Научная Петербургская Академия

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Реферат: Организация ценообразования в РБ

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Реферат на тему:

«Организация ценообразования в РБ

в системе рыночной экономики»

По предмету:

«Микроэкономика»

Выполнил:

Фак-тет:

«учетно-финансовый»

Спец-ть:

«финансы и кредит»

Группа:

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Экономическое содержание цены.

2. Формы государственного ценового регулирования.

3. Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих

доминирую­щее положение на товарных рынках

4. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. Формы

государственного ценового регулирования за рубежом.

5. Методы ценообразования основанные на издержках производства.

6. Лит-ра

Экономическое содержание цены. Факторы, определяющие уровень и динамику цен

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет

продать свой товар, а покупатель готов купить его. В рыночной экономике все

имеет цену: каждый товар и каждая услуга.. Рыночные равновесные цены

становятся важнейшим регу­лятором общественного производства. Равновесной

ценой при этом считается цена такого уровня, при которой предложение

соответствует спросу. Теоретически и практически товарный дефицит вы­зывает

рост цен, а товарный избыток - их падение. Если на рынке какого-либо товара

больше, чем способно потребить общество на имеющиеся доходы, его меньше

покупают и цены неизбежно сни­жаются, нормируя таким образом предложение.

Высокие цены слу­жат сигналом недостаточного предложения и стимулируют

увели­чение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует

различные рынки (товаров, производственных ресур­сов, труда, ценных бумаг и

т. д.) с помощью равновесных цен.

Цены обслуживают все уровни управления экономики и игра­ют активную роль в

сферах микро- и макроэкономики. На микро­уровне цена регулирует хозяйственную

деятельность предприя­тия. Экономика любого предприятия начинается (цены на

сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо) и заканчивается (цены на

произведенную продукцию для внутреннего или для внешнего рынка) ценами. Цены

множеством нитей связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно

покупателями и продав­цами различных видов продукции и услуг.

На макроуровне цена формирует структуру экономики, спо­собствует

совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения,

потребления и накопления, отраслями на­родного хозяйства, производственной и

непроизводственной сфе­рами и т. д.). Цены сигнализируют о возникающих в

экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рын­ке

становится дефицитной, т. е. спрос превышает предложение, цены реагируют

повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции

свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличивается

и цены посте­пенно снижаются. Аналогичные процессы происходят, если на рынке

появляются новые виды товаров, услуг, соответствующие постоянно меняющимся

запросам потребителей. При этом цена выступает инструментом рационирования

ресурсов в обществе: при ее росте сокращается потребление и расширяется

производство, а при ее падении - увеличивается потребление, сокращается

произ­водство и уменьшаются излишние запасы. Таким образом, в усло­виях

рыночного ценообразования экономика все время структур­но совершенствуется,

подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества,

населения, что обеспечивает ее прогрессивное развитие.

Вместе с тем цены, в свою очередь, нередко используются го­сударством для

регулирования ряда экономических процессов, проведения социальной политики.

Многие государства мира прак­тикуют "замораживание" цен, фиксацию цен на

некоторые това­ры, издают специальные законы, контролируют динамику цен и

используют другие формы и способы влияния на них.

Играя -исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важных функций:

балансирующую, планово-учетную, распре­делительную и перераспределительную и

информационную. Ба­лансирующая функция заключается в формировании важнейших

пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и пред­ложением.

Планово-учетная функция означает, что цены исполь­зуются как предприятиями,

так и государственными органами для разработки планов, прогнозов. С их помощью

осуществляет­ся учет потребленных ресурсов, выпущенной продукции, расчет всех

отчетных стоимостных показателей. Распределительная функция состоит в

распределении создаваемых национального дохода и валового внутреннего продукта

между предприятиями, отраслями, регионами в результате товарообмена. При

значитель­ных отклонениях цен от нормальной стоимости, когда отдельные товары

имеют относительно низкие цены или предоставляются бесплатно, а другие

отличаются относительно высокими ценами за счет включения в них косвенных

налогов (акцизов, отчисле­ний во внебюджетные фонды), усиливается

перераспределитель­ная функция цен. Значительные перераспределительные

процес­сы в экономике негативно влияют на развитие, поскольку не от­ражается ее

объективное состояние и снижается эффективность управления. Информационная

функция состоит в доведении до всех участников экономики сведений о конъюнктуре

рынка и ры­ночных ценах.

Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием двух

групп факторов - внутренних и внешних (рис. 1.1). Внутренние факторы, т. е.

факторы микроэкономиче­ского уровня зависят от деятельности самого

предприятия, фир­мы. Товар, характеризующийся особыми свойствами,

уникаль­ными достоинствами и способами его обработки непременно будет иметь

более .высокую цену, отражающую его качество, техничес­кий уровень. Способ

производства определяет серийность выпус­ка продукции. Как правило, продукция

мелкосерийного и инди­видуального производства имеет более высокую

себестоимость и соответственно цену. Товары же массового производства

отлича­ются низкими издержками и на них устанавливаются относительно низкие

цены. При частых и интенсивных технологических изме­нениях товар будет иметь

более высокую цену.

Ориентация предприятия на несколько рыночных сегментов вызывает необходимость

дифференциации цен, приспособления

Реферат: Организация ценообразования в РБ

их к различным категориям покупателей. Цена теснейшим обра­зом связана с

жизненным циклом товара. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при

коротком жизненном цикле, и от­носительно низкую - при длительном. Более

того, уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла

това­ра в связи с изменением конъюнктуры рынка и объемов продаж.

Ощутимое влияние на цену оказывает длительность цепочки "производитель -

потребитель", используемые каналы распреде­ления, посредники. Хорошо

организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет

фирмы на внутрен­нем и внешнем рынках, удачно и оригинально организованная

реклама товара, его продвижение на рынок позволяют устанавливать более

высокие цены.

Рассмотрим подробнее состав отпускной цены товара, или услуги, работ, т. е.

цены, используемой в расчетах между субъек­тами хозяйствования с учетом

действующей системы налогообло­жения (рис. 1.4.).

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Налогом на добавленную стоимости (НДС) облагается сто­имость, которую

предприятие добавляет к стоимости сырья, ма­териалов и приравненных к ним

затрат при производстве това­ров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки

налога на добав­ленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если

ос­новная ставка НДС составляет 20%, то на социально значимую продукцию,

услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары,

товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги в

силу своей особой социальной значимости вообще освобождаются от налога.

Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфике своих свойств

монопольно высокие цены и устойчивый спрос (ликеро-водочные, табачные

изделия, автомобильный бензин и др.). Ставки акцизов дифференцированы по

видам товаров и устанав­ливаются в абсолютной сумме на физическую единицу

(специфи­ческая ставка) или в процентах к цене товара (адвалорная ставка).

Транспортные расходы по доставке продукции выделяют са­мостоятельно, если

продукция перемещается дальше станции ее отправления. Это связано с тем, что

по действующему законода­тельству транспортные расходы по доставке продукции

до стан­ции отправления включаются в ее себестоимость.

В качестве самостоятельного элемента отпускной цены высту­пают отчисления в

целевые бюджетные фонды местных Советов депутатов для возмещения расходов по

содержанию ведомствен­ного жилого фонда. Их ставки в процентах различаются по

адми­нистративно-территориальным образованиям республики.

В связи с непаритетом цен на закупаемую сельскохозяйствен­ную" продукцию и

продукцию промышленности, поставляемую сельскому хозяйству, а также

недостаточностью бюджетных ас­сигнований на решение первоочередных проблем

села, начиная с 1995 г. в цену продукции (работ, услуг) предприятий всех

отрас­лей и сфер деятельности (кроме сельскохозяйственных предприя­тий и

предприятий потребительской кооперации) включаются также отчисления в

республиканский фонд поддержки произво­дителей сельскохозяйственной

продукции.

