Научная Петербургская Академия

Реферат: Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года

Реферат: Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года

Министерство Общего и Профессионального Образования

Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический Университет

Реферат

Тема: Перспективы развития энергетики в Сибири до 2000 года

Выполнил студент:

Группа ТЭ – 81

Новосибирск 1998г.

ПЛАН

Введение

3

1. Вклад сибирских ученых в «Энергетическую стратегию

России»

4

2. Основные направления структурных изменений рынка электроэнергетики

5

3. Энергетика Сибирского региона

7

4. Энергетическая стратегия Сибири

9

5. Французы вложат в сибирскую энергетику $1 млрд. 11

6. Красноярская ГЭС и «КРАСНОЯРСКЭНЕРГО» обсудят

усло­вия дальнейшего сотрудничества 12

7. Перспективы развития РАО «Газпром» и Сибирский

Регион

13

Заключение

16

Литература

17

Введение

До конца 80-х годов СССР располагал крупнейшим в мире и весьма динамич­ным

топливно-энергетическим Комплексом , который в основном обеспечивал нужды

экономики и крупные валютные поступления.

В 1990 г. начался спад производства топлива, переросший в глубокий

энерге­тический кризис. Предпосылки развития кризиса были созданы,

во-первых, отсутствием в прежней хозяйственной системе действенных

меха­низмов обеспечения рационального использования и экономного расходования

энергетических ресурсов,

во-вторых, систематическим дефицитом капитальных вложений и материально-

технических ресурсов, выделяемых топливно-энергетическим отраслям, при

не­уклонном росте объемов экспорта энергоносителей и внутреннего потребления

неоправданно дешевых энергоресурсов.

Однако "в последние два года энергетический кризис резко обо­стрился в связи

с развалом прежней системы управления народным хозяйством без создания

эффективной новой системы управления".

Была принята концепция трехэтапного развития энергетики страны. Первый (1991-

1992 гг.) - этап принятия экстренных антикризисных мер, второй (1993-1997

гг.) - преодоление кризисных явлений и формирование энергетического рынка и,

наконец, третий - долгосрочное устойчивое развитие социально

ори­ентированной структуры ТЭК.

Опыт последнего года показывает, что создание фундаментальных научных ос­нов

для экономически обоснованной оценки всех последствий предложенных в

концепции и в стратегии развития энергетики страны мер является

первооче­редной и срочной задачей, без решения которой принятие быстрых

конкретных решений вредно и недопустимо".

Представим себе, что найдутся энтузиасты, которые скажут:

На американских авианосцах взлетно-посадочная полоса (ВПП) -- 100 м, а в

наших аэропортах -- 2500 м. Уменьшим ВПП в аэропортах в 25 раз и получим

миллиарды долларов поступлений в госбюджет. Мы, конечно, сочтем это

глу­постью, так как прекрасно знаем, что со стометровой полосы современный

пас­сажирский лайнер не только не взлетит, но даже с трудом разместится на

ней. Но когда политики нам обещают изменить экономику страны в 500 дней, и мы

не знаем, что только переходные процессы в ней длятся 10--15 лет, то есть в

среднем 5000 дней, то такие обещания получают нашу поддержку.

Таким образом, проанализирован первый этап (1991-1992 гг.) - этап принятия

экстренных антикризисных мер. А что же на втором этапе (1993-1997 гг.) -

этапе преодоления кризисных явлений и формирования энергетического рынка?

Здесь можно отметить, что в эти годы Россия просто-напросто "проедает" свои

запасы. Причиной этого является многократное снижение объемов геофизиче­ских

поисковых работ и глубокого бурения, а также практически полное пре­кращение

в течение ряда этих лет научного обеспечения работ. Это неодно­кратно

подчеркивал в своих статьях и выступлениях академик А.Трофимук.

1. Вклад сибирских ученых в «Энергетическую стратегию России»

В 1993--1994 гг. Сибирское отделение РАН видело эти негативные явления и

добилось включения в "Энергетическую стратегию России" требования о

необ­ходимости доведения геологоразведочных работ до объемов, обеспечивающих

подготовку запасов газа до 1 трлн куб. м в год. В одобренной 7 декабря 1994

года комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопро­сам

"Энергетической стратегии России" это предложение нашло отражение. Однако

никаких конкретных мер для его реализации принято не было. Положе­ние с

подготовкой запасов газа (и других энергоносителей) продолжает оста­ваться

катастрофическим (см. Конторович и др., "Природные ресурсы и их

рациональное использование", Академия Северного форума, Якутск, 1997).

А вот что писал академик В.Накоряков ("НВС", N 28, 1996 г.): "Тем с большей

тревогой воспринимаются факты, говорящие о начале разрушения мощного

то­пливно-энергетического комплекса страны. Рост цен на энергию, тепло,

топливо душит страну. В ТЭКе стареет оборудование, падает культура

обслуживания". И это в середине 1996 года! О каком преодолении кризисных

явлений и форми­ровании энергетического рынка можно говорить!

Это нас убеждает, что не политическая воля партий и гений правителей, а

зна­ния специалистов во всех областях деятельности общества являются

решаю­щими при управлении государством.

Пока наше общество не проникнется этим пониманием, до тех пор нам плыть по

морю судьбы без ветрил и правил.

