Научная Петербургская Академия

Контрольная: Проблемы жизни и смерти в философии

Контрольная: Проблемы жизни и смерти в философии

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко Аттестационная контрольная работа по философии Тема: «Проблема жизни и смерти в философии» Работа выполнена Студенткой 305 группы Филологического факультета Специальность «Журналистика» Научный руководитель Тирасполь, 200 История философии В структуре мировоззрения различают два уровня: обыденно-практический; научно-теоретический. Исторические типы мировоззрения · Мифологический. Соответствует первобытной общине и ранним стадиям первобытной формации. Для мифологии характерно синкретичность или нерасчлененное сознание. Люди представляли себе мир как хаос, нагромождение случайностей. Правда и вымысел в мифах еще не отделены друг ото друга. · Религиозный. Постижение мира происходит через его удвоение: мир земной и мир небесный. Вера в сверхъестественные силы – это неотъемлемый атрибут религиозного сознания. · Философский. Появился примерно в 7-6 веке до нашей эры. Философия вере противопоставляет сомнение, чувствам и эмоциям – интеллект. Философия всегда стремилась к научному обоснованию своих положений. Предметом философии является мир в целом и мир как целое. Основной вопрос философии имеет две стороны: 1. что первично: материя или сознание? 2. познаваем ли мир? Бытие и материя 1. Категория бытия, её смысл, специфика и структура бытия. 2. Формирование научно-философских представлений о материи. 3. Движение. Его основные формы. Движение и покой. 4. Пространство и время. Литература: Спиркин Ф.Г. «Основы философии», «Философия» Радугин А.А. «Философия. Курс лекций. Энциклопедический философский словарь. Структура бытия В структуре бытия различают виды, уровни и формы. Виды – это объективная и субъективная реальность. Уровни – это актуальное и потенциальное бытие. Формы – природное и социальное бытие. В формировании научно-философских представлений о материи выделяют 3 периода. 1. Античность. Стихийный материализм. В это время под материализмом понимают либо природную стихию ( айперон; Анаксимандр) либо атомы (в переводе: неделимый). 2. Новое время, 17-18 века. По прежнему материя ассоциируется с атомами или корпускулами. Материю как субстанцию наделяют следующими признаками: протяженность, твердость, плотность, непроницаемость, вес, форма и т.д. 3.Конец 19 – начало 20 века. Кризис в естествознании, связанный с открытием электрона, радиоактивности, рентгеновских лучей, электромагнитного поля. Все эти открытия были использованы философами идеалистического направления для доказательства мысли о том, материя не существует.. Единственная реальность – это субъект (человек).Таким образом критика материализма ведется с позиции субъективного идеализма. (Мах, Авенариус; теория – махизм илиэмпириокритицизм) В 1908г. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» дает анализ кризиса в естествознании и делает вывод, что материя не исчезла, исчезли прежние представления о ней. «Материя – это философская категориядля обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.» В строении материализма выделяют 3 уровня: · неживая природа · живая природа · общество Философия и её предмет Философия – это форма общественного сознания, Форма общественного сознания складывается вместе с обществом и делится на: 1. отношение субъекта к субъекту. (Право, политика, мораль.) 2. субъекта к объекту, т.е. отношение к миру (религия, наука, искусство) Предметом Ф является та область духовной деятельности, в основе которой лежит рефлексия(рефлексио – размышляю) над самой духовной деятельностью, мир как целое. Основной вопрос Ф имеет 2 стороны: - отношение материи к сознанию (что первично?) - познаваем ли мир? Диалектика – это наиболее полное учение о развитии и взаимосвязи бытия и мышления; основанный на этом учении метод. Что первично: материя или сознание?

материализм

идеализм

дуализм

Считали что:Первична материяПервично сознание

Материя и сознание

возникли одновременно

1. стихийный материализм

1. объективный идеализм

Сознание или нечто духовное существует вне природы человека.

Существует рациональный и иррациональный идеализм.

