Научная Петербургская Академия

Контрольная: Философия- наука или мировоззрение

Контрольная: Философия- наука или мировоззрение

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа

По курсу «Философия»

Преподаватель:Пименов В.Ю.

Исполнитель: студентка 2-го курса

Специальность: библиотечно-информационная

деятельность

Специализация: библиотекарь-библиограф.

Преподаватель

К.Т.А.

№ зачетной книжки:

«Философия. Наука или мировоззрение»

Домашний адрес

Место работы: Профессиональное училище №.

Библиотекарь.

Смоленск, 2004

План

1. Введение

2. Философия как тип мировоззрения

3. Философия как наука

4. Заключение

Среди всех видов духовной деятельности есть одна, миновать которую не удается

никому, в чем бы он ни специализировался. Это философия. Почему она занимает

исключительное положение?

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о

ней самое первое, элементар­ное представление, навеянное случайными встречами

и знакомствами. Философия внедряется в наше сознание невольно, независимо от

того, желаем мы ее знать или нет.

Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать,

сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал.

На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не

подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.

О философии все что-то слышат с детства. О ней часто говорят взрослые,

упоминая о взглядах философов. Это невольно оставляет след в памяти.

Самые первые житейские впечатления о философии и философах могут оказаться

весьма далекими от истины. Так, в повседневной жизни слова «философ» и

«философия» нередко употребляют иронически. «Молчаливый, как философ»,—

характеризуют одного, желая, видимо, заост­рить внимание на его вдумчивости,

сосредоточенности. «Он не иначе как философ»,— замечают о другом: слиш­ком уж

сложно выражает свои мысли. При этом, вероят­но, хотят отметить

рассудительность человека, его умение логично выстраивать суждения,

разобраться в которых дано не каждому.

Как будто бы здесь заслуживает внимания представ­ление о том, что философия

связана с рассуждениями, процессами мышления. Однако недостаточность

житей­ских взглядов на философию легко обнаруживается.

Более перспективным и обнадеживающим для понима­ния философии будет не

разовая, случайная встреча с философами и философией, а специальное,

систематиче­ское ее изучение.

Человека, ничего не знающего о философии, нельзя за это называть недалеким

или глупым. Но смешон тот, кто желает занять у философии ума. Где ума нет,

там его никакой наукой и искусством не добавишь, и философией заниматься

тогда бесполезно.

Вместе с тем очевидно, что от занятий философией человек не становится

глупее. Эти занятия помогают во многом, в том числе и в развитии логического

мышления. Во всяком случае, они не бесполезны.

Можно прожить без многого, но нет людей, которые хотя бы в какой-то мере не

обращались к философии.

Даже человек, считающий своим основным достоинст­вом отказ от всяких

принципов, не обходится без филосо­фии, так как свою беспринципность он

возводит в систе­му взглядов, которой руководствуется в повседневной жизни.

Удивительно, но человек, всячески желающий избе­жать философии и жить без

нее, отнюдь от нее не осво­бождается, а возвращается к ней. Философия как бы

мстит ему, настигая его другой своей стороной. Прытко убегая от одной

философии, беглец медленно, но верно попадает в объятия другой.

Так чем же занимается философия? Русский философ С. Л. Франк (1877—1950)

писал следующее об истории этого слова: «Впервые мы встречаем его у Геродота

(V в. до н. э.), где Крез говорит посетившему его мудре­цу Солону: «Я слышал,

что ты, философствуя ради при­обретения знания, исходил много стран». Здесь

«фило­софствовать» значит «любить знание, стремиться к муд­рости». У Фукидида

(конец V в. до н. э.) Перикл в над­гробной речи над павшими в бою афинянами

говорит, прославляя афинскую культуру: «мы философствуем, не изнеживаясь», т.

е. «мы предаемся умственной культуре, развиваем образование». У Платона (IV

в. до н. э.) мы встречаем слово «философия» в смысле, тождественном

современному понятию науки, напр., в выражении «гео­метрия и прочие

философии». Вместе с тем у Платона мы встречаем указание, что Сократ любил

употреблять слово «философия» как любомудрие, жажда знания, искание истины,

противопоставляя его понятию законченного зна­ния, или мудрости софистов. У

Аристотеля по­является термин «первая философия» в качестве основ­ной или

основополагающей науки». Таким, каким это слово употребляется теперь, оно

стало лишь в конце ан­тичной истории.

Сам же С.Л. Франк так определял понятие философии: «Философия есть

рационально или научно обос­нованное учение о цельном мировоззрении».(5; с.

27) Так что же такое философия? Наука или мировоззрение?

Философия как тип мировоззрения

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Русский

философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека» определил

мировоззрение как «умственное окошко». (4; с. 13) В своей статье Соловьев

сравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса, «отвлеченный

морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше. Он писал: «В

окошко экономического материализма мы видим один задний, или как французы

го­ворят, нижний двор... истории и современности; окно отвлеченного морализма

выходит на чистый, но уж слишком, до совершенной пустоты чистый двор

бесстрастия, опрощения, непротивления, неделания и прочих без и не; ну а из

окна ницшеанского «сверхчеловека» прямо открывается необъятный простор для

всяких жизненных дорог, и если, пускаясь без оглядки в этот простор, иной

попадает в яму, или завязнет в болоте, или провалится в живописную,

величавую, но безнадежную пропасть, то ведь такие направления ни для кого не

представляют безусловной необходимости, и всякий волен выбрать вон ту верную

и прекрасную горную дорожку, на конце которой уже издалека сияют средь тумана

оза­ренные вечным солнцем надземные вершины» (3; с. 15).

Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от ориентации

личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов:

исторических условий, социальных перемен.

Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является

сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет

продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на

дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной

доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение,

творческая мысль, критичность.

«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому,

универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о

космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы

жизни» (Г. Мейер) (1; с. 27);

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов,

определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это

жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторически

первым был мифологический взгляд на мир.

