Научная Петербургская Академия

Контрольная: Философия Аврелия Августина

Контрольная: Философия Аврелия Августина

Московская государственная академия водного транспорта

Кафедра гуманитарных наук

Контрольная работа по философии

Тема: “Философия Аврелия Августина”.

Студентка I курса УП-4

Полунина Е.А.

Москва 2003

Контрольная: Философия Аврелия Августина

АВГУСТИН (Augustinus) Аврелий — христианский теолог. Родился в г. Тагасте

(Северная Африка). В своем духовном развитии прошел несколько этапов. Проявил

способности к наукам, изучал риторику в Карфагене, затем преподавал

красноречие в Риме, а позже в Медиолане (Милан). В течение 9 лет был

приверженцем манихейства — религиозного учения, исходившего из принципа

дуализма добра и зла, света и тьмы в мире, затем оказался под влиянием

скептицизма. Решающую роль в развитии Августина сыграло его знакомство с

неоплатонизмом — философским течением, опиравшимся на идеи великого

древнегреческого мыслителя — Платона. В 387 г. принял христианство. В

следующем году возвратился в свой родной город и стал во главе местной общины

христиан. В 395 году был посвящен в епископы г. Гипона, руководя всей

африканской церковью. Умер во время осады Гипона вандалами.

Августин — автор трактата по эстетике «О прекрасном и пригодном», в котором,

опираясь на идеи Аристотеля, развивал положение о том, что красота

представляет собой единство в многообразии. Однако этот принцип

разрабатывался им на принципиально отличной от античной эстетики основе.

Красота в мире, по Августину, существует не сама по себе и не как отражение

идеальной красоты, сосредоточенной в мире высших смыслов, а как проявление и

свидетельство попечения Творца о твари, постоянное участие Бога в делах мира.

Центральный пункт размышлений Августина — «новый» человек в его отношении к

Богу и миру; становление человека как личности от ветхого к новому,

преодоление себялюбия в любви к Богу. Теоретические основы процесса —

философская теология, учение о тринитарной структуре личности как чистого «я»

разработаны в трактате «О Троице».

Широко известна "Исповедь" Августина, где он с глубоким психологизмом и

предельной искренностью описал свою жизнь и основания своей веры. В ней

Августин немало и с непревзойденной интеллектуальной изобретательностью

рассуждает о проблемах времени и пространства. Он ставит перед собой смелые

богословские вопросы: мог ли Бог создать этот мир раньше или позже, чем создал?

что делал Бог до того, как создал мир? Как соотносится Бог с понятиями времени

и вечности? В решении их Августин примыкает к платоновскому истолкования

времени, то есть считает время сотворенной субстанцией. Мир создан не в текущем

времени, утверждает Августин, но время начинает идти от сотворения мира.

Бог находится в вечности, и потому к ней неприменимы временные понятия:

"раньше", "позже", неправомерно спрашивать Бога, что он делал тогда, когда мира

не было. "Когда не было времени, не было и "тогда"... Всякое время создал Ты, и

до всякого времени был Ты, и не было времени, когда времени вовсе не было"

(Исповедь, с.326). Следовательно, Бог не мог создать мир ни раньше ни позже,

чем создал, то есть время начинает идти только и сразу с сотворением мира.

Аврелий Августин обсуждает вопросы долготы и краткости времени, длительности

прошлого, измерения времени, психологические подходы к времени? Время

разбивается на прошлое, настоящее и будущее, причем первого уже нет, третьего

еще нет, а настоящее неуловимо, непрерывно проходит. "Время, становясь из

будущего настоящим, выходит из какого-то тайника, и настоящее, став прошлым,

уходит в какой-то тайник" (там же, с. 333). Тем не менее, не могли бы

мы измерять какую-то иллюзию, следовательно, время есть некоторая реальность.

Что же мы измеряем во времени, если никак не можем уловить его суть? -

спрашивает он. Реальностью можно назвать и прошлое, которое было когда-то

настоящим, и будущее, которому только предстоит стать настоящим. Каждый из

нас образ прошедшего несет в своей душе, вспоминает о нем. Будущее видят

предсказатели. Значит, существуют на самом деле, имеют не мечтательное бытие

все три ипостаси времени.

В нашей душе находится тот тайник или источник длительности, которым мы

измеряем глубину прошлого, которое существует не само по себе, а только в

связи с глубиной воспоминания. Ничто иное, как память несет слова и образы

вещей. Количество конкретного воспоминания для нас равно силе и глубине

впечатлений. Точно также и предсказание, предварительное обдумывание на

основании тех образов, которые находятся у нас внутри, в памяти, рисуют нам

облик будущего. Следовательно, говорит Августин, нет ни будущего, ни прошлого

самих по себе, а есть три лика одного времени - настоящее прошедшего,

настоящее настоящего и настоящее будущего, связанные с памятью и

впечатлением, которые суть важнейшие инструменты понимания времени. Бог хочет

сказать нам, что мы не должны допускать рассеивания внимания; наша

обязанность по отношению к сущему - помнить все, прошедшее удерживать в своей

душе.

Более отчетливо, чем философы античности, Августин выделяет понятие

пространства, которое тогда в основном называлось местом. Для него так же как

и время, пространство имеет некоторую реальность независимо от наполняющих

его вещей. Он называет пространство не передвигающимся сосудом, то есть не

совпадающим с границами тел.

Рассуждения Аврелия Августина значительно очистили от наслоений традицию

Платона и Аристотеля и развили субстанциальную концепцию времени, приверженцы

которой стремятся обосновать независимость течения времени и существования

пространства от движения материальных тел. Логические построения и

неожиданная постановка вопросов Августина о времени и пространстве всегда

вызывали философский интерес; они способны и сегодня служить источником новых

образов и ассоциаций.



(C) 2009