представителиГераклит, ДемокритПлатон, ГегельДекарт

2. материализм нового времени

17-18 век

2. субъективный идеализм. Первична идея (дух, сознание). Но они ставят мир в зависимость от сознания и сводят мир к комплексу наших ощущений
представителиДидро, Гольбах, ЛамертиБеркли, Авенариус, Мах, Юмм
2.1 солипсизм (крайняя степень субъективного идеализма). Его представители не допускают существование какой-либо реальности вне человека: «Весь мир существует постольку, поскольку есть я».
3. материализм нового времени
представителиМаркс, Энгельс, Ленин
Гносеологические. и агностики – взять из моей тетради!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Структура Ф – то структурные элементы, которые считаются философской проблематикой: онтология - наука о бытии, гносеология – наука о познании, космология, этика, - наука о правилах и нормах поведения, логика, социальная философия. Бытие. Материя. Бытие – это всеохватывающая философская категория. Оно есть реально сущее. Формы бытия: 1. бытие вещей, тел делится на · вещи, тела, созданные природой · вещи, тела, созданные руками человека. 2.бытие человека · человек в мире тел, вещей · бытие собственно человека 3. бытие духовное: · общественное · индивидуальное 4. бытие социальное: · общественное · индивидуальное Антитезой бытия или «нечта» является ничто или небытие. Небытие – это понятие относительное, ибо в абсолютном смысле небытия нет. Проблема жизни и смерти Если человек ставит перед собой высокие идеалы, большие цели, он часто забывает о том, насколько коротка наша жизнь. Многие люди пытаются отыскать научные аргументы, ниспро-вергающие древнее учение о том, что человеческий дух неразрушим. Между тем, это стремление к уничтожению, стремление лишить человечество самой сокровенной, самой древней надежды напрасно выступает под лозунгом научности, потому что все этапы цивилизации, все общества имели эту мысль, эту идею и эту веру. Когда археологи открывают древние захоронения людей каменного века, они находят древних людей, похороненными в позе младенца в утробе матери своей. Древние люди считали, что после физической смерти начинается иная жизнь. Древние религии Египта, Вавилона, Индии, Греции всегда стояли на почве бессмертия души. Для древнего египтянина «иная жизнь» была подобна этой жизни. Тем не менее, человек в той, иной жизни отождествлялся с высшими существами, с богами, и его натура переживала некую таинственную трансформацию. Другие цивилизации представляли себе «жизнь после смерти» унылой и мрачной. Для индийского сознания личности не существует. Есть только одна сверхличность – это божественное бытие, всплесками которого являются наши личности. Рождаясь на короткое мгновение в мир, они уходят опять, погружаясь в сверхбытие. И только если жажда жизни, мирские привязанности, воздаяния кармы влекут их снова на землю, они воплощаются вновь в других живых существах или в людях. Тем не менее, индиец всегда понимал, что смерть – не конец. Первое в истории умозрительное обоснование бессмертия души дала греческая философия. Платон развивал мысль о том, что наше сознание, человеческий дух – начало не материальное, но, в то же время, вполне реальное. Человеческий дух не состоит из частей, он не является агрегатом, поэтому его нельзя дезинтегрировать, демонтировать. Самоанализ привел человека к великой мысли об «иноприродности» нашего "я" по отношению к стихиям этого мира. Дух человека, неосязаемый, невидимый, невесомый, является как бы гостем в этом природном мире, где всё можно так или иначе взвесить, измерить или увидеть. Когда-то покойного архиепископа Луку Войно-Ясенецкого, известного врача- хирурга, спросили: "Неужели Вы верите в существование души в то время, как Вы столько раз вскрывали мёртвое тело человека?" На что он ответил: "Я много раз вскрывал тело человека, но я никогда не видел в нём ни мысли, ни разума. Я видел только органы, мёртвые органы". Значит, в принципе невозможно увидеть то, что составляет самое существо человеческой природы. Люди, которые скончались на операционном столе, но потом, благодаря усилиям реаниматоров, вернулись к жизни рассказывали, что они видели своё тело со стороны, слышали слова врачей, сестёр, находившихся рядом, переживали необыкновенную, ни с чем не сравнимую лёгкость и чувство счастья, как при этом ясно работала голова, смотревшая, так