Миф — это:

- общественное сознание, способ самовыражения древнего общества.

- наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены

зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов

искусства, собственно философии.

- единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и

мировосприятие тогдашней эпохи.

В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и

строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных

затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии.

Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме

жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже

базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте.

Особое место принадлежит в мифах проблеме культурных достижений человека;

мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной практики,

смысла, элементов науки и т. д.

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

- эмоционально-образная форма,

- очеловечивание природы,

- отсутствие рефлексии,

- утилитарная направленность.

Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт

на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил.

Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и

эмоций, художественных образов и научного знания.

Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием;

размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е.

размышление над собственными размышлениями) в мифологическом мировоззрении

отсутствует.

Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею

мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу,

счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.

В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном

обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и

общества.

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть форма

мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных

сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире

и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму

восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек

переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных

с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими

атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не рефлексивный тип

мировоззрения.

Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния

религиозного сознания субъекта.

Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамках религиозных

систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические

представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей

в христианской религии и т. д.).

В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку,

терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир

человека.

Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм философский

есть теоретическая основа религии.

Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по

объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической,

рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный

аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д.

Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия

обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не

просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей

систематизированной, логически упорядоченной форме.

Философия Согласно историческим свидетельствам, слово «философ» впервые

употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению

к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

«На олимпийских играх,- говорил Пифагор,- можно видеть людей трех основных

типов. Одни приходят, чтобы торговать — они стремятся к роскоши и богатству.

Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи — мудры, они

довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе, они

свободны от страстей, а потому это свободные люди». (2; с. 45)

Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии, но и выход от

тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.

Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новую ценностную

ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина становились

высшей ценностью).

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения. е. такому, в

котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте

человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна

из черт философского сознания.

По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику

идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой

практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия,

включая само существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир?

Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она

рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на

протяжении всей истории.

«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они

редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

Философия как наука

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание

процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на

основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени

выполняла по отношению к науке функции методологии познания и

мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой

также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической

доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство

разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой.

Еще греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и

компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного

мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм

человеческой деятельности, в том числе и для философии. Так чем же являются

результаты интеллектуальных усилий философов: надежным знанием или только

мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности

философских обобщений, обоснований, прогнозов? Вправе ли философия притязать

на статус науки или же такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на

эти вопросы обратившись к истории.

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и

только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял

Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием

своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах,

первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь

представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и

вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая

что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В

размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое

расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их

теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков.

Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева

наук» и «наука наук». (4; с. 63)

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само

слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что

вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи

сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном

состоянии отдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результаты

деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником

нравственной и религиозной жизни. Идеи, первоначально выдвинутые еще в

античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественнонаучный факт

- можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к

естествознанию.

В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные

суждения о величии науки и неполноценности философии. В это время возникло и

приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение

познавательные возможности философии, ее научность, одним словом

развенчивающее «королеву наук» в «служанки». В позитивизме был сформирован

вывод о том, что философия - это суррогат науки, имеющий право на

существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.

На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются

несостоятельными. Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия,

что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские

вопросы, будоражившие умы в течении столетий.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что

философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его

природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Посмотрим, как наука и философия взаимодействуют между собой.

Научно-философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций,

родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение,

интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих

закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых

уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума

позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об

общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе

конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального понимания философская мысль

группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует

общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя

опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает

философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий,

подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом

осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого,

логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функцию

интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения

познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной

степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен»

познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном плане

предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания.

Философия же заполняет их силой логического мышления.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих,

целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих

закономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений не вырабатывают

- в конкретных науках используется универсальный мыслительный

инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые

специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением

познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-

познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в

сфере философии.

Заключение

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много

общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно

причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия -

отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те

моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в

этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Таким образом, можно

сделать выводы:

1. Философия как модус культуpы. Место человека в миpе и сpеди дpугих людей -

вот объект pассмотpения философии;

2. Философия как миpовоззpение. Выявление теоpетических основ всякого

миpовоззpения - вот пpизвание философии;

3. Философия как фоpма общественного сознания. Поляpизация систем общих идей,

базиpующихся на пpотивоположных общемиpовоззpенческих пpинципах, - вот судьба

философии после появления основного вопpоса философии вплоть до его

исчезновения в гpядущем;

4. Философия как наука.

а) Аккумулиpуя pешение научным познанием многих вопpосов в относительно

немногих категоpиях, опpеделяет и поступательность и непpеpывность научного

познания;

б) непpеpывно возвpащается к стаpой пpоблеме соотношения истины и

заблуждения; (в) обобщая достижения конкpетных отpаслей знания, констpуиpует

самую общую методологию общего теоpетического и специального социального

познания;

г) pазpабатывает специальную науку о познании (теоpию познания) как таковую.

Таким обpазом, философия как явление вообще - полифункциональна. Она к тому

же является, очевидно, и суммой pазличных "типов философствования" (но,

очевидно, не всех...).

Можно считать это все одним из ваpиантов попытки обpатить обозначение

(обозначения) философии в ее опpеделение. Да и в нашем ваpианте следует

считать это опpеделение философии - пpедваpительным.»

Литература

1. Букин В.Р. Школьникам о философии: Книга для учащихся старших классов/

В.Р.Букин, А.Ф.Малышевский.-М.: Просвещение, 1992.

2. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение.-

М.,1990.

3. Соловьев В.С. Исторические дела философии // Из истории русской

гуманистической мысли.- М., 1993.

4. Философия. Учебник для вузов.- М.: ТОН, 1995.

5. Франк С.Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки./

С.Н.Франк.- М.: Просвещение, 1996.



(C) 2009