Следует сказать о весомом вкладе сибирских ученых в концепцию развития ТЭК

страны. Институты СО РАН активно участвовали в разработке "Энергети­ческой

стратегии России" и в результате их участия в нее были включены:

- требование уделить особое внимание воспроизводству минерально-сырьевой

базы нефтяной и газовой промышленности и обеспечить доведение объемов

геологоразведочных работ до уровня, гарантирующего прирост запасов нефти не

менее 400 млн. тонн в год и газа не менее 700 млрд. кубометров в год;

-- указание на необходимость формирования нового нефтегазового комплекса на

востоке России, в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия);

-- указание на необходимость газификации юга Западной и Восточной Сибири и

увеличения доли газа в топливно-энергетическом балансе регионов.

В настоящее время СО РАН принимает участие в разработке Федеральной це­левой

программы экономического и социального развития Сибири в 1997--2005 гг.,

одним из важнейших элементов которой, является энергетическая стратегия

Сибири (см. Добрецов Н.Л., Конторович А.Э. в сборнике "Повышение

эффек­тивности освоения газовых месторождений Крайнего Севера" под ред.

Р.И.Вяхирева, 1997г.).

2. Основные направления структурных изменений рынка электроэнергетики

Основными направлениями структурных изменений рынка электроэнергетики явились:

· вертикальная дезинтеграция отрасли, т.е. разделение производства,

передачи и распределения электроэнергии;

· горизонтальная дезинтеграция производства энергии, т.е. разделение

произ­водства на множество независимых предприятий,

· которые должны конкурировать между собой и стимулировать

строительство новых независимых электростанций,

· финансируемых негосударственными источниками;

· организация на базе системы электропередач оптового рынка, когда вся

про­изведенная электроэнергия будет продаваться в

· общенациональную электросеть и покупаться потребителями у нее;

· реформа ценообразования с целью обеспечения существующим

производи­телям электроэнергии полную компенсацию

· необходимых затрат исходя из условий самофинансирования.

Ни одно из этих преобразований пока не завершено, и вызывает сомнение, что

созданная структура способна обеспечить достижение объявленной цели -

по­вышение экономической эффективности и надежности производства. Основным

производителем и поставщиком электроэнергии является РАО, а все остальные

участники производства выполняют хозяйственную вспомогательную роль и не

могут сколько-нибудь существенно влиять на политику отрасли.

Электрическая энергия как продукт потребления имеет уникальную особен­ность -

ее невозможно в значительных количествах накапливать и хранить. Как следствие

этого - эффективность производства и потребления достигается лишь в том

случае, когда существует временной баланс (по количеству и качеству)

мощностей производства и потребления.

Экономический критерий выбора альтернативного производства -

конкуренто­способность продукта, отпускаемого потребителю.

Причем продукт должен соответствовать всем предъявляемым требованиям по

качеству, экологичности и безопасности, как самого продукта, так и способа

его производства. В конечном итоге это должно найти свое отражение в затратах

на производство продукта.

Таким образом, экономические требования к электростанциям должны исхо­дить от

потребителя продукции, а государство должно следить за выполнением

законодательных норм по стратегической и экологической безопасности,

остав­ляя также за собой контроль над тарифами.

Идейная подоплека приватизации энергоресурсов - повышение эффективности

работы всей системы электроэнергетики путем внедрения жесткой конкуренции

между различными производителями и различными поставщиками. Однако ре­формы в

энергетике имеют ряд отрицательных последствий. Среди них:

сокращается финансирование исследований, поскольку ранее оно осуществ­лялось

энергетическими компаниями и входило в

тарифы;

снижается внимание к стратегии развития энергетики;

на первый план выступают технологии, способные быстро возвратить капи­тал.

Дешевый газ при низких капитальных затратах на строительство “газовых”

станций делает неконкурентоспособными любые другие альтернативы, в том числе

и атомную энергетику, несмотря на ее экономические достоинства.

Эффективная работа энергосистемы России, покрывающей огромную террито­рию,

возможна при наличии самодостаточных региональных энергообъедине­ний,

полностью владеющих ситуацией в регионе. В их управлении или в собст­венности

должны находиться все электростанции и линии электропередач.

Она будет заинтересована в поддержании качества своей продукции на

необхо­димом уровне, обеспечении надежности и безопасности

производства, постоянной оценке и прогнозе работоспособности энергоблоков,

обоснованном и оптимальном развитии энергосистемы. Очевидно, что внедре­ние

рыночной экономики в электроэнергетику требует большой и длительной

подготовительной работы технического, организационного и законодательного

характера, которая повлечет дополнительные (и немалые) расходы.

При появлении различных форм собственности (вместо одной - государствен­ной)

возникает необходимость осуществления ряда

организационно-экономических мероприятий и решения, сложных экономико-

математических задач на региональном уровне. Для решения этих задач

требу­ются время и дополнительные инвестиции. Таким образом, реальный ход

осу­ществления реформ в электроэнергетике России не является цельным и

сбалан­сированным.

Формирование рыночной экономики предполагает не только выбор формы

соб­ственности, но и определение структуры управления и внутренних

экономиче­ских взаимосвязей систем. Существовавшие организационные структуры

были близки структурам систем и объединений таких стран, как Франция, США,

Германия. Логика развития электроэнергетических систем этих стран

предопре­делила организационные структуры и формы собственности, которые

отвечают одному очень важному критерию, общему для всех стран:

собственником и/или распорядителем является местный или региональный

про­изводитель (производители), объединяющий станции и линии электропередач

данного региона в единое региональное энергетическое объединение.