сказать, со стороны на свою физическую голову. Жизнь является колоссальным тормозом, колоссальным вызовом водопаду смерти, который уносит материю в небытие, в смерть. В этой борьбе против смерти ноосфера похожа на гигантское древо, которое зимой, чтобы выжить, теряет листья. А листья – это бесчисленные индивидуумы, бесчисленные виды, роды, классы живых существ. Они гибнут, но мощное древо ноосферы, мощное древо жизни остается твёрдым и живым. Потому что тайные, сокровенные узы и нити связывают деревья и обитателей морских глубин, человека и мельчайшее насекомое, гигантского обитателя моря и то существо, которое мы можем видеть только под микроскопом. Единая структура жизни заложена во всю биосферу. И построена биосфера на основании тех элементов, которые она уже нашла в природе. А главный компонент жизни, дезоксирибонуклеиновая кислота, состоит из веществ, которые встречаются в неживой природе. И вот среди царства биосферы зарождается таинственным образом новое царство ноосфера, сферой разума. И вот удивительное свойство ноосферы: она не берёт за основу то, что есть в предыдущих фазах. Хотя элементы некоторые мышления мы встречаем в мире, но нет в природе того, что мы должны назвать духом – творчества нового, нравственного выбора, глубинного самосознания, стремления к бесконечности. Когда самка осьминога откладывает яйца, она убивает саму себя, срабатывает определенная железа, которая уносит её из жизни. Почему это так? Она выполнила своё предназначение. То же самое происходит с многими живыми существами. Альфред Рассел Уоллес, одновременно с Дарвином разработавший теорию эволюции путём естественного отбора, был поражён тем, сколько в дух и сознание человека заложено вещёй, которые не нужны ему для приспособления к окружающей среде. Более того, именно владея этими дарами, часто человек подвергает себя и опасности, и даже угрозе смерти. Жизнь животного, хотя и имеет в себе элементарные элементы психики и сознания, она является отражением их телесной жизни. И когда животное удовлетворило потребности телесной жизни, элементарные потребности психической жизни, ему больше ничего не надо, животное спокойно. Но если человек удовлетворил свои потребности, если он одет, сыт, если всё у него есть, если он нормальный человек, он на этом не успокоится. Потому что тот, кто ищет счастья не для себя, оказывается победителем низших начал. Человек, если успокаивается, деградирует. Человек – ноосфера, некая стрела, запущенная в вечность. Вся поэзия, всё искусство, вся тайна музыки – всё это не относится к области удовлетворения материальных нужд и потребностей человека. Да, конечно, для того, чтобы существовать в своём теле, человек в этом во всём нуждается. Но здесь происходит трансформация, как в случае угля и алмаза. Перестройка небольшая, и получается алмаз. Грязная земля, навоз – из неё поднимается прекрасный цветок. Это вовсе не значит, что дух человека порождается его телом. И если дух теряет возможность реализовать и проявлять себя через тело, это вовсе не значит, что духисчез. Он возвратился в свойственную ему сферу. Тело человека возвращается в объятия земли, в объятия матери-природы, в её круговорот. И ни один атом нашего тела не погибает, а он будет слит вместе с этим круговоротом мироздания. Если биосфера сохраняет в целостности жизнь, то для ноосферы важно не целое, а важны элементы. Ибо у духа есть одно величайшее свойство– его личностный характер. Дух – это не стихия. Сознание, мысль, творчество сконцентрированы вокруг магнитного полюса, который мы называем "я". Это великий и важный факт и свойство ноосферы. Таковы удивительные свойства духа: нематериальность, единство, сверхвременность. Потому что время внутри духа течет по-другому. Например, когда мы сидим, ждём чего-то, десять минут нам кажутся вечностью, – и наоборот. Есть восприятие духом времени, оно не соответствует объективной фиксации длительности времени. Дух творит. Человек создаёт нечто новое. Только дух способен создавать фантомы, изобретать, склеивать, разрывать. Только дух может трепетать от красоты и величия. Высшие проявления человеческого духа – в религиозном творчестве, в искусстве, музыке, в любви. Личность стоит на вершине. Она любит, она творит, она постигает, познаёт. И она не гибнет. Мы знаем то, что открывает нам Священное Писание. Оно говорит нам о невозможности