Научная Петербургская Академия

Контрольная: Немецкая классическая эстетика

Контрольная: Немецкая классическая эстетика

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. И. Кант 4

2. Ф. Шиллер 6

3. Г.В.Ф. Гегель 8

Заключение 13

Список литературы 14

Введение

Немецкая классическая эстетика ХУШ-Х1Х вв. — важнейший этап в развитии

мировой эстетической мысли. Наиболее выдающимися ее представителями были

Кант, Фихте, Шиллер, Гегель, Фейербах. Их главной заслугой является понимание

эстетической науки как органичной и необходимой части философии и включение

ее в свои философские системы.

Диалектический метод исследования немецкие философы ус­пешно применяли не

только к изучению эстетических проблем, но и к анализу всего мирового

художественного процесса.

Классики немецкой философии видели связь эстетических проблем и искусства с

важнейшими задачами данного историческо­го периода, постоянно подчеркивая их

тесное взаимодействие с жиз­нью общества и человека.

Эстетические концепции содержали в себе гуманистические тенденции, ибо

опирались на диалектический метод исследования и рассматривали художественную

культуру исторически. Немецкая классическая эстетика оказала сильнейшее

влияние на развитие эс­тетических теорий Англии, Франции, Италии, России.

1. И. Кант

Основоположником немецкой классической эстетики был вы­дающийся философ И.

Кант (1724-1804). Главным сочинением Канта по эстетике стала »Критика

способности суждения» (1790). Вслед за «Критикой чистого разума» (1781)и

«Критикой практического ра­зума» (1778), она представляет собой третью часть

его теории позна­ния, излагающую три основных вида «общих способностей души».

Эстетическая часть «Критики способности суждения» состоит из двух разделов:

«Аналитика прекрасного» и «Аналитика возвы­шенного». В «Аналитике прекрасного»

Кант объясняет природу эс­тетического суждения, которое, по его мнению, отлично

от логичес­кого суждения. Эстетическое суждение является «суждением

вку­са», в то время как логическое имеет своей целью поиск истины. Особым

видом эстетического суждения вкуса является прекрасное.

Кант определяет четыре момента субъективного восприятия прекрасного:

1. прекрасное свободно от практического интереса;

1. прекрасное носит всеобщий характер и имеет значение для каждо­го;

2. красота есть форма целесообразности предмета, поскольку она

воспринимается в нем без представления о цели;

4. прекрасное есть то, что нравится без понятия, как предмет необходимого

любования.

Во второй части «Критики способности суждения» — в «Ана­литике возвышенного»

— Кант развивает свое учение о возвышен­ном. Философ подчеркивает, что

возвышенное обладает теми же че­тырьмя характеристиками, что и прекрасное.

Возвышенное также свободно от интереса, оно имеет значение для всех, оно

целесообраз­но и необходимо. Между тем Кант показывает и различие. Он

выде­ляет два типа возвышенного: «математически возвышенное» и «ди­намически

возвышенное». Примером первого являются величины, имеющие протяженность во

времени и пространстве: небо, океан;

второе — выражает величины силы и могущества: наводнения, зем­летрясения,

ураганы. В обоих случаях возвышенное подавляет наше воображение.

В «Критике способности суждения» Кант уделяет внимание и двум другим основным

категориям эстетики — трагическому и ко­мическому. Правда, о них он

говорит гораздо меньше, скорее пытаясь показать их во взаимосвязи, в

координации с прекрасным и возвы­шенным.

В своем анализе искусства философ сосредоточивается на двух вопросах: природа

и воспитание гения и классификация ис­кусств.

Кант формулирует четыре качества художественного гения:

- гений абсолютно оригинален;

- творчество гения должно быть образцовым;

- гений — это способность создавать правила;

- гений встречается лишь в искусстве.

В ходе своего дальнейшего рассуждения философ приходит к выводу о том, что

гений нуждается в воспитании и образовании, ибо без этого любая одаренность

вырождается.

Другая проблема, к которой Кант обращается в своем учении об искусстве, — это

систематизация и классификация его видов. Все искусства философ разделил на:

словесные (красноречие и поэзия), изобразительные (пластика, живопись) и

искусства «изящной игры ощущений» (музыка и искусство красок). Ведущим видом

искусства Кант считает поэзию, которая «... эстетически возвышается до идеи»

(Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-и тт. Т. 5.— С. 345). По

способности вызвать «душевное волнение» после поэзии идет му­зыка.

Среди изобразительных искусств предпочтение отдавалось живописи.

Заканчивая изложение эстетики классификацией изящных искусств, Кант производит

эту систематизацию «по суду разума». И он твердо уверен в том, что то

искусство, которое ничего не дает для идеи — деградирует.

