Научная Петербургская Академия

Доклад: Философия Джона Локка

Доклад: Философия Джона Локка

ДЖОН ЛОКК.

Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности

и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по

образованию и политик по роду своей практической деятельности, Джон Локк

(1632-17-4). В своем главном научном труде «Опыт о человеческом

разуме»(1690) Локк задался целью всесторонне обосновать положение об

опытном происхождении всякого человеческого знания. Первый вопрос, который он

должен был решить на пути осуществления своего замысла, это высказать отношение

к имевшей широкое распространение теории «врожденных идей». Д. Локк

категорически отвергает возможность существования такого рода идей.

Поскольку Д.Локк отверг существование врожде

нных идей, то закономерно встал следующий вопрос: каков же ис­точник этих

идей? Отвечая на этот вопрос, английский фи­лософ

ясно формулирует исходный принцип эмпиризма. "На опыте основывается все наше

знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или

на внешние.лредметы, или на внутренние действия

нашей ду­ши, воспринимаемые и рефлектируемые

нами самими, до­ставляют нашему разуму весь материал

мышлеяия"(Т

ам же. С 128).

Как видно из высказывания Д.Локка, он различает два вида опыта: внешний опыт,

состоящий из совокупности определений и внутренний опыт, образующийся из

наблю­дений ума над своей внутренней

деятельностью. Источни­ком внешнего является объективный материальный мир,

который воздействует на органы чувств человека и вызыва­ет ощущения. На этой

основе, утверждает английский мыс­литель, в нас и возникают простые идеи,

имеющие реальное (т.е. объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Внешний опыт или рефлексия — это деятельность нашего

ума, когда он занимается переработкой приобретен­ных идей. Разъясняя свое

понимание внутреннего опыта или рефлексии, Д.Локк подчеркивает мысль о том, что

" этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри

се-бя", что он "не имеет никого дела с внешними предметами и хотя этот

источник не есть чувство..., ...тем не менее он очень сходен с ним и может быть

довольно точно назван внутрен­ним чувством"("Гол1 же. С.129). Эта

характеристика внут­реннего опыта призвана подчеркнуть большое значение

де­ятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение

эмпиризма, Д.Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая

становится предметом ре­флексии, протекает только на основе чувственных данных,

возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вооб­ще, душа не может мыслить

прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.

Однако при получении идей рефлексии наш ум не пассивен, а активен. Он

совершает некоторые собственные действия, при помощи которых, из простых идей

как мате­риала и основания для остального, строятся другие. Благо­даря этой

способности, ум имеет больше возможности раз­нообразить и уменьшить объекты

своего мышления беско­нечно дольше того, чем ему доставили ощущения или

рефлексия. Вместе с тем, Д.Локк четко указывает, что ум не может выйти за

пределы тех первичних идей, которые фор­мируются на основе ощущений. Внешний

опыт является ос­нованием, базой всего последующего знания.

По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и

сложные. Простые идеи со­держат в себе однообразные представления и

восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк относит к

простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По

содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе

он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные каче­ства внешних

объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком-бы состоянии

они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи,

достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность,

форма, движение, покой. Эти ка­чества действуют на органы чувств посредством

толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы,

движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств

тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих телах, то есть

идеи этих качеств совершенно точно отображают объектив­ные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи отражающие вто­ричные качества, которые по

его мнению, ненаходятся-в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие

в нас различные ощущбйия своимя первичными качествами. (т.е. объемом, формой,

сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко вторичным качествам

Локк относит та­кие качества вещей, как цвет, звук, вкус и т.д. Таким

обра­зом, проявление вторичных качеств связывается англий­ским мыслителем не

с самим объективным миром, а с его вос­приятием в человеческом сознаяии.