для человека, – таковы слова апостола Павла, – по-настоящему представить и адекватно передать переживания потусторонние. Характерно, что и люди, описанные в книге "Life after life", или "Жизнь после жизни", не могли или с большим трудом подыскивали подходящие выражения, чтобы описать свой посмертный опыт. Я обращаю внимание ваше, каждого из вас, кому приходилось читать Евангелие: ведь Христос там, подразумевая вечную жизнь, подразумевая бессмертие человека, почти никогда не описывает этого состояния. И почти всегда говорит лишь о том, что человек должен делать в посюстороннем бытие, здесь и теперь, на Земле. Значит, нам достаточно знать центральную практическую истину: что мы сеем в этой жизни, то будет прорастать в вечности. Эхом будет отдаваться в вечности. И это так ясно и так логично. Иногда попадаются люди, которые имели тяжёлые жизненные проблемы. Они пытались решить их уехав из страны куда-то далеко. Но все проблемы остались с ними. Человек несёт их с собой. То же самое и смерть. Человек уносит в своём духе всё своё: и добро, и зло, и ничтожество, и величие. Естественно, ничтожество будет как бы перегорать, отходить. Но что будет с тем человеком, вся жизнь которого была погружена во зло, который сеял зло, который жил этим ничтожеством и элементарными стихиями, элементарными потребностями? Всё это может быть отрублено в одночасье, и человек лишен возможностей. Он не развивал себя духовно. Основатель экспериментальной психологии Фехнер говорил, что человек живёт вовсе не один раз, а три раза. Первый раз он живёт девять месяцев в утробе матери, он в одиночестве, и он спит. И тогда создаются его органы тела, те, которые принадлежат ещё биосфере. Потом он рождается, он переживает своё рождение, как смерть. Ребёнок задыхается, он отрывается от матери и, пока у него не раскрылись лёгкие, с ним происходит нечто подобное агонии. И вот наступает вторая жизнь. Здесь уже сон чередуется с бодрствованием, здесь уже не одиночество, а общение с определённым кругом людей. Здесь физическое, биосферный элемент человека, расцветает до конца и довольно быстро начинает увядать. Но здесь же развивается, раскрывается, обогащается и растет (или может расти) его духовное начало. А потом наступает третья жизнь. В ней нет сна, это вечное бодрствование. И она распахнута для бесчисленного количества духовных существ. Только пророки, только ясновидцы, только мистики, да и каждый человек в особые моменты своей жизни может пережить на секунду такие мгновения, когда "внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье". В такое мгновение, когда кажется, что вся вселенная вмещается в тебя. Соприкосновение этому опыту будущего, космического сознания – это то, что ожидает человека. Но ожидает его не даром, а ожидает как результат его упорного труда. Учение о бессмертии является важным движущим фактором той ответственности, которую человек несет за себя, за других, за свои деяния, за свои слова и даже мысли. В человеке спрятаны, скрыты, закодированы величайшие возможности, огромные, превосходящие вообще всю нашу земную жизнь. Поэтому раскрытие этих возможностей ожидается лишь в процессе бесконечной эволюции, бесконечного становления духа. А бесконечное становление здесь, на земле, невозможно. Всем нам придётся умирать, и поэтому человек должен, так или иначе, готовиться к этому. Раздумья о скоротечности нашей жизни – это не мрачная мысль, а мысль о том, что жизнь ориентирована на Вечное. Мысль о том, что эта земная жизнь есть лишь момент бытия, лишь отрезок, мост, по которому надо пройти. Но не нужно делать из сказанного вывод, что жизнь земная не имеет значения. Всё, что мы делаем здесь, отдаётся в Вечности. И зло, и добро уходят вместе с нами. Поэтому надо помнить, насколько важно обогатить себя внутренне. Это и есть "блаженство нищих духом". Блаженство – потому что они получают богатство через тайну Божию, через Откровение, через Иисуса Христа и Его Благую Весть. Каковы бы ни были научные данные, которые будут подкреплять наше представление о бессмертии, в основе всего должно быть направление нашей воли, вектор и стрела нашей воли, которая направлена в вечность, к добру, идущая навстречу призыву Творца, звучащему в Евангелии: "Будьте совершенны". Литература: А. Мень Бессмертие души. Первая лекция из цикла «Жизнь после жизни», 1990 год.


(C) 2009