Сущест­вовавшая у нас структура управления ЕЭС при переводе энергетики на

рыноч­ные рельсы не требует радикальной реорганизации. При достаточно общем

подходе следует провести ряд относительно небольших преобразований, кото­рые

позволят начать внедрение рыночных взаимоотношений в ЕЭС России.

Пока государство имеет контрольный пакет акций, оно может и обязано

органи­зовать должное управление электроэнергетикой в условиях рыночной

эконо­мики с целью надежного, достаточного и качественного обеспечения

энергией всех потребителей.

Достижение этой цели обеспечит возможность восстановления и развития

про­мышленности и всей российской экономики в новых условиях.

В статье “Свет и тепло на реактивной тяге” (Эксперт, № 5 от 9 февраля 1998

года) авторы приглашают обсудить пути дальнейшего развития российской

энергетической системы. По данным авторов, около 30% всего энергетического

оборудования на данный момент нуждаются в замене. Авторы видят выход из

создавшейся ситуации в более широком применении газотурбинных установок для

производства более дешевой энергии. При этом произойдет смена концеп­ции

централизованного тепло энергоснабжения на децентрализованную, и одну из

главных ролей в ней будет играть турбинная энергетика.

Был проведен анализ фондов ВНТИЦ по результатам отечественных исследова­ний и

разработок в области газотурбинных установок.

Следует отметить, что по сравнению с 1996 годом в 1997 году количество

по­ступивших документов по данной тематике не уменьшилось. Причем наиболь­ший

интерес представляют отчеты о НИОКР, как практически внедренных или прошедших

апробацию.

3. Энергетика Сибирского региона

Энергетика - это основа современной экономики. Только обладая доста-

точными ресурсами электроэнергии, можно планировать нормальное разви-

тие региона. Но сразу возникает вопрос: как определить достаточность

этих ресурсов". Вот, например, на сегодняшний день Сибирский регион

не только полностью обеспечивает себя собственными энергоресурсами и

даже поставляет электроэнергию в другие регионы

Казалось бы, можно сделать вывод: нужно отказаться от наращивания но-

вых мощностей и заниматься только повышением эффективности работы ста-

рых. А что делать, если через 5 - 10 лет, как это нам обещает прави-

тельство, начнется оживление находящейся сейчас в упадке промышленнос-

ти? Создание энергетических объектов - дело длительное и трудоемкое.

Чтобы электростанция выдавала мощность через 10 лет, о ее проектирова-

нии и строительстве надо позаботиться уже сегодня.

Наблюдающийся в последние пять лет спад производства привел к

сокращению потребления электроэнергии в промышленности примерно на 35

процентов. Частично, но не полностью оно было компенсировано устойчи-

вым ростом потребления электроэнергии населением и так называемым неп-

ромышленным сектором - торговыми фирмами, офисами и т.д. Но все-таки

сейчас величина электрических нагрузок в Сибирском регионе составляет

только 84 процента от уровня 1990 года, когда, по данным Энергосбыта,

был достигнут максимум нагрузок энергосистемы.

По мнению специалистов, занимающихся прогнозом электропотребле-

ния, с 1998 года будет наблюдаться постепенный рост нагрузок и к 2000

году величины резерва мощности электростанций сибирской энергетичес-

кой системы будет недостаточно для надежного снабжения потребителей.

Необходимо уже сейчас задуматься над программами технического перевоо-

ружения имеющихся станций и строительством новых.

Основной упор в наращивании мощностей будет приходиться на ре-

конструкцию и техническое перевооружение старых электростанций, Хотя опыт

показывает, что часто реконструировать электростанцию - дороже, чем

постро­ить новую.

Примерно к 2010 году в Новосибирске планируется ввести в строй 1300 МВт.

новых мощностей, в области - 1580МВт. Этого вполне достаточно для

нормального развития Сибирского региона в следующем веке.

Когда люди слышат об увеличении мощностей в энергетике, они

сразу вспоминают об экологии. Как обстоит дело с уменьшением воздейс-

твия энергетических объектов на окружающую среду?

В 1993 году было принято постановление правительства "0

программе экологических мероприятий на действующих энергетических объ-

ектах АО "Новосибирскэнерго".

С 1976 года объем выбросов в атмосферу удалось снизить на 75 процентов, то

есть почти в два раза. Очень важно, что внедрение природозащитных

техноло­гий и установок происходит на филиалах постоянно. Вот, например,

только в этом году на ТЭЦ-5 начала работать установка DеNОх фирмы "Хальдор

Топсе", снизившая концентрацию окислов азота вокруг электростанции до

ве­личины, намного меньшей допускаемых норм выбросов, а на ТЭЦ-4, были

ус­тановлены новейшие электрофильтры фирмы АББ, очищающие 99,8 процента

выбросов.

Где взять средства на ввод новых мощностей

- Проблема финансирования капитального строительства в электроэ-

нергетике всей России становится все более важной и требующей безотла-

гательного решения проблемой. До 1992 года значительная часть капи-

тального строительства в "Новосибирскэнерго" осуществлялась на

бюджет­ные средства, централизованно направляемые государством. Начиная с

1992 года оно финансирует строительство и капитальный ремонт своих объектов

из собственных средств, получаемых при реализации энергии по утвержденным

тарифам.

В настоящее время из-за ценовых диспропорций между низкими тари-

фами для населения и высокими - для промышленности возможность инвес-

тирования строительства через дальнейшее повышение промышленных тари-

фов полностью исчерпана.

