Научная Петербургская Академия

Доклад: Франческо Петрарка

Доклад: Франческо Петрарка

Я – пока еще один из многих, хоть и всеми

силами стараюсь стать одним из немногих.

Франческо Петрарка

Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в

городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии нотариус, в

свое время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо было восемь

лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский двор. В

Авиньоне Петрарка провел все свое детство.

Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями Цицерона,

музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле да Прато.

Позже он говорил об этом: «Такая ладность и звучность слов сама собой

захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал, казалось мне

грубым и далеко не таким стройным». Несомненно, сочинения Цицерона

запомнились ему на всю жизнь.

В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям которых он

неотступно следовал в религиозном деле, были только древние авторы и

основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда же, в 1326

году Петрарка поступает на юридический факультет в Болоньи, где посещал

занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.

Пожалуй, один день – 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни Франческо

Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю жизнь. В

историю она вошла под именем Лауры. Кто она была – до сих пор достоверно не

известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои первые сонеты,

которые не только вошли в золотой фонд «поэтической науки любви», но и стали

великолепным образцом для последователей и подражателей Петрарки и остаются

ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был не только гениальным

мыслителем и философом, но и поэтом; он считается родоначальником итальянской

национальной поэзии.

В 1330 году Петрарка заканчивает учебу и поступает на службу к кардиналу

Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определенное общественное

положение, и возможность играть заметную роль в жизни современного ему мира.

В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об этом так:

«Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал, особенно великими

мне показались его развалины». Можно подумать, что мыслитель говорил так

шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом прошлом

тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке Воклюзе, близ

Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества. Поэтические творения

Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340 года он получил сразу

два предложения венчаться лаврами первого поэта: первое поступило от

Парижского университета, второе – из Рима. Петрарка, поразмыслив, отдал

предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был увенчан лаврами на

Капитолии.

Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла жизни более

чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене и Пизе умерло

больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла стороной.

В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни Боккаччо

(известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с

официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда были

изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него

университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять это

предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию, он

поселился не во Флоренции, а в Милане.

Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV от

государя Милана Галеаццо Висконти.

Весной 1362 года Франческо Петрарка, «уставший от мира, от людей, от дел,

уставший до крайности от самого себя», отправился из Милана в Прагу, следуя

троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан хозяйничавшими в

Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и поселился.

В Венеции Петрарка был почетным гостем. В решении Большого совета Венеции от

4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план устроения публичной

библиотеки, говорилось, что «на человеческой памяти не было в христианском

мире философа или поэта, которого можно было сравнить с ним». В своем

завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской республике с условием,

что они станут основой публичной библиотеки, устроенной по его плану.

По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей судьбе он

говорил так: «Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю свои

блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым, его

странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих. мне легче пересчитать

морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие ставила

завидующая моим трудам фортуна».

Петрарка как-то обмолвился: «Я хочу, чтобы смерть застала меня или молящимся,

или пишущим». Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в Аркве в ночь на

19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь одного дня.

Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и

гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных сочинений:

комедия «Филология», «Канцоньере», то есть книга стихов и песен, героическая

поэма «Африка», «Лекарства от превратностей судьбы», сборники сонетов «На

жизнь Лауры» и «На смерть Лауры», «Книга достопамятных вещей» и неоконченная

поэма «Триумфы».

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином,

который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и

объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских

поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным

поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое, но

такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и вдохновении для них.

Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его «Канцоньере» надолго

определила пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым

образцом. Если на первых порах для современников и ближайших последователей у

себя на родине Петрарка являлся великим реставратором классической древности,

провозвестником новых путей в искусстве и литературе, то, начиная с 1501

года, когда стараниями типографщика Альдо Мануцио Ватиканский кодекс

«Канцоньере» был предан широкой гласности, началась эпоха т. н. петраркизма,

причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли.

Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому – творчество таких

известных поэтов, как Гонгора (в Испании), Камоэнс в (Португалии), Шекспир (в

Англии), Кохановский (в Польше). Без Петрарки их лирика была бы не только

непонятной для нас, но и попросту невозможной.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к познанию

задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского призвания

поэта.

В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в глаза

черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым.

Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главному

предмету сонетов и других стихотворений, составляющих «Канцоньере». Любви

Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество ученых произведений. Лаура

- фигура вполне реальная. Любовь к ней, как это часто бывает в настоящей

поэзии, романтическая и стремительная, концу жизни поэта несколько

приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о любви райской,

идеальной.

Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой (особенно

на склоне лет) себя бичевал – это любовь к славе. Не в смысле, однако,

простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с

творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило Петрарку заняться

писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала умеряться.

Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих

куда больше зависти, чем добрых чувств. В своем «Письме к потомкам» он с

грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед смертью даже готов признать

триумф Времени над Славой.

Начало знакомству русской общественности с Петраркой положил русский поэт

Константин Батюшков, едва ли не первый в России приверженец так называемого

итальянизма, автор статей о Петрарке. Батюшков также перевел один из самых

его известных сонетов – 269-й, и написал переложение его I канцоны, названной

им «Вечер». Огромнейшая заслуга в ознакомлении с творчеством Петрарки

принадлежит поэту Вячеславу Иванову. Пожалуй, основная заслуга Иванова как

переводчика Петрарки в том, что он, первый из крупных русских литераторов

подошел к Петрарке не “вдруг”, а во всеоружии основательнейших филологических

и историко-культурных познаний, оставаясь при этом изрядным стихотворцем.

Несомненно, Франческо Петрарка внес огромный вклад в развитие философии и

литературы в целом, прежде всего – как основоположник истинного гуманизма,

который, возможно, и оказался тем, что привлекало последователей и

подражателей Петрарки в его творчестве.

Франческо Петрарка. LXI сонет (перевод В. Иванова)

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, -

Дум золотых о ней, единой, сплав!

Мысли и изречения Франческо Петрарки

ü Жизнь человеческая на земле – не просто воинское служение, а бой.

ü Личное присутствие вредит славе.

ü У всех одно правило: гнушаться читать что бы то ни было, если хоть

раз в жизни видел автора.

ü Любовь великолепно умеет побеждать.

ü Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души - оказывать

помощь слабым.

ü Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает

искренне и вполне – такое желание не может быть безуспешным.

ü Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда верилось

в настоящее и ближайшее будущее.

ü Часто зло известнее добра, и страшный ураган знаменитее ясной погоды.

ü Убогие и темные люди почти все делают в тайне – для счастливых нет

укрытия, нет умолчания.

ü Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок.

ü Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким,

каким должен стать.

ü Вообще обычное прискучивает, а редкостное захватывает.

ü Все становится весомей, тяготея к концу, самая гибельная ошибка

последняя, и один смертный час выносит приговор всем годам

жизни.

ü Многословие спорщика обычно сродни гневу.

ü Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда

вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.

ü Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее

утешит другого, чем себя.

ü Всякий век должен довольствоваться своими талантами.

ü Мир гибнет, и осталось утешаться только тем, что не пришлось

родиться позже, когда его состояние будет хуже.

ü Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних мнений и с

трудом отрываемся от них.

ü Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него,

как птица для полета и рыба для плавания.

Список литературы:

1. П. С. Таранов. «Анатомия мудрости: 120 философов». 1997 г.,

издательство «Таврия», г. Симферополь.

2. П. С. Таранов. «Эмоции ума». 1997 г., издательство «Реноме», г.

Симферополь

3. Большая Советская энциклопедия



(C) 2009