2. Ф. Шиллер

К числу ярчайших представителей немецкой классической эстетики принадлежит

поэт и философ Ф. Шиллер (1759-1805). В своем творческом становлении он

прошел ряд этапов. Первона­чально его деятельность была тесно связана с

литературно-художе­ственным движением просветительского характера «Буря и

натиск». Это движение зародилось в 70-80- е гг. XVIII в. в Германии, как

идеологическое наступление демократической мо­лодежи («бурных гениев») на

существовавшие каноны в духовной культуре. Лидером организации был И. Г.

Гердер, а среди тех, кто се­бя активно проявлял, были

И. В. Гете, Ф. Шиллер, Ф. М. Клингер и др.

« Штюрмеры» (так они себя называли сами от немецкого назва­ния движения)

выдвинули ряд важнейших эстетических положе­ний, которые стали

принципиальными в их теоретическом наследии:

1) исторический подход к литературе и искусству. Искусство долж­но

рассматриваться с точки зрения соответствия его произведений «духу своего

времени»;

2) зависимость искусства от естественной (природной) и социальной Среды;

3) каждый народ должен иметь свою художественную культуру, пронизанную

национальным ду­хом;

4) «новое прочтение» мирового культурного наследия.

Под влиянием эстетических идей «Бури и натиска» Шиллер в первых теоретических

сочинениях «О современном немецком те­атре» (1782), «Театр, рассматриваемый

как нравственное учрежде­ние» (1784) — выдвигает на первый план театр, как

наиболее мощ­ное средство пропаганды новых идей и воспитания нравственности.

В своих ранних статьях и драмах Шиллер выступает против пра­вил классицизма,

нарушая все привычные каноны классицистского театра, обосновывает свободу и

универсальность художествен­ного гения.

Наиболее полно эстетические взгляды Шиллера представлены в работе «Письма об

эстетическом воспитании» (1793-1795). Здесь фило­соф формулирует концепцию

эстетического воспитания личности, ак­центируя внимание на мирном,

нереволюционном пути буржуазно-де­мократического преобразования общества.

Анализируя современную эпоху, Шиллер признает неизбежность антагонистических

классовых противоречий, объясняя это «отвратительными нравами культурных

классов»,и также «грубостыо и беззаконными инстинктами низов». Преодоление

противоречий действительности Шиллер видал только в ис­кусстве, в эстетическом

воспитании. Все содержание «Писем» и состоит в попытке доказать осуществимость

этой утопии. Человек, пишет Шил­лер, двумя путями может удалиться от своего

назначения: стать жерт­вой «грубости» или «изнеженности и извращенности».

«Красота должна вывести людей на истинный путь из этого двойного хаоса» (Шиллер

Ф. Письма об эстетическом воспитании. Собр. соч. В 7-и тт. Т. 6.— М., 1955.— С.

314). В дальнейших рассуждениях Шиллера особое значение получа­ют два понятия:

«игра» и «эстетическая видимость». Игра, по мнению философа, имеет большое

значение в жизни человека. Она представля­ет собой деятельность, свободную от

всяких практических целей. В игре человек реализует себя наиболее гармонична В

процессе игры создает­ся «эстетическая видимость», которая отличается как от

самой реально­сти, так и от воображения и фантазии. Шиллер вместе с Гете,

Лессингом, Гердером и Винкельманом стояли у истоков рождения нового

европейского идейного и художе­ственного движения — романтизма.

Романтизм — это мощное художественное направление, в ос­нове которого

лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную

и безграничную свободу личнос­ти. Сутью романтического мировосприятия

является признание драматического неразрешимого противоречия между низменной

действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а под­час и вообще

нереализуемым.

Для романтизма как художественного стиля характерно про­тивопоставление

«подражанию природе» творческой активности художника, отрицание нормативности

в создании произведений ис­кусства и обновление художественных форм. Понимая

искусство как высшую реальность, романтизм стимулирует ассоциативность

художественного мышления и взаимопроникновение различных ви­дов и жанров

искусства. Произведения романтиков наполнены чув­ствами восторга и

разочарования, воодушевления и отчаяния. Эти душевные колебания создавали

ощущение непостижимости дейст­вительности, вечной загадки мира, признания

невозможности его полного духовного постижения. Гетерогенность романтического

сти­ля породила неустойчивость всей художественной системы в целом.

Романтическая эпоха — время небывалого расцвета музыки (Ф. Шопен, Г.

Берлиоз, Ф. Шуберт, Ф. Лист), живописи (Э. Делакруа, Т. Жерико, Д.

Констебл, О. Кипренский) и литературы (В. Скотт, А. Дюма, Э. Гофман, М.