Сложные идеи, по учешпо Локка, образуются из про­стых идей в результате

самодеятельности ума. Д.Локк вы­деляет три основных способа образования

сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею;

2.Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и сопоставление

их друг с другом так, чтобы обо­зревать их сразу, но не соединять в одну;

З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной

цействительности.

В соответствии с характером образования Локк раз­личает три вида сложных идей по

их содержанию. 1 .Идеи модусов или "эмпирических субстанций". Сюда он

включает идеи являющиеся либо зависимыми от субстанций (первич­ных

оснований), либо их свойствами последних. 2. Идеи от­ношения, состоящих

в рассмотрении и сопоставлении одной идеи с другой и приведения к идеям

отношений "брат, отец" причины и следствия, тождества и различия и т.д. 3.

Идей субстанции, то есть некий "субстрат", "носитель", "подпор­ку" простых

идей, не имеющих самостоятельного существо­вания субстанции делятся на простые

("человек") и собира­тельные (армия, люди). Для лучшего понимания

последователей учения Лок­ка необходимо более внимательно остановиться на его

кон­цепции субстанции. Как ранее было сказано, Локк понимал под субстанцией

субстрат, носитель известного качества или совокупности качеств. Какова же

природа этого субст­рата: материальная или духовная? Он признает наличие

те-Самый достоверный род познания, по Локку,- интуи­ция. Интуитивное

познание есть ясное и отчетливое воспри­ятие соответствия или несоответствия

двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором месте после

ин­туиции, по степени достоверности, у Локка стоит демонстра­тивное

познание. В этом роде познания восприятие соответ­ствия или несоответствия

двух^идей совершается не непо­средственно, а опосредовано, через систему

посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или сенситивное

познание. Этот род познания ограничевается восприя­тием единичных предметов

внешнего мира. По своей досто­верности оно стоит на самой низкой ступени

познания и не достигает ясности и отчетливости. Посредством интуитив­ного

познания мы познаем наше бытие, посредством демон­стративного познания - бытие

Бога посредством сенситив-ного познания - существование других вещей.

лесной и мыслящей субстанции. Но не устанавливает между ниии однозначного

отношения. Они как бы рядоположены, хо­тя и не соприкасаются друг с другом.

Особый интерес представляет также разработанная Даккой кояцепция

абстрагировавия или теория образования наиболее общих понятий

(ковцептов). Именно характер этой теории позволяет определить учение Локка о

сложных идеях как ковцептуализм.

Проблема абстрагирования в истории философии рас­сматривалась, прежде всего, как

проблема соотношения об­щего и единичного в познании, тесно связанная с

определени­ем роли языка. В средневековой философии эта проблема ре­шалась с

двух диаметрально противоположных позиций -воминализма и реализма.

Номиналисты утверждали, что об­щее есть просто имя— иомеи (название). В

реальности суще­ствуют лишь единичные вещи. Реалисты же утверждали, что общая

идея существует реально, а единичное лишь отраже­ние реального существования

идеи этих вещей. Д.Локк стре­мится найти новый способ решения этой проблемы на

основе теории познания. Согласно взглядам Локка, общие идеи обра­зуются путем

отвлечения от тех простых идей или признаков предметов, которые являются общими

для всех предметов данной группы. Так, например, если из сложных идей

кон­кретных людей Петра, Павла, Ивана и т.д. исключить только то, что есть

особенного в каждом из них, и удержать только то, что есть у них общего

и затем это общее обозначить словом "человек", то получится отвлеченная идея

"человека".

Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные

вещи. Общие идеи — это продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова же,

выражающие общее, —лишь знаки общих идей. Концептуа­лизм Локка представляет

собой серьзно ослабленный сред­невековый номинализм за счет усиления

материалистичес­ких тенденций. Мы уже неоднократно подчеркивали, что Локк был

сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного характера. Теория

абстрагирования показы­вает, что Локк придавал большое значение и

рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон отчетливо

проявляется в его учении о трех родах познания: интуитив­ном, демонстративном

и опытном.

126



(C) 2009