В формировании цен товаров и услуг на отдельных рынках могут иметь место

особенности в составе цен, которые рассматри­ваются в следующих главах.

1.5. Либерализация цен в Республике Беларусь

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отно­шениям ценовая

политика, принципы формирования и регулиро­вания цен становятся важными

сферами экономических преобра­зований. Серьезные задачи предстоит решить в

области преодоле­ния инфляции. Республика стоит перед проблемой выхода из

кри­зиса, трансформации экономической системы с учетом собствен­ной специфики

и опыта других стран мира.

Переход к свободному ценообразованию (либерализации цен) в Беларуси начался

еще в составе бывшего СССР с ноября 1990 г. С этого времени предприятиям было

разрешено формировать сво­бодные цены на ряд товаров, не оказывающих

существенного вли­яния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия,

из­делия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя

и некоторые другие).

Следующий этап либерализации цен начался в апреле 1991 г., когда был

значительно расширен перечень товаров и услуг, на которые могли применяться

свободные (договорные) цены. На 50% продукции производственно-технического

назначения и 25% то­варов народного потребления предприятия устанавливали

цены самостоятельно. С этого времени в сфере государственного конт­роля и

регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально

значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и

хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание,

мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия, топливо бытовое, услуги

пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие.

Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую

продукцию производ­ственно-технического назначения, определяющую общий

масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо,

теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транс­портом, основные услуги

связи.

В дальнейшем процесс либерализации цен развивался посте­пенно в сторону

увеличения доли: свободных (договорных) цен. С 1 марта 1993 г. стали

реализовываться населению по свободным ценам такие продукты питания, как

баранина, мясо птицы, лике-ро-водочные изделия (кроме водки белой, на которую

до сих пор действует фиксированная цена). В мае-июне этого же года на

сво­бодные цены были переведены основные продовольственные това­ры, такие как

свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло

животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались

государством.

Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более

полное удовлетворение спроса предприя­тий и населения в товарах и услугах за

счет стабилизации и роста объемов их производства. Однако после резкого

скачка цен в 1992 г. они продолжали расти высокими темпами (табл. 1.1). Это

показа­ло, что сама по себе либерализация цен без проведения достаточ­но

жесткой бюджетно-финансовой политики, институциональных преобразований не

может решить всех накопившихся проблем и способствовать формированию

экономики нового типа. Инфляци­онные процессы стали сочетаться с падением

производства, по­скольку предприятия получили возможность достигать своих

це­лей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повыше­ния цен.

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Ситуация потребовала корректировки курса реформ в части сдерживания

либерализации цен. Действующее сегодня законо­дательство в области

регулирования цен в республике представ­ляет собой сочетание

централизованного управления процессом ценообразования с политикой

сдерживания цен на местном уров­не управления. Республиканские министерства

устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, министерство

экономики утверждает йены на сырую нефть, природный и сжи­женный газ,

нефтепродукты, электроэнергию, продукцию оборон­ного значения, поставляемую

по клирингу в другие государства СНГ, водку белую, квартплату и некоторые

другие товары. Правом утверждения и контролирования цен наделены также

министерства транспорта и коммуникаций, связи и информатики,

здра­воохранения, культуры и печати, жилищно-коммунального, лес­ного

хозяйства.

Центр тяжести в регулировании цен переместился на местный уровень управления.

Облисполкомам и Минскому горисполкому дано право регулировать цены и торговые

наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые субъектами

хозяйство­вания на их территории. Возможность ограничивать цены на про­дукцию

подведомственных предприятий получили также мини­стерства ц ведомства, что

сыграло положительную роль в сдержи­вании темпов их роста.

Введение свободного ценообразования способствовало в значи­тельной степени

устранению имевшихся ранее диспропорций в ценах по отраслям экономики и

отдельным группам товаров и услуг. Так, наиболее высокими темпами росли цены

на продо­вольственные товары и потребительские услуги, которые длитель­ное

время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на

промышленную продукцию, транспортные услуги (табл. 1.2).

