не его гарантия. В филосо­фии высоко це­нится умение кратко, емко, выразительно сфор­мули­ровать проблему либо ее решение. Выдающийся русский фи­ло­соф А.Ф. Лосев подчеркивал, что до тех пор, пока он не в со­стоянии выразить одним предложением суть философ­ской про­бле­мы, она остается для него неразрешенной. Лосев прав, его умо­настроение заслуживает одобрения. В нашем случае это оз­нача­ет, что мы должны там, где это уместно, стремиться к ко­ротким, лаконичным определе­ниям. Однако следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Та крат­кость, которую мы приветству­ем, непременно включает основательность, точность, тщательность в формулировках, их обоснованность, соответст­вие фактам. Ес­ли всего этого нет, то краткость никакая не се­стра таланта, а его прямая противоположность. Мы приходим к выводу, что краткие философ­ские определения при правильном, а не поверх­ностном философствовании должны дополняться многозвенны­ми, предложение за предложением, рассу­жде­ниями. Но как «попасть в цель» в философских определениях, как по­добрать, об­наружить точное, правильное слово? Искать это сло­во, размышлять и дер­зать. Когда цель близка, то полезно сопо­с­тавлять значения близких по смыслу слов. Так происходит сло­весная пристрелка. Разъясним это на при­мере определения своеобразия философии. Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными во­просами бы­тия человека. Но что это значит — главные вопро­сы? С учетом многовеково­го развития философии вполне акту­альны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые мож­но назвать 1) главными, 2) наиболее существенны­ми, 3) фунда­мен­тальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объе­диняющими жизнь людей в единое целое, в поле дейст­вия кото­рого по­падает каждый человек. И так далее. Если чи­татель по­желает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понима­ния философии. Жела­ем успеха! Итак, еще раз. Что такое философия? Рисуем таблицу, где в ле­вой части стоит слово, смысл которого мы ищем, а в правой ча­сти приводятся опреде­ления, число которых может быть при же­лании приумножено читателем.

Слово, смысл ко­торо­го определя­ется

Определение смысла слова «фило­софия»
Философия

1. Любовь 2. Мудрость 3. Главные вопро­сы бы­тия человека 4. Обост­ренно совестливое отно­шение чело­века к ок­ружающе­му его миру 5. ...

Получаем следующее определение философии. Философия — это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестли­вом отношении к окружающему ми­ру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Ра­зумеется, можно дать философии более краткое опре­деление. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.

4. Философии все возрасты покорны

Нам бы хотелось развеять одно довольно-таки нелепое пре­дубе­ждение. Состоит оно в том, что философия это, мол, удел, пре­жде всего старцев-мыс­лителей, затем ученых и писателей, аспи­рантов, может быть, студентов ву­зов, но никак не всех дру­гих, в том числе студентов техникумов и училищ. Такое мне­ние еще никому не удалось обосновать, ибо это невозможно. Де­вуш­ка и юноша благодаря своей молодости находятся не где-то сбоку, а в самом центре водоворота жизни. Здесь чуть ли не на каждом шагу возникают те же самые злободневные вопросы, ко­торые выше были названы философ­скими. А это означает, что де­вушке или юноше приходится быть философом. Филосо­фия — это удел человека. Вопрос в том, какой философией поль­зует­ся человек и насколько умело. Неизбежный вывод — фи­лософии следует учиться, только так можно избежать суррога­тов фило­софствования. Великий немецкий философ Гегель преподавал учащимся гим­назии до­вольно сложную философию. И что же? Он приоб­рел многих благодарных учеников. На наш взгляд, юноши и девуш­ки конца XX столетия достойны приобщения к высотам фи­ло­софии не менее своих сверстников прошлых эпох.

