Научная Петербургская Академия

Реферат: Экология и бизнес

Реферат: Экология и бизнес

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный Факультет

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

Реферат по экономической теории

Экология и бизнес

Интенсивное освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса на Территории

Тюменской области является мощным фактором развития отраслей народного

хозяйства и одновременно оказывается сильнейшее отрицательное воздействие на

окружающую среду, которому подверглись все природные сферы:

·повысился уровень загрязнения;

·наблюдается деградация экосистем и целых биогеоценозов;

·научно необоснованная и слабо контролируемая эксплуатация биологических

ресурсов привела к снижению численности животных, рыбных запасов, площади

лесов. Особенно негативные последствия наблюдаются в северных районах

области, которые характеризуются ранимостью и длительным периодом

восстановления природных комплексов. Изменение состояния окружающей среды

привело к ухудшению условий жизни и здоровья людей.

Преодоление накопившихся экологических проблем возможно на основе

государственной программы стабилизации и обстановки, путем сокращения

воздействия на окружающую среду, экономии природных ресурсов. повышения

экологического образования и сознания всего населения.

После путча, в сентябре 1991 года в Москве состоялась международная

конференция предпринимателей. Международный бизнес питал огромные надежды по

поводу открывающегося советского рынка. При этом предполагались не только

экспортно-импортные операции. Технологический потенциал советской науки в тот

момент содержал в себе столько невостребованных потенций, а торг казался

столь уместным, что горизонт состоял из сплошной радуги. К тому времени в

СССР был принят Закон "Об основах предпринимательства", частью которого стал

пакет "Предпринимательство в области экологии". Поскольку эту часть закона

наполняла конкретика, ее выделили в отдельную Государственную программу

предпринимательства в области экологии, которая должна была вступить в силу 1

января 1992 года. И не случайно вокруг этой программы на конференции

предпринимателей шли очень интенсивные переговоры. Сначала договорились с

англичанами, но уже сразу после конференции с предложениями обратились немцы

и американцы. В конце декабря 1991 года, когда СССР уже рухнул, а Россия

заявила о правопреемстве по всем международным договорам, Борис Николаевич

перед телекамерами на всю страну убежденно заявил: что Государственная

программа предпринимательства в области экологии будет действовать. И если не

1 января, то 2-го - уж точно. Но документы большинства комитетов и комиссий

не попали в российский парламент: их выбросили на свалку и сожгли. В 1993

году ситуация повторилась. Комитет по экологии российского парламента не

минули танковые снаряды. Многое там сгорело, и на свалку вывозили уже готовый

обуглившийся "продукт". Так громко почили первые иллюзии о

предпринимательстве в области экологии.

Действующее российское экологическое законодательство сегодня охватывает

практически все аспекты охраны окружающей среды и природопользования.

Основным источником экологического права является Конституция РФ. Она

содержит нормы, определяющие подходы к регулированию отношений в сфере

окружающей природной среды. Признание, соблюдение и защита прав человека и

гражданина - обязанность государства.

21.08.2000 года вышло Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по

предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в

котором чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов,

подразделялись на несколько категорий: локального, местного,

территориального, регионального и федерального значения, в зависимости от

объема разлившейся нефти (100 - 5000тт). В соответствии с этим,

предусматривалось количество средств и сил, необходимых для ликвидации

аварийных разливов.

Также вышли новые Правила разработки и утверждения нормативов образования

отходов и лимитов на их размещение. Норматив образования отходов -

установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы

продукции. Лимит на размещение отходов - предельное допустимое количество

отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом

на установленный срок в объектах размещения отходов. Причем вторые

разрабатываются в соответствии с первыми. Помимо этого значение имеют вид и

класс опасности отходов, а также экологическая обстановка на территории

размещения отходов.