ОАО "Новосибирскэнерго" приходится искать другие формы привлечения

средств. Планируется использовать для этого краткосрочные займы, привлече­ние

кредитов под конкретные проекты, прежде всего из международных источ­ников,

и создание независимых энергетических компаний по строительству и

эксплуатации нового высокоэффективного оборудования. Новосибирск про­должает

активно строиться, а это требует максимального участия ОАО

"Новоси­бирскэнерго". Специфика отрасли такова, что нужно заранее

чувствовать воз­можное оживление экономики и заблаговременно готовить основу

для ее подъ­ема, чтобы не задерживать общий прогресс. Это означает, что,

несмотря на фи­нансовые и структурные трудности, мы должны заботиться о

поддержании на современном уровне оборудования, не останавливая даже на

короткий срок процесс реновации и реализацию инвестиционной программы.

С этой целью в 1997 году нами была принята "Энергетическая прог-

рамма развития Сибирского региона до 2010 года", которая будет опре-

делять стратегию ОАО "Новосибирскэнерго" на начало ХХI века.

Стратегия нам нужна не только для того, чтобы выполнить к опреде-

ленному сроку определенный объем капитального строительства, но и для

того, чтобы за повседневными заботами поспеть за техническим прогрес-

сом.

Факторы, которые долгое время давали возможность совершенствовать

работу энергосистемы - теплофикация, использование оборудования с вы-

сокими параметрами, максимальное использование природного газа, -

практически исчерпаны.

Поэтому наша программа ставит задачи по освоению новых технологий

по всем видам основного и вспомогательного оборудования. Мы надеемся,

что она явится по существу программой перехода на новый технологичес-

кий уровень энергетического производства.

Реализация ее уже началась. Разрабатывается техническая докумен-

тация на ряд энергетических блоков с использованием газотурбинных и

парогазовых технологий, предполагается начать строительство ТЭЦ-6. Она

от­кроет новые возможности развития тепло-

фикации Новосибирской области. Все проекты, принимаемые нами к реализа-

ции, предусматривают применение новейших материалов и оборудования,

соответствующих мировым стандартам.

Выполнение нашей программы будет происходить в условиях подготав-

ливаемого второго этапа реформ электроэнергетики, который предусматри-

вает установление принципиально новых отношений производителей энергии

и потребителей, введение новых экономических механизмов и новых отно-

шений к собственности.

Мы надеемся, что результатом нового этапа реформ будет установле-

ние нормальных товарно-денежных отношений в сфере оказываемых нами ус-

луг по энергообеспечению, появятся реальные стимулы к снижению затрат

и развитию эффективных энергоисточников, повысятся заинтересованность

и ответственность, как регионов, так и федеральных структур за развитие

энергетики.

Новосибирские энергетики со своей стороны приложат все усилия для

того, чтобы наша энергосистема и в будущем оставалась самым надежным

звеном отечественной энергетики, стала одним из самых устойчивых энер-

гетических хозяйств России.

4. Энергетическая стратегия Сибири

Энергетическая стратегия Сибири (ЭСС) - комплексная разработка, включаю­щая

весь спектр проблем, относящихся к данному сектору экономики. Выделим

важнейшую разработку - комплексные сценарии развития ТЭК Сибири, связан­ные

со структурной перестройкой в энергетике и развитием смежных отраслей

экономики Сибири.

Говоря о формировании и реализации различных сценариев, нужно сознавать, что

они вовсе не претендуют на разработку достоверного прогноза на

рассмат­риваемый период. Основная задача состоит в оценке социально-

экономических последствий уже действующих в экономике механизмов, или

зарождающихся тенденций их изменений (см. Материалы Всероссийской конференции

по эко­номическому развитию Сибири, Новосибирск, 1993 г.).

На первой международной конференции, проходившей 25--28 июня 1996 г. (см.

Академия Северного форума, Знания - на службу нуждам Севера, Якутск, 1997)

сибирские ученые с горечью отмечали, что после 1991 года мощная сис­тема

предприятий по поискам и разведке месторождений нефти и газа, которая с

огромными трудностями и затратами создавалась в течение нескольких

деся­тилетий, в условиях прекратившегося финансирования оказалась практически

разрушенной и для ее восстановления необходимы огромные усилия.

Тем не менее видится восточная стратегия развития, при которой Сибирь станет

газовой артерией стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В семидесятые-

восьмидесятые годы Советскому Союзу при поддержке некоторых

западноев­ропейских государств удалось реализовать грандиозный газовый проект

в За­падной Сибири и Европе. Сибиряки надеются, что, несмотря на всю тяжесть

со­временного экономического положения, Россия и ее восточные соседи смогут

сконцентрировать свои усилия на реализации этого гигантского проекта.

На этой же конференции в Якутске отмечалось, что формирование в Восточной

Сибири и в Республике Саха нового крупного центра по добыче газа может

ста­бильно обеспечить экологически чистым энергетическим сырьем, по крайней

мере, на 50-60 лет огромную часть территории Земного шара, где сегодня

про­живает значительная часть его населения.

"Если последнюю четверть XX века рассматривать как период формирования

уникальной Западно-Сибирско-Европейской системы газоснабжения и

газо­обеспечения, то ближайшие десятилетия должны стать периодом формирования

аналогичной системы газоснабжения и газообеспечения в Восточно-Сибирско-

Азиатско-Тихоокеанском регионе. Реализацию такой программы можно

рас­сматривать как крупнейший энергетический и экологический проект первой

четверти XXI века!".