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Основными направлениями социально-экономического разви­тия республики на

1996-2000 гг. предусмотрено, что в этот период ценовая политика будет

базироваться на гибком использовании элементов свободного формирования цен и

их частичного госу­дарственного регулирования. Ее основная цель - обеспечение

от­носительного паритета цен во всех звеньях экономики. Степень

государственного влияния будет зависеть от вида товаров, их со­циальной

значимости, состояния конкурентной .среды. Преиму­щество будет отдано

косвенному регулированию через механизмы налоговой, таможенной,

амортизационной политики и другие меры.

Формы государственного ценового регулирования.

Важное место в экономических преобразованиях в условиях переходного периода

занимают вопросы разумного сочетания сво­бодного ценообразования с

государственным регулированием цен. Опыт показывает, что практически все

страны мира в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования,

ограни­чивая тем самым рыночное равновесие.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется в двух основных

формах: с помощью косвенного и прямого регули­рования.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос,

предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической

сбалансированности и, таким образом, вли­яющие на уровень и динамику цен. К ним

можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и

совершенство­ванию механизма хозяйствования, в частности такие, как приня­тие и

совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого

предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и

приватизация, пре­доставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного

дефи­цита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры

макроэкономической сбалансированности. Мировой практикой на­коплен достаточно

богатый опыт косвенного регулирования цен,, которому отдается несомненное

преимущество по сравнению с не­посредственным (прямым) их регулированием.

Прямое регулирование цен осуществляется в основном тремя способами: путем

установления "ценового потолка" (максималь­ных цен), "ценового пола"

(минимальных цен) и "коридора цен". Наибольшее распространение получила

политика "ценового по­толка", которая используется в монополизированных

отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт,

коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях (во время вой­ны, послевоенный

период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные

продукты, медикаменты и т. п.). Выполняя важную роль, максимальные цены,

устанавли­ваемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд про­блем в

экономике (рис. 2.2).

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Они формируют так называемый рынок продавца, диктующе­го свои условия

покупателям, ведут к образованию дефицита про­дукции на рынке (Q2 > Q1).

Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который был бы

в условиях рав­новесия (Q1 < Q0). В таких условиях государство часто

вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам

путем выделения различных дотаций, субсидий, что в ко­нечном счете ведет к

усилению разбалансированности экономи­ки, появлению новых проблем. Практика

использования полити­ки "ценового потолка" в экономике республики кроме

указанных последствий порождала и такие явления, как очереди, черный рынок,

коррупция на государственных предприятиях.

Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в

интересах мелких фирм с целью не допу­щения монополизации рынка и поддержания

определенного уровня конкуренции. Чаще всего она применяется на рынке

сельхозпро­дукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако уста­новление

минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются

в том, что, в отличие от описан­ной выше ситуации, формируется рынок

покупателя (рис. 2.3).

На таком рынке образуются излишки продукции (Q2 > q1)

которые государство вынуждено скупать и каким-то образом затем ими распоряжаться

(образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т. п.). Уровень

потребления в условиях прове­дения политики "ценового пола" тоже оказывается

ниже, чем в условиях равновесного рынка (Q1 < Q2).

Политика "коридора цен" заключается в том, что устанавли­ваются два предела

цен: верхний и нижний. Цены, таким обра­зом, одновременно ограничены

максимальным и минимальным

Реферат: Организация ценообразования в РБ

уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от поло­жения

равновесной цены (рис. 2.4).

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Такая система регулирования цен, например, используется в странах

Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную про­дукцию. При этом

устранение диспропорций между спросом и предложением достигается здесь путем

маневрирования буферны­ми запасами. При этом, если предложение превышает

спрос на­столько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их

допустимого минимального предела, специальные органы начина­ют скупать

излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает

предложение настолько, что цены реаль­ных сделок повышаются до их допустимого

максимального пре­дела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из

буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридо­ра" позволяет

сочетать как прямые, так и косвенные формы регу­лирования цен, устраняет

резкие колебания цен и изменения конъ­юнктуры рынка.