Лермонтов). В романтическую эпоху люди по­чувствовали движение времени,

общественные перемены, что со­провождалось небывалым интересом к народной

культуре, ее исто­кам и к росту национального самосознания во многих

европейских странах. Романтизм нашел свое выражение не только в сфере

идео­логии, но и в сфере общественной психологии, выступив как опреде­ленное

мироощущение и мировосприятие эпохи.

3. Г.В.Ф. Гегель

Теоретическое наследие Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) стало свое­образным итогом

развития немецкой классической эстетики. Фило­софу удалось не только обобщить и

систематизировать наиболее су­щественные идеи своих предшественников, но и

ввести в рассмотре­ние эстетических проблем историзм и диалектику.

Свое эстетическое учение Гегель излагает в лекциях, прочи­танных в

Гейдельбергском (1817-1818) и Берлинском (1820-1829) университетах.

«Эстетика» Гегеля состоит из введения, учения о прекрасном или идеале, учения о

трех формах существования искусства и тео­рии отдельных его видов (архитектуры,

скульптуры, живописи, му­зыки, поэзии). Остановимся на тех страницах

гегелевского сочинения, которые раскрывают природу искусства, специфику его

обще­ственного функционирования, противоречие идеологических и гу­манистических

тенденций в нем.

В своей «Эстетике» Гегель последовательно провел историче­ский принцип

рассмотрения искусства, подчеркнув огромное соци­альное значение этого

явления. Согласно его грандиозной по своему идейному богатству эстетической

концепции искусство проходит три стадии, характеризующие изменение

соотношения содержания и формы: символическую, классическую, романтическую.

Символическая форма искусства (которой соответствует ис­кусство Древнего

и отчасти средневекового Востока) — есть его на­чальная стадия. Ей предшествует

так называемое «предыскусство», то есть басни, притчи, аллегории, дидактические

поэмы. Символиче­ская форма характеризуется тем, что в ней идейное содержание

еще не обладает особой индивидуальностью, которая и является предпо­сылкой

«идеала». Однако эта еще неясная идея не может найти адек­ватную форму

выражения. Это приводит к символизму, который способен создать только «внешнюю

среду» для идеи. Как следствие этого наблюдается отсутствие единства между

содержанием и фор­мой, более того ощущается преобладание формы над содержанием.

Принципу символической формы искусства более всего соответст­вует, по мысли

Гегеля, архитектура.

Классическая форма искусства включает в себя единство со­держания и

формы. Путь к этому единству отражен в борьбе старых и олимпийских богов

античной Греции и в победе последних. Идея, получившая в образах классического

искусства черты индивиду­альности, выступает как идеал.

Эстетический идеал в классическом искусстве Греции порож­дает гармоническое

единство содержания и формы, что получило наиболее полное выражение в

античной классической скульптуре. Между тем, очеловечивание облика античных

богов постепенно при­вело к умножению случайных черт в их реальном облике.

Это, в свою очередь, стало причиной их гибели, как носителей классического

идеала. Подобное разложение классического искусства и способст­вовало

переходу к романтической его форме.

Романтическая форма искусства утверждала приоритет ду­ховного содержания

над чувственной формой. В свою очередь, изжи­вание формы ведет и к

самоуничтожению искусства, ибо оно по сво­ей природе нуждается в чувственной

форме. Романтической форме искусства по этапам восхождения к духовному

соответствуют живо­пись, музыка, поэзия.

Изложенная выше эволюция, по Гегелю, есть реализация ис­кусством его основной

социальной функции — познавательной, по­скольку искусство есть форма

самопознания абсолютной идеи.

«Именно искусство, — подчеркивал Гегель, — доводит до сознания истину в виде

чувственного образа, который в самом своем явлении имеет высший, более

глубокий смысл и значение» (Гегель Г. В. Ф. Эс­тетика. Т. 1.—М, 1968.—С.

109).

Все другие функции искусства в «Эстетике» Гегеля рассмат­риваются в зависимости

от познавательной функции и потому не имеют самостоятельного значения.

Обращение к абсолютному духу, в котором, якобы, искусство должно найти свою

цель, показывает желание Гегеля увидеть прежде всего общечеловеческое

содержа­ние художественного творчества, его возможность быть одним из

способов «... познания глубочайших человеческих интересов, все­объемлющих истин

духа» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории филосо­фии. Соч. В 14-и тт. Т. 12— М.,

1958— С. 33).

Идея развития искусства по некоторым, различающимся друг от друга в

содержательном плане ступеням, включала в себя существенный зародыш историзма

в понимании функций искус­ства: от преобладания общечеловеческих аспектов и

мотивов в направлении все более заметного усиления классовых,

идеологи­ческих. Наиболее полно познавательные возможности искусства, по

Гегелю, выявляются тогда, когда общечеловеческое и классо­во-идеологическое в

его содержании как бы сливаются в единстве чувственного и рационального,

предметно-образной и идеальной формы. Это слияние он увидел в искусстве

античности. Но Гегель был далек от абсолютизации искусства Древней Греции.