Переживаемые топливно-энергетическим комплексом трудности, а также опас­ная

по последствиям энергетическая политика в стране (в

большой мере вынужденная), направленная на интенсивное использование

при­родного газа, доля которого в топливно-энергетическом

балансе страны уже превысила 50%, могут значительно снизить надежность

энергообеспечения из-за уменьшения диверсификации

источников.

Одной из новых тенденций в электроэнергетике развитых стран, влияющей на

изменение структуры производства, является также

ускоренное внедрение газа в производство электричества. Темпы роста

потреб­ления газа в странах ЕЭС в 1993 - 2000 годах составят более 6,5% в

год, в то время как потребление угля практически стабилизирова­лось.

Наблюдается также снижение роста потребностей в электроэнергии и

энергоре­сурсах. Так, в 1985 - 1990 годах средние темпы роста

производства и потребления электричества и энергоресурсов были

соответст­венно 3,5 и 2,2 % в год, а в 1990 - 1994 годах эти показатели

уже составили уже 1,8 и 0,25 % в год.

Развернувшийся процесс приватизации энергетических отраслей в развитых

странах с одновременным отказом от государственного контроля или ослабле­нием

его показал, что ядерная энергетическая технология относительно

капита­лоемкая и времеемкая. Поэтому она мало привлекательна для частных

инвесто­ров. В таких условиях даже заметное повышение цен на 10 - 15% на

органиче­ское топливо не изменит энергетическую политику развитых стран, а

более зна­чительный рост в ближайшее время вряд ли возможен.

В Советском Союзе энергетика была государственной собственностью,

госу­дарством управлялась и была полностью централизована. В

1992 году были осуществлены реформы, предусмотренные указами Президента № 922

от 14.08.92, № 923 от 15.08.92 и № 1334 от 5.11.92.

Фактически взамен государственной монополии была создана акционерная компания

РАО “ЕЭС России”, по существу также монопольно действующая по всей территории

России и владеющая почти всем научно-техническим и про­ектно-конструкторским

потенциалом отрасли. Такую систему управления элек­троэнергетикой трудно

обосновать экономически, социально, и по своим

возможностям и функционированию она менее эффективна по всем показате­лям,

чем бывшая государственная монополия.

5. Французы вложат в сибирскую энергетику $1 млрд.

Продолжающееся уже более десяти лет строительство новосибирской ТЭЦ-6

получило долгожданный финансовый импульс и теперь обещает стать круп-

нейшим региональным инвестиционным проектом. В среду завершились пере-

говоры французской корпорации Воygues с администрацией Новосибирской

области. Их результатом стало соглашение о создании на базе ТЭЦ-6 отк-

рытого акционерного общества со смешанным капиталом и договоренность

об инвестициях в размере $1,08 млрд.

Строительство нового энергетического гиганта имеет для области

первоочередное значение. Проектируемая мощность ТЭЦ-6 составляет около

800 МВт электроэнергии и 2 тыс. Гкал тепла. По предварительным данным,

ТЭЦ сможет удовлетворить 34% потребностей области в электроэнергии и

39% - в тепле.

Строительство началось еще в середине 80-х, но из-за отсутствия

финансирования превратилось в долгострой. В последнее время работы ве-

лись лишь благодаря тому, что "Новосибирскэнерго" направляло на эти

цели часть платы за электроэнергию. Уже выполненные коммуникационные

работы оцениваются примерно в $100 млн. Однако для начала полномасш-

табного строительства необходимо было найти инвестора, согласного вло-

жить в него более $1 млрд.

Поиском партнеров занялась областная администрация, а также спе-

циалисты консалтинговой группы "ЦентрИнвест". Во время визита новоси-

бирского губернатора Виталия Мухи во Францию в сентябре 1997 года с

компанией Воуgues был подписан протокол о намерениях по участию в

строительстве, после чего губернатору удалось договориться с прави-

тельством и РАО "ЕЭС России" о том, что объект будет находиться в об-

ластной собственности.

На этой неделе французы нанесли ответный визит. Как заявил на

встрече с Виталием Мухой руководитель делегации, директор по междуна-

родному сотрудничеству Воygues Пьер Буаше, "предложения новосибирской

стороны оказались более интересными, чем "Мосэнерго"" (суть предложе-

ний московских энергетиков не раскрывается). И хотя сумма сделки весь-

ма велика, французских партнеров это не пугает - Воygues строит на

$15-17 млрд ежегодно и специализируется в основном на энергетических

объектах. После двухдневных переговоров стороны подписали итоговые до-

кументы. Строительство будет вестись в рамках специально создаваемого

ОАО со смешанным капиталом на базе обособленного подразделения ОАО

"Новосибэнерго" - ТЭЦ-6.

Предполагаемый состав учредителей ОАО "Новосибирская ТЭЦ-6" будет

формироваться по взаимной договоренности. Как сообщил "`" гендиректор

ТЭЦ Владимир Козырев, акции ОАО, по предварительным данным, будут

распределены следующим образом: 30% - Воygues (она и станет основным

инвестором), 25% + 1 акция - администрация Новосибирской области, 10%

- "Новосибирскэнерго". Участие в капитале ТЭЦ-6 могут принять также

Новосибирская мэрия, Новосибирский оловокомбинат, НАПО им. Чкалова и

другие крупные потребители энергии.

Объем инвестиций в ОАО "Новосибирская ТЭЦ-6" (с учетом уже сде-

ланных) составит около $1,1 млрд, которые планируется вложить в тече-

ние 4-5 лет с момента создания ОАО. Договор о строительстве предпола-

гается подписать в мае 1998 года во время визита Виталия Мухи во Фран-

цию в составе российской делегации на заседание комиссии Жоспена -

Черномырдина. К середине нынешнего года будет ясна перспектива завер-

шения строительства, но предположительно на это понадобится пять лет.

