Научная Петербургская Академия

Доклад: Шарль Монтескье

Доклад: Шарль Монтескье

Б и о г р а ф и я М О н т е с к ь е .

Шарль луи де Сектора барон де Лабред и де Монтескье родился в 1869году в

Лабред близ Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе

Франции . Принадлежал к знатному феодальному роду. В 1700-1711 годах

Монтескье учился в монастырской школе, где познакомился не только с трудами

средневековых схоластов, но и с произведениями античных авторов.

До 1729года на административных должностях в судебных органах и одновременно

много занимается научной работой, избирается академиком Бордосской академии. В

это время усиленно занимается физико-математическими науками.

С 1726года Монтескье целиком отдается литературе и научной деятельности в

основном в области философии, социологии, юриспруденции, искусства. Много

путешествует по Западной Европе, некоторое время живёт в Англии. Вся жизнь

Монтескье – неустанный труд самообразования. Ещё в юношеские школьные годы он

живо интересовался античной философией и литературой. Прочитал в подлиннике не

только главные труды классиков древнегреческой мысли, но и обширную литературу

о них . По глубине и широте знаний Монтескье – в первом ряду выдающихся

деятелей Просвещения.

Первое по времени из наиболее значительных произведений Монтескье – «

Персидские письма », сатира, написанная образно, занимательно и остроумно .

Они принесли Монтескье славу как художнику слова. Их читали в придворных

кругах , аристократических салонах, книжных лавках и на улицах Парижа.

Критика светского общества , преисполненного спеси от пустой мишуры своей «

цивилизованности», от которой неотделимы суеверия, гнёт церкви и власти ,

оторванная от жизни учёность и искусство, состоящее из риторических

славословий , условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонкого

остроумия, сатира разворошила все пласты абсолютистской монархии, её

политическую жизнь, культуру, обычаи, нравы её подданных . Этими своим трудом

Монтескье немало содействовал краху абсолютизма.

В « Персидских письмах » Монтескье беспощадно критикует абсолютистскую

Францию, прежде всего за то , что в ней плохо живется крестьянам и

ремесленникам, а аз их счёт благоденствуют господствующие классы: « Чтобы один

человек жил наслаждаясь , нужно чтобы сотня других работала без отдыха.

Эти мысли перекликались с лозунгами плебейских движений 17 века , однако

сам Монтескье не делал непосредственных революционных выводов из своей критики

феодализма. Он видел спасение для Франции в конституционной монархии по

английскому образу.

Большое прогрессивное значение имела философско – историческая работа

Монтескье « Размышления о причинах величина и падения римлян » .

В ней автор пытается доказать на примере Римской империи , что только

там , где граждане свободны и независимы , где господствуют

республиканские нравы , общество в состоящих успешно развиваться . В

странах , где граждане отказываются от свободомыслия и становятся на

путь рабства , государство теряет свое величие и , в конечном счёте

терпит поражение от внутренних и внешних врагов.

Из книги следовал прямой политический вывод: Народ Франции должен

навсегда покончить с королевским деспотизмом и феодально – сословными

отношениями . В этой же книге нашли отражение исторические взгляды

Монтескье . Он отказывается от теологического понимания истории ,

выдвигает положение об объективной закономерности исторического

процесса.

Венцом всех научных и литературных трудов Монтескье было произведение

« О духе законов » , над которым он работал 20 лет . Этот труд

состоит из 31 книги по 20 и более глав . Здесь Монтескье критикует

глав . Здесь Монтескье критикует феодально – религиозный подход к

обществу и его закономерностям , разоблачает феодально – сословную

монархию , выступает против реакционных династических войн . Основной

методологической посылкой автора является положение : « Принципы свои

я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей ».

Многие из античных , средневековых и более поздних социологов

выводили общественные законы , исходя из того или иного абстрактно –

логического постулата , а не из « самой природы вещей » , то есть не из

реального исторического процесса .

Попытки Монтескье понять соотношение между объективными закономерностями

природы и общества и законами , создаваемыми людьми , особый интерес

к материальным условиям жизни общества имеют глубоко прогрессивный

характер.

ВЫПОЛНИЛ

АРТЕМ ПОГРЕБИНСКИЙ



(C) 2009