Доклад: Франческо Петрарка
Я – пока еще один из многих, хоть и всеми
силами стараюсь стать одним из немногих.
Франческо Петрарка
Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в
городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии нотариус, в
свое время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо было восемь
лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский двор. В
Авиньоне Петрарка провел все свое детство.
Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями Цицерона,
музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле да Прато.
Позже он говорил об этом: «Такая ладность и звучность слов сама собой
захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал, казалось мне
грубым и далеко не таким стройным». Несомненно, сочинения Цицерона
запомнились ему на всю жизнь.
В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям которых он
неотступно следовал в религиозном деле, были только древние авторы и
основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда же, в 1326
году Петрарка поступает на юридический факультет в Болоньи, где посещал
занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.
Пожалуй, один день – 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни Франческо
Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю жизнь. В
историю она вошла под именем Лауры. Кто она была – до сих пор достоверно не
известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои первые сонеты,
которые не только вошли в золотой фонд «поэтической науки любви», но и стали
великолепным образцом для последователей и подражателей Петрарки и остаются
ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был не только гениальным
мыслителем и философом, но и поэтом; он считается родоначальником итальянской
национальной поэзии.
В 1330 году Петрарка заканчивает учебу и поступает на службу к кардиналу
Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определенное общественное
положение, и возможность играть заметную роль в жизни современного ему мира.
В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об этом так:
«Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал, особенно великими
мне показались его развалины». Можно подумать, что мыслитель говорил так
шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом прошлом
тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке Воклюзе, близ
Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества. Поэтические творения
Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340 года он получил сразу
два предложения венчаться лаврами первого поэта: первое поступило от
Парижского университета, второе – из Рима. Петрарка, поразмыслив, отдал
предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был увенчан лаврами на
Капитолии.
Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла жизни более
чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене и Пизе умерло
больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла стороной.
В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни Боккаччо
(известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с
официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда были
изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него
университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять это
предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию, он
поселился не во Флоренции, а в Милане.
Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV от
государя Милана Галеаццо Висконти.
Весной 1362 года Франческо Петрарка, «уставший от мира, от людей, от дел,
уставший до крайности от самого себя», отправился из Милана в Прагу, следуя
троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан хозяйничавшими в
Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и поселился.
В Венеции Петрарка был почетным гостем. В решении Большого совета Венеции от
4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план устроения публичной
библиотеки, говорилось, что «на человеческой памяти не было в христианском
мире философа или поэта, которого можно было сравнить с ним». В своем
завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской республике с условием,
что они станут основой публичной библиотеки, устроенной по его плану.
По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей судьбе он
говорил так: «Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю свои
блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым, его
странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих. мне легче пересчитать
морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие ставила
завидующая моим трудам фортуна».
Петрарка как-то обмолвился: «Я хочу, чтобы смерть застала меня или молящимся,
или пишущим». Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в Аркве в ночь на
19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь одного дня.
Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и
гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных сочинений:
комедия «Филология», «Канцоньере», то есть книга стихов и песен, героическая
поэма «Африка», «Лекарства от превратностей судьбы», сборники сонетов «На
жизнь Лауры» и «На смерть Лауры», «Книга достопамятных вещей» и неоконченная
поэма «Триумфы».
Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином,
который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и
объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских
поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным
поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое, но
такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и вдохновении для них.
Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его «Канцоньере» надолго
определила пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым
образцом. Если на первых порах для современников и ближайших последователей у
себя на родине Петрарка являлся великим реставратором классической древности,
провозвестником новых путей в искусстве и литературе, то, начиная с 1501
года, когда стараниями типографщика Альдо Мануцио Ватиканский кодекс
«Канцоньере» был предан широкой гласности, началась эпоха т. н. петраркизма,
причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли.
Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому – творчество таких
известных поэтов, как Гонгора (в Испании), Камоэнс в (Португалии), Шекспир (в
Англии), Кохановский (в Польше). Без Петрарки их лирика была бы не только
непонятной для нас, но и попросту невозможной.
Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к познанию
задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского призвания
поэта.
В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в глаза
черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым.
Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главному
предмету сонетов и других стихотворений, составляющих «Канцоньере». Любви
Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество ученых произведений. Лаура
- фигура вполне реальная. Любовь к ней, как это часто бывает в настоящей
поэзии, романтическая и стремительная, концу жизни поэта несколько
приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о любви райской,
идеальной.
Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой (особенно
на склоне лет) себя бичевал – это любовь к славе. Не в смысле, однако,
простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с
творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило Петрарку заняться
писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала умеряться.
Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих
куда больше зависти, чем добрых чувств. В своем «Письме к потомкам» он с
грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед смертью даже готов признать
триумф Времени над Славой.
Начало знакомству русской общественности с Петраркой положил русский поэт
Константин Батюшков, едва ли не первый в России приверженец так называемого
итальянизма, автор статей о Петрарке. Батюшков также перевел один из самых
его известных сонетов – 269-й, и написал переложение его I канцоны, названной
им «Вечер». Огромнейшая заслуга в ознакомлении с творчеством Петрарки
принадлежит поэту Вячеславу Иванову. Пожалуй, основная заслуга Иванова как
переводчика Петрарки в том, что он, первый из крупных русских литераторов
подошел к Петрарке не “вдруг”, а во всеоружии основательнейших филологических
и историко-культурных познаний, оставаясь при этом изрядным стихотворцем.
Несомненно, Франческо Петрарка внес огромный вклад в развитие философии и
литературы в целом, прежде всего – как основоположник истинного гуманизма,
который, возможно, и оказался тем, что привлекало последователей и
подражателей Петрарки в его творчестве.
Франческо Петрарка. LXI сонет (перевод В. Иванова)
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце бог, тайком разящий нас!
Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!
Благословенны вы, что столько слав
Стяжали ей, певучие канцоны, -
Дум золотых о ней, единой, сплав!
Мысли и изречения Франческо Петрарки
ü Жизнь человеческая на земле – не просто воинское служение, а бой.
ü Личное присутствие вредит славе.
ü У всех одно правило: гнушаться читать что бы то ни было, если хоть
раз в жизни видел автора.
ü Любовь великолепно умеет побеждать.
ü Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души - оказывать
помощь слабым.
ü Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает
искренне и вполне – такое желание не может быть безуспешным.
ü Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда верилось
в настоящее и ближайшее будущее.
ü Часто зло известнее добра, и страшный ураган знаменитее ясной погоды.
ü Убогие и темные люди почти все делают в тайне – для счастливых нет
укрытия, нет умолчания.
ü Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок.
ü Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким,
каким должен стать.
ü Вообще обычное прискучивает, а редкостное захватывает.
ü Все становится весомей, тяготея к концу, самая гибельная ошибка
последняя, и один смертный час выносит приговор всем годам
жизни.
ü Многословие спорщика обычно сродни гневу.
ü Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда
вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.
ü Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее
утешит другого, чем себя.
ü Всякий век должен довольствоваться своими талантами.
ü Мир гибнет, и осталось утешаться только тем, что не пришлось
родиться позже, когда его состояние будет хуже.
ü Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних мнений и с
трудом отрываемся от них.
ü Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него,
как птица для полета и рыба для плавания.
Список литературы:
1. П. С. Таранов. «Анатомия мудрости: 120 философов». 1997 г.,
издательство «Таврия», г. Симферополь.
2. П. С. Таранов. «Эмоции ума». 1997 г., издательство «Реноме», г.
Симферополь
3. Большая Советская энциклопедия