Данный проект станет первым шагом в реализации задуманной в рам-

ках ассоциации "Сибирское соглашение" программы развития энергосистемы

Сибири. Об этом заявил Виталий Муха, который в шутку посоветовал спе-

циалистам Воygues: "Вы визу в Сибирь лет на пятнадцать попросите!"

6. Красноярская ГЭС и «КРАСНОЯРСКЭНЕРГО» обсудят усло­вия дальнейшего

сотрудничества

В ходе переговоров, которые начнутся 24 ноября и про­длятся до конца текущей

недели, обсудят условия дальней­шего сотрудничества. Об этом в понедельник

агентству "Интерфакс-АФИ" сообщил директор по корпоративному управ­лению ОАО

"Красноярская ГЭС" Владимир Дворников.

По его словам, в рамках предстоящих переговоров стороны, в частности,

проработают основные условия до­говора на поставку в 1999 году Красноярской

ГЭС электро­энергии для Красноярскэнерго, а также обсудят вопросы погашения

Красноярскэнерго задолженности перед ГЭС (долг Красноярскэнерго перед ГЭС на

01.10.98 г. составлял 162,3 млн. рублей - прим. "Интерфакса-АФИ").

Как отметил В.Дворников, "при заключении договора на поставку

электроэнергии в!999 году ГЭС будет настаи­вать на том, чтобы этот документ

был прописан детально, и все экономические интересы ГЭС были учтены". По

его мнению, в договоре должна быть четко определена денежная составляющая, а

также сроки и порядок оплаты поставляе­мой Красноярскэнерго электроэнергии.

"В 1998 году эти моменты были вообще опущены и электростанция, являющаяся

одной из крупнейших в России и в мире, юридически не могла отстоять свои

интересы даже в суде", - отметил директор ГЭС.

Уставный капитал ОАО "Красноярская ГЭC" (без учета третьей эмиссии объемом

60 млн. рублей) составляет 331 млн. 105 тыс. 645 рублей, номинал акции - 1

рубль. При­мерно 80% акций "Красноярской ГЭС" принадлежит юридиче­ским лицам,

в TOM числе 28% "Красноярскэнерго". Осталь­ными 20% уставного капитала АО

владеют частные лица. Средняя ежегодная выработка электроэнергии ГЭС

составляет 19,4 млрд. кВт/ч. В РТС котировки акций Красноярской ГЭС 23

ноября на 13:00 составляли $0,06/$0,95 за штуку.

7. Перспективы развития РАО «Газпром» и Сибирский регион

В Программе "Энергетическая стратегия России" предусматривается проведе­ние в

ближайшие 10-15 лет новой структурной политики, основой которой яв­ляется

увеличение доли природного газа в суммарном производстве

энергетических ресурсов и расширение его использования в экологически не

благоприятных промышленных центрах, а также в сельской местности.

Согласно прогнозам, изложенным в Программе, добыча нефти в 2010 г. (в

ми­нимальном варианте) снизится до 280 млн. т, а в лучшем случае

стабилизируется на уровне 350 млн. т, что будет соответствовать добыче 1993

Добыча угля составит 300-340 млн.т. Таким образом, за 15 лет страна не выйдет

на уровень 1990 г., когда добыча угля составляла 396 млн.т.

В максимальном варианте на 35% увеличится производство электроэнергии на

атомных станциях, однако, удельный вес атомной энергетики в общем, объеме

производства электроэнергии не превысит 12-13%, и это увеличение не окажет

ощутимого влияния на топливно-энергетический баланс страны.

И только по газовой промышленности в Российской Федерации предусматрива­ется

значительный рост добычи: в минимальном варианте - 740 млрд.м куб. газа и в

максимальном - 860 млрд.м куб., т.е. по сравнению

даже с благополучным 1990 г. рост добычи газа прогнозируется на 34%. При­чем,

реальная добыча газа может несколько превысить максимальный уровень. В

результате структурной политики, сформулированной в "Энергетической стратегии

России", удельный вес природного и попутного газа в суммарном объеме

производства первичных энергоресурсов возрастет с 49,2%

в 1995 г. до 55% в 2010 г.

Преимущественное развитие газовой отрасли в предстоящий период должно,

создать условия для экономически эффективной диверсификации топливоснаб­жения

потребителей России в XXI

Есть еще один важный момент, на который надо обратить внимание. В настоя­щее

время экспорт природного газа в страны Дальнего Зарубежья и в государ­ства

Балтии дает стране значительную часть валютных поступлений. Учитывая

ожидаемое снижение экспорта нефти и прогнозируемый рост экспортных по­ставок

газа, этот показатель в ближайшей перспективе еще более возрастет. Природный

газ станет главным экспортным товаром.

РАО "Газпром" обеспечивает 94% всей добычи газа в стране и 100% его

экс­порта. Отсюда понятна та высокая ответственность, которая возлагается на

наше акционерное общество "Энергетической стратегией России". По

существу, именно РАО "Газпром" будет реализовывать эту стратегию.

Стоящие задачи по наращиванию объемов добычи и поставок газа и продуктов его

переработки потребителям невозможно решить на основе устаревших тра­диционных

подходов. Нужны новые интенсивные технологии, а

также технические средства, оборудование, обеспечивающее высокую

эконо­мическую эффективность, ресурсосбережение, надежность и экологическую

безопасность объектов, базирующихся на последних

достижениях фундаментальной и прикладной

Остановимся на некоторых наиболее сложных проблемах функционирования и

развития газовой промышленности.