5. Научность философии

Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни на­стаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие на­оборот ее противопостав­ляют науке. Нам придется вклю­читься в этот спор, ибо это позволит углубить понимание фи­лософии. Что такое наука? Систематическое, доказательное и прове­ряе­мое знание. Наука состоит из положений, которые так тес­но взаимосвязаны, что образу­ют систему. Одни положения не­про­тиворечиво обосновываются другими; так реализуется дока­за­тельность в науке. Выводы науки должны находить практи­че­скую проверку. Это позволяет отметать не относящиеся к на­уке вы­думки. Но есть ли в философии систематичность, дока­затель­ность, прове­ряемость? Да, есть. Дело в том, что указанные при­знаки были выработаны именно в философии. Ясно, что фи­ло­софия руководствуется своими дости­жениями. Философы ста­раются быть убедительными, обосновывать свои вы­воды, про­верять их фактами. С этой точки зрения философию мож­но и нужно считать наукой. Но почему же многие отказываются признать за философи­ей статус науки? Потому, что, мол, наука в отличие от филосо­фии безлична, объективна, вы­рабатывает жесткие методики, она ин­тересуется разве что поиском истины, но не озабочена судь­бою человека. Но может наука необязательно должна быть безлич­ной? Этот вопрос пока не имеет окончательного ответа, он за бу­дущим. Итак, главная ценность науки — истина. Поскольку в фи­лосо­фии этой ценности также уделяют первостепенное внимание, мы имеем полное право утверждать, что она, философия, родст­венница науке.

6. Эстетичность, чувственность философии

Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука»,— подчеркивал А.Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, пожалуй, трудно оспари­вать. Главная ценность на­уки — истина, главная ценность искусства — кра­сота. Ученый может, например, заинтересоваться шарообразностью Земли. Для него важно узнать, является ли Земля шаром или нет. Ему, строго го­воря, нет дела до того, красива ли Земля в каче­стве шара. Художник, изобра­жающий на полотне Землю, так­же за­хвачен ее шарообразностью, ибо она вы­зывает чувства и эмо­ции, значимые в свете таких ценностей, как красота, пре­крас­ное и возвышенное. Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым «да» или «нет». И вот почему. Филосо­фия намного меньше, чем на­ука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чув­ственно- эмоциональном плане призвана постоянно обогащать се­бя. Иначе говоря, она имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эсте­тиче­ской стороне больше человеческого, чем в науке, она по­хожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусст­во по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском не наиболее значимого, а худо­жественно зна­чимого.

7. Практичность, или моральность философии

Вступает ли философия в непосредственный контакт с прак­ти­ческой дея­тельностью человека? Старое-престарое убеждение состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это? Практика — это действия, поступки людей. Действуя, чело­век преследует некоторые цели. Какие? Самые различные, но глав­ный практический ориен­тир — это ценность добра. Ес­ли в науке в противовес заблуждению возвы­шают истину, а в искусстве противопоставляют безобразному красивое, то в сво­ей практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. (За­метим в скобках, что беда преступников определяет­ся не тем, что они из­начально злобны, а узким, бандитским по­ниманием добра.) Человек в отличие от животного, прежде чем действовать выра­батыва­ет представление о желаемой цели. Здесь-то ему как раз и приходится обращать­ся к философии. Отвечая на вопрос «Что я могу, и что я должен де­лать?», человек занимается раз­ре­ше­нием типичной философской проблемы. На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку приходит­ся при­нимать от­ветственные решения, он вынужден становить­ся фи­лософом. Кажется, это правило не знает исключений. Чи­тате­лю нетрудно убедиться в справедливо­сти сказанного. Для это­го сле­дует просто-напросто вспомнить ситуации, ко­гда кому-то при­ходилось принимать судьбоносные решения. К выдающемуся французскому философу Жан-Полю Сарт­ру как-то при­шел его ученик, который просил совета. Ему хо­телось стать участником «Сражающейся Франции», но его бес­покоила судьба матери, тяжело пережи­вающей смерть своего стар­шего сына. Что делать,— вопрошал юноша,— ос­таться с матерью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много доводов в пользу, как первого, так и второго решения. Никакая наука, ни­ка­кая писаная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философски суров: «Вы свободны, вы­бирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам от­ветственен за свой поступок, а гарантия от безответст­венности» по крайней мере, в данном случае,— полноценное философство­вание. Дру­гого пути нет. Таким образом, хорошая философия не только не чужда прак­тической дея­тельности человека, а наоборот, придает ей эти­че­скую, благородную осмыс­ленность. Мы провели сравнение философии с наукой, искусством, прак­тической деятельностью человека, накопили материал для обоб­щения. Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни прак­тике. С каж­дой из трех сфер деятельности человека философия находится в теснейшей координации. Наука, искусство, практи­ка более фрагментарны, чем филосо­фия. Наука имеет дело с ис­тиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы заб­вению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели искусства и практики. В первом случае под светом юпи­теров оказы­вается красота, во втором — добро, все остальное за­менено. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Филосо­фия есть реализация пол­ноты жизни человека. Она объединяет ценности ис­тины, кра­соты и добра в единое целое. В этом состоит еще одна ее особен­ность. Курсовая: Философия, круг ее проблем, роль в обществе Приведенная схема объясняет некоторые, хотя и не все, вза­имоотно­шения философии, науки, искусства и практики. Ма­лый круг символизирует философию и ее единство с наукой, искус­ством и практикой. Сегменты ABED, ЕВСК, ADKC символизи­руют со­ответ­ственно своеобразие науки, практики и ис­кусст­ва, их отличие от философии. Иногда задают такие вопросы: что лучше — философия или на­ука, филосо­фия или искусство, философия или практика? По­добные вопросы неправо­мерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодопол­няют друг друга, они имеют различные назначения, реа­лизуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, ко­торый уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в мета­ниях метателям, но тем не менее, неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармо­ничности развития ему нет рав­ных. Философ — это многоборец в деле един­ства истины, кра­соты и добра. В идеале философия должна быть высокоемкой как в науч­ном, так и в эс­тетическом и этическом отношениях. Но реализо­вать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обыч­но доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских на­правлений мы встречаемся: ¨ с научно-ориентированной философией (такова философия Ари­стотеля. Де­карта, Гегеля, Гуссерля, многих современных фи­лософов из числа так называемых аналитиков); ¨ с эстетически-ориентированной философией (такова фило­со­фия Бердяе­ва, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Хайдеггера, мно­гих современных философов из числа герменевтов и постмо­дер­ни­стов); ¨ с практически-ориентированной философией (такова фило­со­фия Канта, Маркса, Пирса).