Ценовое регулирование деятельности монополий

Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирую­щее

положение на товарных рынках.

В мире известны две модели поведения с целью преодоления высоких цен,

ус­танавливаемых монополиями. Зарубеж­ная теория и практика показывает, что

высокие цены и нормы прибыли сегод­няшних монополистов побуждают дру­

гие предприятия и новых инвесторов к проникновению на такие рынки, что само

по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции. Другая

модель, которая экспериментировалась в условиях отечественной экономики,

состоит в том, что если товар продается по монопольно высоким ценам,

правитель­ство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия, в усло­виях

ограничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования,

завышают себестоимость, растрачивая свои ресур­сы. Правительство, пытаясь

осуществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации, субсидии,

предоставляет различ­ные льготы, растрачивает государственные ресурсы. Такая

поли­тика увековечивает монополию, устраняя возможности для появ­ления

конкурентов.

Разумеется, первая модель относится к хорошо функциониру­ющему рынку.

Сверхмонополизированная структура производства в республике, доставшаяся нам

в наследство с прежних времен, неизбежно создавала трудности в формировании

конкурентной рыночной среды и рыночных цен. Когда рынок только формиру­ется,

недостаточно насыщен, не создана его инфраструктура, от­сутствуют инвестиции,

независимая торговая сеть, высокая цена не в состоянии выполнять функции

привлечения нового предло­жения и ограничения спроса.

На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного

ценового регулирования должна быть еще до­статочно широкой, адаптированной к

особенностям экономики переходного периода. В нее следует включать

регулирование цен 1 на продукцию естественных монополий и ряда искусственных. К

'естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых

минимальные издержки в расчете на единицу продук­ции достигаются при

сосредоточении производства на единствен­

ном предприятии. В этом случае создание конкуренции путем рассредоточения

производства на нескольких предприятиях яв­ляется экономически

нецелесообразным, так как ведет к повыше­нию удельных издержек

(электроэнергетика, связь, железнодо­рожный транспорт, газ, тепло,

водоснабжение). Деятельность ес­тественных монополий регулируется в

большинстве зарубежных стран с тем, чтобы предупредить с их стороны

монопольное завы­шение цен и сокращение объемов производства. -В этой части

ан­тимонопольное законодательство должно иметь целью обеспече­ние доступности

для потребителей товаров (услуг) таких предпри­ятий за счет определения

экономически обоснованных цен, по­зволяющих осуществлятъ развитие субъектов

естественных монополий.

На этапе переходной экономики необходимо не только сохра­нить, но и

ужесточить регулирование цен на продукцию естествен­ных монополий. Эти

предприятия находятся в собственности го­сударства и их деятельность должна

подвергаться действенному и эффективному контролю. Прежде всего такой подход

касается формирования издержек. В последнее время оказалась разрушен­ной

многие годы создаваемая система управления затратами на производстве.

Практически отсутствуют экономически обоснован­ные нормы расхода различных

ресурсов, что ведет к увеличению себестоимости, включению в нее

необоснованных издержек, обра­зованию диспропорций в структуре затрат,

распределения прибы­ли. Поэтому необходимо вернуться к системе жесткого

нормирова­ния ресурсов, планированию ресурсосбережения и снижения

себе­стоимости продукции, в первую очередь, на таких предприятиях.

Длительность процесса приватизации и разгосударствления в национальной экономике

вызывает необходимость регулирования деятельности искусственных монополий.

Для выбора форм регу­лирования необходима значительная аналитическая работа.

Преж­де всего важно выяснить, способен ли рынок той или иной про­дукции

функционировать нормально: поступает ли свободно им­порт из других стран или

регионов, могут ли потенциальные уча­стники рынка свободно выходить на него в

ответ на ценовые сиг­налы, активно ли противодействует антимонопольное

ведомство поведению крупных предприятий. Если эти условия соблюдают­ся, то

скорее всего свободные высокие цены будут способны при­влечь новых

производителей, а потребители получат выигрыш в долгосрочном аспекте за счет

конкуренции.