Более то­го, он испытал сильное влияние романтической культуры своего

времени.

Гегель понимал, что исторически изменяется не только худо­жественный способ

воплощения идеала, но изменяется и сам обще­ственный идеал, становясь все

более сложным по своему нравствен­ному смыслу. Философ видел, что выражая

идеалы нового времени, искусство встает перед задачами, которые искусству

древности бы­ли бы очевидно не под силу. Отсюда вытекало сомнение Гегеля в

по­знавательных возможностях современного ему искусства и даже ис­кусства

будущего. Поэтому-то, считает он, гедонистическая и дидак­тическая его

функции становятся все более и более заметными в художественной жизни

общества.

Гегель, разумеется, видел начало кризисных явлений в соци­альном

функционировании современного ему буржуазного общест­ва. Искусство как бы

раздваивалось: его предметно-чувственное и духовно познавательное начала

теряли между собой их первона­чальную естественную связь. Первое уже не могло

играть той роли какую оно играло в искусстве древности. Человечество

поднялось на слишком высокую ступень в рациональном познании мира. Но,

поскольку духовное содержание ушло вперед, стало столь сложным, что не могло

быть уже воплощено в адекватную чувственно-образ­ную форму, познавательная

функция искусства теряет и свое преж­нее значение.

В самом искусстве, как средстве познания, начинают играть все большую роль

философские, рационалистические структуры. Считая упадок искусства в

индустриальную эпоху исторически не­избежным и разумным, Гегель оправдывал

противоречия капитали­стического развития. Он звал человечество навсегда

примириться с условиями индустриальной цивилизации, которые он рассматри­вал

как вечные, единственно разумные условия жизни.

По существу, Гегель подошел к мысли не о том, что искусство должно отмереть

вообще, а о том, что его социальные функции ко­ренным образом изменяются,

идеологизируются и усложняются. Познавательная функция уже не может быть

столь специфична ис­кусству как на его первых двух исторических ступенях. Но

далее, констатировал Гегель, искусство не соответствует более «духу

вре­мени». «Дух нашего современного мира, — писал он в своей «Эстети­ке», —

точнее говоря, дух нашей религии и нашей, основанной на разуме культуры,

поднялся, по-видимому, выше той ступени, на ко­торой искусство представляет

собой высшую форму осознания абсо­лютного» (Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1.—

С. 16).

И хотя историчность и диалектичность мышления Гегеля под­водили его к

пониманию многофункциональности искусства, опре­деляющим стало стремление

видеть в искусстве лишь специфичес­кое чувственное выражение некоего

универсально-логического иде­ала. «Искусство имеет своей задачей, —

подчеркивал Гегель в «Лекциях по истории философии», — раскрыть истину в

чувствен­ной форме, в художественном оформлении» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по

истории философии // Гегель Г. В. Ф. Т. 12. С. 60). При этом исклю­чалась

возможность обнаружить прямую зависимость искусства от материальной жизни

общества. Более того, по мысли Гегеля, обще­человеческие, гуманистические

тенденции в содержании искусства вступают в противоречие с идеологическими

нормами существовав­ших в тот исторический момент социальных отношений.

В своей «Эстетике» Гегель глубоко анализирует древнегрече­скую трагедию,

скульптуру и архитектуру, средневековый эпос, ви­зантийскую живопись,

искусство Ренессанса, классицизма, тем са­мым оказывая воздействие и на

осмысление теории художественно­го творчества.

Огромное влияние оказала гегелевская эстетика и на совре­менников великого

философа. Это способствовало появлению новых имен, эстетических школ и

направлений, в основном позитивистско­го плана. Неогегельянцами называли себя

К. Розенкранц, автор «Эс­тетики безобразного» (1835), А. Руге, написавший

«Новую предварительную школу эстетики» (1837), и Ф. Г. Фишер, чей труд

«Эстетика или наука прекрасного» представляет собой достаточно развернутое

сочинение.

Заключение

Немецкая классическая эстетика конца XVIII — начала XIX вв. внесла существенный

вклад в развитие мировой эстетической мыс­ли. Ее главными достижениями,

бесспорно, являются рассмотрение проблем эстетики и искусства с точки

зрения историзма, активнос­ти и диалектичности сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973. – 216 с.

2. История эстетической мысли. В 6-и тт. Т. 1-4. – М., 1984 – 1987. – 288 с.

3. Либинзон З.В. Фридрих Шиллер. – М., 1976. – 304 с.

4. Радугин А.А. Эстетика: Учеб. пос. для вузов. – М.: Центр, 1998. – 240 с.



(C) 2009