Сами нормативы установлены для индивидуальных предпринимателей и юридических

лиц, ведущих свою деятельность в области обращения с отходами. Нормативы

предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду

устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной

власти. Однако юридические лица и предприниматели самостоятельно

разрабатывают проекты нормативов на основе методических указаний Минприроды

России. После этого они должны быть утверждены в территориальных органах

Минприроды России. Для разработки и утверждения нормативов предприятиям, уже

имеющих дело с отходами, юридические лица должна подать в Минприроды России

ряд документов, в том числе заявление и свидетельство о регистрации объекта

размещения отходов. Те юридические лица и индивидуальные предприниматели,

которые работают с опасными отходами, должны представить также копию лицензии

на осуществление этой деятельности.

Срок рассмотрения органами Минприроды России документов и принятия решения -

один месяц. Далее следует либо утверждение нормативов, либо возвращение

материалов на доработку с указанием причин возврата. При повторном

неутверждении орган Минприроды России дает мотивированный отказ. Этот отказ

заявитель может обжаловать либо в вышестоящий орган (собственно Минприроды

России), либо в суд.

В соответствии с правилами лимиты на размещение отходов устанавливаются

сроком на 5 лет. Более того, чтобы лимиты не аннулировали, индивидуальные

предприниматели и юридические лица должны ежегодно подтверждать неизменность

производственного процесса и используемого сырья.

Некоторые лимиты устанавливаются на срок действия лицензии: например, лимиты

на размещение отходов для пользователей недр, лимиты на размещение опасных

отходов.

В связи с принятием федеральных законов «Об общественных объединениях», «О

некоммерческих организациях», «Об экологической экспертизе» существенно

переработана глава законопроекта о правах и обязанностях граждан,

общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций,

определены государственные гарантии этих прав.

Стоит особо отметить крайнюю актуальность и необходимость доработки и приведения

в соответствие с действующим законодательством раздела об экономическом

механизме охраны окружающей природной среды. Новая редакция закона

направлена на обеспечение механизма, реализующего принцип «загрязнитель

платит», и в то же время призван дать возможность загрязнителю обеспечить

привлечение необходимых средств на строительство очистных сооружений, внедрение

безотходных технологий и обеспечение иных мероприятий.

Экологические требования, которые должны соблюдать предприятия и организации

Предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные

меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране

природы, рациональному использования и воспроизводству природных ресурсов,

оздоровлению окружающей природной среды.

Организации должны внедрять экологически безопасные технологии и

производства, обеспечивать надежную и эффективную работу очистных сооружений,

проводить мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной

растительности, животного мира.

Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов вредных веществ влечет

за собой ограничение, приостановление, вплоть до прекращения деятельности

предприятия по предписанию специально уполномоченных на то государственных

органов РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-

эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов РФ с

одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями

банка.

О состоянии окружающей природной среды ХМАО

С середины 60-х годов ХМАО является важнейшей базой нефтегазодобывающей и

лесной промышленности страны и в настоящее время за счет экспорта

энергоресурсов обеспечивает получение значительной части валютных поступлений

Российской Федерации.

Особенностью экологического состояния территории округа является интенсивное

воздействие на окружающую среду промышленной разработки запасов нефти и газа,

заготовки древесины, транспорта углеводородного сырья, электроэнергетики.

Государственная политика освоения природных ресурсов в ХМАО в предыдущие

десятилетия сводилась к реализации принципа минимума затрат на добычу сырья и

максимальной экономии средств на природоохранных мероприятиях. Последствия

этой политики привели округ на грань экологической катастрофы.

Интенсивное загрязнение природной среды продолжается и в настоящее время.

Спад производства не сопровождался аналогичным снижением техногенного

воздействия на окружающую среду, поскольку в условиях экономического кризиса

предприятия не финансируют в достаточной мере природоохранные мероприятия.

Разрабатываемые и частично реализуемые экологические программы не создали

условий для коренного улучшения экологической обстановки в целом.