ходимую информацию для корректировки политики ценообразо­вания в сложный

переходный период. Достижению той же цели способствует проведение ценового

мониторинга, который осуще­ствляется как органами ценообразования, так и

службами госу­дарственной статистики.

Современный ценовой мониторинг включает наблюдение за ценами производителей

продукции по отраслям промышленнос­ти, потребительских цен на товары

народного потребления, тарифов на производственные и непроизводственные

услуги, пропор­ции в ценах на промышленную и сельскохозяйственную продук­цию

(паритет цен), сопоставление национальных цен с ценами на аналогичную

продукцию других государств и др. Собираемая информация крайне необходима для

выработки государственной экономической политики по социальным вопросам,

проблемам развития агропромышленного комплекса, внешнеэкономической

деятельности страны и т. д.

Регулирование цен и доходов населения

Важнейшим аспектом регулирования экономики на переход­ном этапе являются

пропорции, складывающиеся между темпами роста потребительских цен и доходами

населения. Последователь­ная либерализация цен и сопутствующая ей инфляция

ведут к снижению покупательной способности населения, создают труд­ности для

его жизнедеятельности (табл. 2.1).

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Если в декабре 1991 г. на одну среднемесячную зарплату мож­но было купить

один телевизор или холодильник, то в декабре 1997 г. для этого уже

требовалось около трех среднемесячных

зарплат, что свидетельствует о значительном снижении реальных доходов населения.

Государственное регулирование доходов населения с учетом роста

потребительских цен осуществляется в основном двумя пу­тями:

* периодическим пересмотром минимальной заработной платы по мере изменения

минимального потребительского бюджета;

* индексацией доходов населения.

Минимальная заработная плата, являясь нормативом, опре­деляющим минимально

допустимый уровень денежных и нату­ральных выплат работнику нанимателем за

выполненную для него работу, представляет собой минимальную цену рабочей

силы. Она служит основой для установления размера тарифной ставки пер­вого

разряда и дифференциации оплаты труда по профессиональ­но-квалификационным

группам работников.

В 1992 г. в республике введена Единая тарифная сетка (ETC). Она построена в

виде шкалы тарификации и оплаты труда работ­ников всех отраслей экономики, от

рабочих низшего уровня ква­лификации до руководителей высших органов власти.

Примене­ние ее имеет обязательный характер для бюджетных учреждений и

рекомендательный для хозрасчетных предприятий и организа­ций. Вместе с

пересмотром минимальной заработной платы про­порционально изменяется оплата

труда работников разного уров­ня квалификации по ETC. Предусмотрено, что

государственные предприятия, уровень тарифной ставки первого разряда которых

превышает установленный ее уровень по ETC, дальнейшее повы­шение заработной

платы осуществляют только в прямой зависи­мости от роста объемов производства

и реализации продукции, повышения эффективности хозяйствования.

В привязке к минимальной заработной плате определяются цены на некоторые

услуги (например, образовательные), государ­ственные пошлины, пособия,

штрафы. Вместе с ее изменением корректируются их размеры.

Индексация доходов населения в связи с ростом цен на потре­бительские товары

и услуги реализуется в республике в соответ­ствии с Законом "Об индексации

доходов населения с учетом ин­фляции". При этом используется наиболее

распространенный по­казатель инфляции - индекс потребительских цен (ИПЦ). Он

оп­ределяет изменение во времени стоимости фиксированного набо­ра товаров и

услуг, обычно потребляемых населением.

ИПЦ рассчитывается органами статистики республики по методологии,

соответствующей международным стандартам по фик­сированному набору

("потребительской корзине"), включающей около 300 из 293 наименований

потребительских товаров и услуг. Для расчета используется следующая

информация:

* индексы средних цен на потребительские товары (услуги) — представители,

входящие в набор;

* фактически сложившаяся в предыдущем году структура по­требительских

расходов населения, установленная на основе бюджетных обследований домашних

хозяйств. Сводный ИПЦ определяется по формуле

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Индексы потребительских цен систематически определяются в целом по

республике, по каждой из областей и Минску за ме­сяц, к моменту предыдущей

индексации, нарастающим итогом с начала года, а также нарастающим итогом к

среднегодовому уров­ню цен базисного года.

