Научная Петербургская Академия

Контрольная: Личность и общество

Контрольная: Личность и общество

Московская академия экономики и права

Рязанский филиал

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «ФИЛОСОФИЯ»

Рязань 2000 г.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Проблема человека в философии. Понятия: «человек», «личность», индивидуальность.

Диалектика взаимосвязи социальной среды и личности. Социальное и

биологическое в индивидуальном развитии человека и в антиобщественном

поведении.

Историческая необходимость и свобода личности. Свобода и ответственность,

права и обязанности личности.

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте

человека в мире- одна из основных проблем в истории философской мысли.

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии

древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского

мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а

человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек

несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и

враждебен. Идеальное существование человека- это жить в согласии с этим

миром.

Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении

человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены

основы гуманизма- идейного течения, которое рассматривает человека как

существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения,

представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог

рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из

его многочисленных созданий.

Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и

тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в бога.

Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание на

внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки для

отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного

противопоставления ему.

В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила человека в

предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как

специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от

религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая

ориентация философии, заложенная в античности. Философия эпохи Возрождения

утверждала идею всемогущества и всесилия человека.

Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека

над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного

индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени подчеркивала,

что человек- это продукт окружающей природы, а не результат собственной

деятельности.

В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно

противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.

В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма как

философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже

есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы,

плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке- это его

разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью

силы знания.

В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к

пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное,

творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте). История

общества рассматривалась как история становления свободы человеческого рода

посредством его деятельности. Конечная цель истории- гуманизм как состояние

человечности, преодоление отчуждения и обретения свободы. И.Кант заложил

антропологию- учение о человеке. Гегель разделял кантовскую антропологию,

стремился к познанию целостного человека, его духовной природы. Л.Фейербах

сделал человека предметом своей философии, создал человеческую религию.

Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности

общественных отношений и истории человечества. Центральные идеи марксизма-

идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой

материалистически и конкретно- исторически (сущность человека- совокупность

общественных отношений).

Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична, она

обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл истории,

добро и зло- все это важнейшие темы для этой философии. Главная проблема для

нее- усовершенствование человека. Русская религиозная философия всегда

призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к самосовершенствованию

и обретению высокой нравственности, выраженной в совести.

Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать этот

мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные и

нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно

ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества

человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии

человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении

гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме

человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблем

современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной ситуацией в

мире.

В 20-х- 30х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как

«философия человеческого существования». Основной темой в этой философии

стала тема существования человека в отчужденном мире общественных отношений.

Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает

умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее, только если

человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир,

делая его более человечным.

Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход

оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных

знаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции.

Человек- не только материально- социальная система, которую можно изучить и

измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, управляемый ценностями и

смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является,

во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных

мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно- историческими и иными

причинами. В третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о

сущности и природе человека, смысле его существования.

Для исследования человека как весьма сложного объекта научного познания

философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно

и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его

существования.

Прежде всего, человек- это высшая ступень живых организмов на земле, субъект

общественно- исторической деятельности и культуры. Понятие человек- понятие

родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного

человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты

человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется

понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые

черты и качества, присущие данному индивиду.

Личность- это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе

воспитания и самовоспитания, духовно- практической деятельности и

взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными

качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь

им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична.

Личность- это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение,

преодоление рабства и обретение свободы.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной

личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность,

прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек- это

человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он

не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

По природе своей человек является существом активным, деятельным. В

значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор

истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика,

познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования человека в

качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только

окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности

людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они изменяются в ходе

деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все пять внешних чувств

человека созданы историей труда и промышленности. Благодаря деятельности

человек является существом пластичным, гибким. Он- вечная незавершенная

возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве своей беcпокойной

духовной и физической энергии.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального

наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе

социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,

прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности

он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и

эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом

зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать орудия

труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на нормы

нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.

При философском исследовании человека существует и биосоциальная проблема.

Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризует

природу человека.

Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия социального

и биологического, приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого»

в человеке.

Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,

физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы

человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности

человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы

реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают человеку

саму возможность существования в мире.

Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его способности

мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к

внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет социальные силы

человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е.

приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно- практического опыта

человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности.

Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и биологического.

Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд, Ф,Гальтон).

Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, что

есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственными

генетическими данными.

Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку

человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью отрицают

биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение.

Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше

названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать

человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.

Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров- природного

и социального. Но подчеркивается, что основные качества (способность мыслить

и практически действовать) имеют все же социальное происхождение.

В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным

воздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологических

факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.

Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его социальных

качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек, чтобы

остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу

существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и

социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности

для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению.

Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир,

выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой

возможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедий

человека, всех его взлетов и падений.

Свобода рассматривалась в соотнесении с необходимостью (законами), с

произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон

свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др.

свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто

отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,

нарушающим законы природы и социальной жизни.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый

человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво,

неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво

диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он

несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности- уровень

физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер

общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так

называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и

существует в различных формах.

Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его

контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение

означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это

как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.

Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение

человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря,

свобода- это не- рабство, раскрепощенность человека. Она означает его

освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и

социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со

своими интересами и представлениями.

Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь

пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и

анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную

свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных

групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы

существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие

свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей.

Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи

экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство

обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность

человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д.

Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека.

Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как

личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в

котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за

нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она

неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в

разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна,

в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

Литература

1. Агапов В.И. Проблемы философии. Рязань 1998.

2. В.Г.Горбачев. Основы философии: Курс лекций. 1997.

3. Мир философии. М.,1991. Ч.2.

4. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

5. Философия: Учебник для высших учебных заведений/под ред.

В.П.Кохановского. Ростов н/Д. «Феникс», 1996.



(C) 2009