Объемы и структура производства в газовой промышленности, как и в других

горнодобывающих отраслях, зависят, прежде всего, от состояния сырьевой базы.

Россия обладает значительными запасами газа – его потенциальные ресурсы

оцениваются в 214 трлн. м3, а текущие разведанные запасы составляют 47,6

трлн. м3, или 33% от мировых запасов.

Вместе с тем, положение с запасами газа далеко не столь благополучно, как это

может показаться из приведенных цифр.

Дело в том, что в перспективе структура вовлекаемых в разработку запасов газа

усложнится. По мере выработки гигантских месторождений типа Уренгойского и

Ямбургского в эксплуатацию будут вводиться, в основном, средние и мелкие

месторождения. Значительно увеличатся глубины, уменьшится плотность запа­сов

на вновь осваиваемых территориях. Возрастет доля добываемого газа,

тре­бующего переработки.

За последние годы темпы восполнения минерально-сырьевой базы в стране резко

снизились из-за свертывания геологоразведочных работ. С 1993 г. до­быча газа

значительно превышает темпы прироста запасов, что вызывает серь­езную

тревогу. Одной из причин такого положения является отставание в

использовании передовых технологий и недостаточная обеспеченность

совре­менной техникой

В связи с этим научно-технической политикой РАО "Газпром" предусматрива­ется

разработка аппаратуры и программного обеспечения для трехмерной сейсмики,

позволяющие создавать адекватные геолого-промысловые модели месторождений,

технологий томографии пластов, аппаратуру для геофизиче­ских исследований.

Ведется работа над созданием технологических решений в части ведения

геофизических работ на шельфе морей, в условиях погруженных горизонтов со

сложной термобарической характеристикой и многое

В разведочном бурении для улучшения качества строительства скважин и

по­вышения информативности проводимых работ необходимо дооснастить

пред­приятия буровыми установками более высокой грузоподъемности,

вращающи­мися превенторами, снарядами для отбора керна, пластоиспытателями,

стан­циями геологического контроля и контроля цементирования,

цементировоч­ными агрегатами на давления 70,0-105,0 МПа, а также

лабораториями по иссле­дованию кернового материала и пластовых

В настоящее время основной объем добычи газа обеспечивается за счет

место­рождений Надым-Пур-Тазовского региона Западной Сибири. К 2000 г.

возмож­ности наращивания добычи здесь будут полностью исчерпаны.

Хотя в этом регионе еще сохраняются крупные запасы газа, они будут

исполь­зоваться для компенсации выбывающих мощностей и поддержания

достигну­того уровня добычи.

Увеличение добычи газа в России за пределами 2000 г. будет обеспечиваться,

главным образом, за счет вовлечения в разработку месторождений п-ва Ямал, где

уже сегодня разведанные запасы газа превышают 10 трлн.3

По природно-климатическим характеристикам п-ов Ямал сильно отличается от

Надым-Пур-Тазовского района.

Здесь - сплошная мерзлота с очень высокой льдонасыщенностью, много линзо­вого

льда. Есть так называемые "криопеги", т.е. незамерзающие засоленные

подпочвенные воды. Рельеф крайне чувствителен к техногенному

воздействию. Местный грунт имеет низкую несущую способность. Большая часть

Бованенковского месторождения, где в первую очередь начинается освое­ние, во

время таяния льдов затапливается.

Для создания надежно действующей и экологически безопасной системы

газо­добывающих и газотранспортных объектов на Ямале потребовалась разработка

целого комплекса новых технических решений. В течение

последних нескольких лет силами более 100 ведущих научных предприятий здесь

проводились исследования и эксперименты. В результате разработаны конструкции

и методы строительства кустов скважин, дорог,

фундаментов под здания и оборудование, спроектированы установки подго­товки

газа, холодильные станции и многое другое.

В целом в техническом плане мы сегодня готовы к развертыванию работ на Ямале,

однако, по ряду важных вопросов окончательного решения еще нет. Это

относится, например, к технологии тепловой изоляции скважин. Прорабатыва­ется

альтернативный вариант эстакадной прокладки промысловых трубопрово­дов.

Ведется разработка системы экологического мониторинга.

Кроме того, добыча газа на Ямале будет наращиваться, и поддерживаться в

те­чение нескольких десятков лет, и для этого потребуется постоянное

техниче­ское обновление. Таким образом, задач для науки будет еще немало.

В ближайшей перспективе, по мере истощения крупнейших в мире залежей

се­номанского газа в Западной Сибири, в структуре сырьевой базы РАО "Газпром"

начнет интенсивно возрастать категория так называемых "не извлекаемых" (или

низконапорных) запасов газа. Масштаб этой группы за­пасов газа очень скоро

достигнет нескольких сотен млрд. м3, а в перспективе до 2010-2015 гг.

превысит 1,5 трлн.м3.

Пути, способы, техника и технология использования этого потенциала ресурсов

газа уже в настоящее время выдвигаются в число важнейших научно-техниче­ских

проблем отрасли, требующих комплексного (и, возможно, нетрадиционного)

подхода к их решению.

Прежде всего, возникает необходимость создания нового оборудования:

газопе­рекачивающих агрегатов с высокой степенью сжатия, мощных станций

охлаж­дения газа, оборудования для извлечения жидкости из скважин (плунжерный

лифт, газлифт) и др.