Право граждан на индексацию наступает в том случае, если индекс

потребительских цен к моменту предыдущей индексации превысит пять процентных

пунктов. Установлены следующие нор­мативы индексации доходов населения на

каждый процентный пункт роста потребительских цен для различных частей

дохода: в пределах двукратного размера минимальной заработной платы -1,0; от

двукратного до четырехкратного размера минимальной за­работной платы — 0,5.

Часть дохода, превышающая четырехкрат­ный размер минимальной зарплаты,

индексации не подлежит. Таким образом индексация защищает прежде всего

интересы малообеспеченных слоев населения с низким уровнем доходов.

Пример. Определить по месяцам выплаты, частично возмещающие работнику потери,

вызванные ростом потребительских цен и общий, его доход. Оклад работника

бюджетной организации в январе месяце составил 800 тыс. р. Минимальная

заработная плата - 200 тыс. р. Изменение потре­бительских цен по месяцам и

расчет дополнительных выплат работнику за период в связи с инфляцией отражены

в приведенной ниже таблице.

Сумма индексации составила за:

март - 30,6 тыс. р. (200 тыс. р. • 2 • 5,1/100) 1,5;

май - 62,4 тыс. р. (200 тыс. р. • 2 • 10,4/100) 1,5.

В остальные месяцы доход работника не индексировался, поскольку индекс цен к

моменту предыдущей индексации не превысил пять пунктов.

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Индексируются основные виды доходов в виде заработной пла­ты, начисленной по

сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, пенсий, пособий,

стипендий, оплаты ос­новных и дополнительных отпусков. Источниками выплат по

индексации являются средства бюджета для работников бюджет­ных организаций,

студентов, пенсионного фонда - для пенсионе­ров, собственные средства

хозрасчетных предприятий и организа­ций — для своих работников.

Государственное регулирование цен в зарубежных странах.

Формы государственного ценового регулирования за рубежом.

Современное рыночное хозяйство невоз­можно представить без активной

эконо­мической роли государства. Практичес­ки во всех зарубежных странах

действу­ют механизмы государственного вмешательства в экономику, хотя его

конкретные формы, инструменты и рычаги порой существен­но различаются.

Большинство стран используют установленные правила ценообразования, которые

оформляются в виде законо­дательных актов, регламентирующих порядок и

методологию формирования цен. Изучение опыта ценообразования в зарубеж­ных

странах необходимо для определения возможностей его использования при

формировании ценового механизма в республи­ке в условиях переходного периода.

Современное государственное регулирование цен в зарубеж­ных странах весьма

противоречиво. С одной стороны, государ­ственные институты стремятся сдержать

инфляцию, оказываю­щую отрицательное воздействие как на внутренние, так и

вне­шние экономические процессы. С другой стороны, выражая инте­ресы крупных

компаний, государство различными средствами обеспечивает их защиту. Си­стема

цен стала рыночной лишь в тех секторах, в которых стала рыночной экономика

Китая, поскольку основой ее по-прежнему остается государственная

собственность. Формирование реформы цен показало опасность несогласованности

в проведении всего комплекса рыночных преобразований. Дальнейшая

либерализа­ция цен" связывается сейчас с процессом существенных измене­ний в

положении крупных и средних государственных предприя­тий.

Следует обратить внимание на гибкость политики ценообразования в Китае,

позволяющую реагировать на оперативные кор­ректировки курса реформ в

зависимости от происходящих на прак­тике изменений в хозяйственной жизни. Эта

политика дает воз­можность не допускать ухудшения ситуации до критического

уров­ня, сохраняя стабильность как базу для будущих преобразова­ний, даже

если это ведет к некоторому отходу от курса реформ.

Методы ценообразования основанные на издержках производства.