Вопрос об объявлении округа зоной чрезвычайной экологической ситуации

рассматривался в 1992 году на 7-ой сессии Совета народных депутатов

автономного округа XXI созыва. Ухудшение экологической ситуации в Западно-

Сибирском регионе, а в ряде мест - приобретение ею характера экологического

кризиса (в том числе и в ХМАО) отмечалось на заседании Правительственной

комиссии РФ по окружающей среде и природопользованию, состоявшейся 31 октября

1995 года.

Крайняя острота экологической обстановки в нефтедобывающих районах

зафиксирована и в решении Межведомственной комиссии по экологической

безопасности Совета Безопасности РФ №7-1 от 06.09.95г. «Проблемы обеспечения

экологической безопасности при развитии нефтегазового комплекса».

В результате интенсивной добычи нефти и газа окружающая среда округа за

последние тридцать лет подверглась беспрецедентному техногенному воздействию.

Нефтегазодобывающий комплекс является главным потребителем природных ресурсов

территории, и при этом оказывает на местные экосистемы крайне негативное

воздействие. Технология освоения и разработки месторождений углеводородного

сырья за тридцатилетний период не претерпела существенных изменений. За

прошедшие десятилетия на нефтяных промыслах не выработана эффективная

технология по очистке и рекультивации поверхностных вод и почв от загрязнения

нефтью и нефтепродуктами. Рекультивация замазученных и возврат

восстановленных земель существенно отстают от вновь загрязненных.

Многие нефтедобывающие предприятия идут по пути сокрытия аварий с

экологическими последствиями, выжигают нефть, засыпают ее грунтом.

Нефтегазодобывающие предприятия являются потенциально экологически опасными;

а поскольку запрещение или ограничение их производственной деятельности

недопустимы, то необходимо повысить нормативно-правовые требования к этим

предприятиям по обеспечению надежности эксплуатации оборудования, агрегатов,

инженерных коммуникаций и объектов; усилить контроль за качеством

строительства и эксплуатации нефтегазодобывающих объектов. Развитие

нефтедобывающей отрасли должно подчиняться стратегическим долгосрочным, а не

краткосрочным тактическим целям и задачам.

В настоящее время проблема обострения экологической ситуации «обнажилась»

благодаря доступности общества к информации о негативных техногенных

воздействиях на природную среду. Поэтому природоохранными подразделениями и

общественностью все больше внимания уделяется решению экологических проблем,

а производственными экологическими службами тратятся огромные средства на

проведение ре-культивационных мероприятий.

Предприятия, загрязняющие окружающую среду в пределах допустимых нормативов,

осуществляют оплату за счет прибыли, оставшейся в распоряжении

природопользователей. Но это не освобождает природопользователей от

выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты

штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда,

причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству,

здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законодательством РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Виталий ЧЕЛЫШЕВ. ЭКОЛОГИЯ И БИЗНЕС: Нестандартная игра на стандартном поле.

2. Государственный Комитет по охране окружающей среды ХМАО. Введение.

Обзор «О состоянии окружающей природной среды ХМАО в 1996 году»,

Ханты-Мансийск, 1997, с. 6-7.

3. Государственный Комитет по охране окружающей среды ХМАО.

Заключение. Обзор «О состоянии окружающей природной среды ХМАО в 1996 году»,

Ханты-Мансийск, 1997, с.146-147.

4. Е. Федорова. Госкомэкология России. Газетная и журнальная информация,

2001, части 1-2, с.39-42.

5. Л.К. Хмаринов. Создание ассоциации по предотвращению и ликвидации

разливов нефти в Нефтеюганском районе ХМАО. Газетная и журнальная информация,

2000, части 3-4, с. 90-96.

6. С.Е. Ахмедханов. Об экологическом законодательстве Российской Федерации.

Газетная и журнальная информация, 2001, части 1-2, с.18-21.

7. Тюменский областной комитет экологии и природных ресурсов. Введение.

Обзор «Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана

окружающей среды Тюменской области», Тюмень, 1992, с.6.

8. Ю.В. Комиссарова. Отходы правильные. Газетная и журнальная информация,

2001, части 1-2, с.13.



(C) 2009