Одна из серьезнейших проблем, стоящих в настоящее время перед РАО "Газ­пром",

- это возможность рентабельной разработки нефтяных оторочек на Уренгойском и

Оренбургском месторождениях. При использовании традиционных технологий

получается очень низкий коэффици­ент извлечения нефти, и ухудшаются

экономические показатели. Поэтому здесь требуются новые под­ходы, передовые

технологии и соответствующее оборудование.

В условиях продолжающегося падения добычи нефти в стране особое значение

приобретает наращивание добычи конденсата - ценнейшего сырья для получения

жидких моторных топ­лив. Эта проблема решается несколькими путями.

Применительно к новым месторождениям с высоким кон­денсатным фактором – это

внедрение технологии разработки с обратной закачкой газа в пласт - "сайклинг-

процесс". Для реализации этой технологии требуются компрессорные установки на

высокое давление и другое оборудование.

В последние годы на Вуктыльском месторождении (Республика Коми) успешно

проводился эксперимент по извлечению уже выпавшего в пласте конденсата.

Сейчас предстоит провести экономический анализ и выбрать объекты для

промышленного внедрения этой Большой эффект в части добычи конденсата может

дать переход от традицион­ной технологии низкотемпературной сепарации газа к

детандерным схемам с глубины.

Одним из прогрессивных направлений развития газовой промышленности явля­ется

диверсификация производства - расширение номенклатуры выпускаемой продукции

за счет уг­лубления переработки природного газа и газового конденсата. Такой

подход обеспечит Газпрому по­вышение экономической эффективности его

деятельности и расширит возможности стратегического ма­невра на товарных

Уже в настоящее время РАО "Газпром" производит значительный объем про­дукции

переработки газа и конденсата.

Начаты работы по созданию новых газо-химических предприятий. Так, на севере

Западной Сибири, в Новом Уренгое, ведется строительство объекта для

производства полиэтилена низкой плотности и сополимеров общей мощностью 300

тыс. т/год. Ввод этого объекта в эксплуатацию намечен на 1998 г. Совместно с

немецкой фирмой "Ферросталь" начаты работы в Архангельске по подготовке к

строи­тельству завода по производству метанола из природного газа мощностью

700 тыс. т в год с поставкой продукта на экспорт. Имеются и другие

проекты, прорабатывается вопрос создания на севере страны крупных мощно­стей

по сжижению природного газа.

Ведутся научно-исследовательские работы по весьма перспективному направ­лению

- технологии переработки основного компонента природного газа - метана в

синтетические моторные топ­лива, а также в этилен и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работе, остановимся кратко на планах сибирского

региона на ближайшие два года:

1. Ближайшие десятилетия должны стать периодом формирования системы

газоснабжения и газообеспечения в Восточно-Сибирско-Азиатско-Тихоокеанском

регионе.

2. Основной упор в наращивании мощностей будет приходиться на

реконструкцию и

техническое перевооружение старых электростанций.

3. Строительство нового энергетического гиганта ТЭЦ-6 имеет для области

первоочередное значение.

1. Примерно к 2010 году в Новосибирске планируется ввести в строй 1300

МВт.

новых мощностей, в области - 1580МВт

2. Одним из прогрессивных направлений развития газовой промышленности

явля­ется

диверсификация производства - расширение номенклатуры выпускаемой

продукции за счет уг­лубления переработки природного газа и газового конденсата.

Так, на севере Западной Сибири, в Новом Уренгое, ведется строительство объекта

для производства полиэтилена низкой плотности и сополимеров общей

мощностью 300 тыс. т/год.

Таким образом, несмотря на кризис Энергетика в Сибири развивается.

ЛИТЕРАТУРА

Скрыпник В.И. Россия: её ближайшее будущее. - М.: Энергофининвест, 1995. С. 3

- 11.

Скрыпник В.И. Реформы и политическая стабильность в России // Энергия. 1997.

№ 7. С. 17 - 23.

Скрыпник В.И. Российская национальная идея целостного гармоничного обще­ства.

М.: ВНТИЦ, 1997.

Золотухин В.Г. Энергетика России: естественная монополия на свободе //

Энер­гия. 1997. № 7. С. 23 - 27.

Белов В.Д., Слезнев С.Л. О путях стабилизации финансового положения в ТЭК //

Энергетик. 1997. № 3. С. 4 - 5.

Дьяков А.Ф. Перспективы энергетики // Энергетик. 1997. № 2. С 2.

Дьяков А.Ф. Роль ЕЭС России в создании мировой энергетической системы //

Энергетик. 1997. № 7. С. 2 - 3.

Дьяков А.Ф. Электроэнергетика - основа стабилизации и подъема экономики

России // Энергетик. 1997. № 4. С. 2 - 10.

Энергетическая стратегия России (основные положения) // Энергетическое

строительство. 1995. № 1. С. 2 - 20.

Чернилин Ю.Ф. Современные проблемы электроэнергетики России // Энергия. 1997.

№ 10. С. 15 - 20.

Родионов П.И. Роль ТЭК в стабилизации и подъеме экономики страны //

Энер­гетическая политика. 1997. № 3. С. 2 - 10.

Безчастнов Г.А. Новые достижения в турбогенераторостроении // Энергетик.

1997. № 1. С. 10 - 12.

Буйнов А., Грек А. Свет и тепло на реактивной тяге // Эксперт. 1998. № 5. С.

88 - 89.



(C) 2009