8. Функции (значимость) философии

В чем состоит значимость философии, какие функции она ре­а­лизует? Та­ких функций очень много, мы назовем четыре глав­ные. Мировоззренческая функция философии состоит в ее способ­но­сти давать картину мира в целом, объединять данные наук, ис­кусств, практик. Методологическая функция философии состоит в определе­нии способов достижения какой-либо цели, например эффектив­ного конструирования на­учного познания, эстетического творче­ства, социальной практики. В соответ­ствии со спецификой фи­лосо­фии речь идет о таких методах, принципах дей­ствия, кото­рые обладают фундаментальным, а не узколокальным значени­ем. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занима­лись, есть резон учитывать историю интересу­ющих вас проблем. В филосо­фии многое делается в плане про­яснения содержания основных принципов науки, искусства, практики. Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реа­лизуется она в предельно внимательном отноше­нии к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любо­вью к людям, человеческому достоин­ству. В этой связи пока­за­тельно, что философия не ограничивает себя науч­ным подхо­дом, а на­ряду с ним культивирует эстетический и этический под­ходы. Практическая функция философии состоит, как уже отме­ча­лось, прежде всего, в ее моральности, заботе о благе людей.

9. Предназначение философии

Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии че­ловек «становится подлинно совершенным». Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии при­чиняет много страданий. Немец­кий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как «по­след­нее выговаривание и последний спор человека». Наш со­оте­чественник B.C. Соловьев видел назначение философии в стрем­лении «к духовной целостно­сти человеческого существова­ния». Назначение философии — поиск удела человека, обеспече­ние его бытия в причудливом мире. Назначение филосо­фии состо­ит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспече­нии его совершенствования. Изучение философии — дело благо­род­ное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезья­ной цивилизации», чем без нее.

10. Заключение

Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих дея­ний, по­ступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуют­ся практические потенциалы филосо­фии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сию­минутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последст­вия своих действий, философия не несет ответственно­сти. Фи­лософы сознательно выступают против засилья легкомыс­лия, отказа от всестороннего анализа состоятельности намечае­мых планов практических действий и столь же основа­тель­ного рас­смотрения последствий уже сделан­ного. Философия поступка находит свое наиболее яркое выраже­ние в морали человека, в его этических ценностях. Практичность фи­лософии состоит в ее этической направленности, в морально­сти. Нет ничего практичнее, мораль­нее, чем хорошая филосо­фия. Человек — существо моральное, он призван жить по за­ко­нам морали, которые осмысливаются в этике, а не по зако­нам джунглей.

Список использованной литературы

1. Агунов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки Эволюции и перспективы М., 1982 2. Вальянов М.В. Основы философии. – М., 1999. 3. Канке В.А. Основы философии. – М., 2000. 4. Философский энциклопедический словарь М., 1989. 5. Философия. Основные идеи и принципы. Под. Ред. Ракипова А. И. М.,1990 с 58-64.


(C) 2009