Основу методологии ценообразования составляют методы обо­снования цен,

которые базируются на основных ценообразующих факторах (рис. 3.1).

Одним из наиболее распространенных методов ценообразова­ния, ориентированных на

издержки производства в отечествен­ной практике, является затратный метод.

Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции

до­бавляется заданный размер прибыли и косвенные налоги, отчис­ления во

внебюджетные фонды, непосредственно увеличивающие цену. Расчет при этом можно

выразить формулой

Реферат: Организация ценообразования в РБ

где С — себестоимость единицы товара; П — прибыль в расчете на единицу

товара; Н - косвенные налоги и отчисления в цене това­ра.

Пример. Производственное объединение "Горизонт" производит те­левизоры.

Нормальные условия для работы предприятию обеспечивает при­быль в размере 30%

на вложенные затраты. Налоги, установленные зако­нодательством, составляют

20% цены, по которой продукция реализует­ся потребителю. Себестоимость новой

модели телевизора - 12000 тыс. р. Исходная цена, рассчитанная затратным

методом, составит 19500 тыс. р.

Цена = [12000 тыс. р. + (12000 тыс. р. 30/100)]/(100 - 20)-100= = 19500 тыс. р.

Затратный метод является достаточно популярным не только в отечественной, но

и в зарубежной практике ценообразования. Это связано с рядом причин. Во-

первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о

потребительском спро­се. Поэтому затратный метод считается достаточно

простым. Во-вторых, по мнению специалистов, этот метод является наиболее

справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупате­лям. При

достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе

с тем имеют возможность получить необходимую прибыль для нормальной

деятельности.

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с

невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры

рынка. Поэтому в отечественном ценооб­разовании затратный метод применяется

при обосновании цен на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно

сопоста­вить с ранее выпускаемой и недостаточно известна величина спроса;

продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуаль­ным характером

производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на

товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения

(ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий-

моно­полистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некото­рых других

случаях.

Агрегатный метод применяется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных

изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной

из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование

определенного типа, семейства автомобилей, тракторов). Цена, рассчитанная этим

методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктив­ных элементов или

изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат по их сборке

или компоновке.

Пример. Минский фарфоро-фаянсовый завод производит чайные сервизы, состоящие

из заварного чайника, сахарницы и шести чашек с блюдцами. Цена такого набора

будет складываться из цен, входящих в набор компонентов, которые

рассчитываются отдельно наосновезатратногометода, описанного выше.

Метод структурной аналогии эффективен в производствах и сферах с широкой

номенклатурой выпускаемых однотипных из­делий, услуг или работ (ремонтные

услуги, детали различных типоразмеров). Для того, чтобы установить цену на

новый вари­ант изделия определяют структурную формулу цены по ее анало­гу. С

этой целью используют фактические (или статические) дан­ные о доле основных

видов затрат в цене или себестоимости ана­логичного товара. Если имеется

возможность точно определить по новому товару один из основных элементов затрат

(материаль­ные затраты по рабочим чертежам и нормам расхода, оплата тру­да), то

используя структуру цены (или себестоимости) аналогич­ного товара, несложно

рассчитать ориентировочную цену нового. При этом можно использовать следующую

формулу:

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Реферат: Организация ценообразования в РБ

Пример. Производство нового подшипника потребует 300 тыс. р. • затрат на

материалы. Поскольку в цехе подшипников выпускается одно­типная продукция,

структура цен которой практически одинакова (60% — материальные затраты, 30%

- заработная плата, 10% - остальная часть цены), определим возможную цену

нового изделия, которая составит 500 тыс. р. (300 тыс. p./60*100)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории.

<АСА>, Киров 1998.

2. Полещук И.И. Ценообразование и маркетинг. <Мисанта>, 1997.

3. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. <БГЭУ>, 1998.

4. Велалта М.Ф. Цены на сырье: рынки и анализ. <Финансы, учет,

аудит>, 1994.

5. Ресурсы интернет.



(C) 2009