Научная Петербургская Академия

Лекция: Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации

Лекция: Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации

Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации

Утверждены приказом Роспатента от 17.03.2000 # 38

Настоящие Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской

Федерации изданы в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации "О

товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхож-дения

товаров" (далее - Закон) от 23 сентября 1992 года № 3520-1 ( опубликован в

Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Со-

вета Российской Федерации, 1992, № 42, ст. 2322) и устанавливают порядок и

тре-бования для признания товарного знака общеизвестным в Российской

Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона и в силу пункта (1)

статьи б Ыз Па-рижской конвенции по охране промышленной собственности от 20

марта 1883 го-да, пересмотренной в Брюсселе 14 декабря 1900 года, в

Вашингтоне 2 июня 1911 года, в Гааге 6 ноября 1925 года, в Лондоне 2 июня

1934 года, в Лиссабоне 31 ок-тября 1958 года и в Стокгольме 14 июля 1967 года

и измененной 2 октября 1990 года.

1. Общие положения

1.1. Общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком и знаком

обслуживания (далее - товарный знак) может быть признан товарный знак, охра-

няемый на территории Российской Федерации на основании государственной

регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без

регистрации в силу международного договора Российской Федерации, а также

обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой

охраны на территории Российской Федерации, которые в результате интенсивно го

использования приобрели в Российской Федерации широкую известность среди

соответствующих групп населения в отношении товаров определенного изго-

товителя.

Товарный знак, признанный общеизвестным, в соответствии с пунктом 1 статьи 7

и пунктами 1 и 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "О товарных знаках,

знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а также

пунктом 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности может

служить основанием для отказа иному лицу в регистрации товарного знака,

признания недействительной регистрации товарного знака иного лица или

запрещения иному лицу использовать товарный знак, тождественный или сход-ный

до степени смешения с общеизвестным знаком, предназначенным для при-менения в

отношении однородных товаров, при условии, что дата, начиная с ко-торой

товарный знак стал общеизвестным, является более ранней, чем дата при-оритета

товарного знака иного лица.

1.2. Порядок признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации

определяется Правилами подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения

в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам

(далее - Правила рассмотрения заявлений в Высшей патентной палате),

утвержденными приказом Роспатента от 21.05.98 г. № 107 (зарегистрирован в

Министерстве юстиции Российской Федерации 23.07.98 г., ре-гистрационный №

1568, опубликован в Бюллетене нормативных актов федераль-ных органов

исполнительной власти, № 19 от 17.08.98), с изменениями и допол-нениями,

утвержденными приказом Роспатента от 04.12.98 г. № 232 (зарегистрирован в

Министерстве юстиции Российской Федерации 03.02.99 г., ре-гистрационный №

1696, опубликован в Бюллетене нормативных актов феде-ральных органов

исполнительной власти, № 6 от 08.02.99), и настоящими Прави-лами.

1.3. Заявление о признании товарного знака общеизвестным (далее - заявление)

может быть подано лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным (далее -

заявитель), в Высшую патентную палату Российского агентства по патентам и

товарным знакам (далее - Высшая патентная палата), в частности, Е случаях,

когда использованию заявителем своего товарного знака и получению от этого

использования преимуществ в предпринимательской деятельности препятствуют

подача иным лицом заявки на регистрацию товарного знака, регистрация

товарного знака на имя иного лица или использование иным лицом товарно-го

знака, являющегося тождественным или сходным до степени смешения со зна-ком

заявителя и предназначенным для применения в отношении однородных товаров.

Если действия, связанные с регистрацией или использованием товарного знака,

признаны актом недобросовестной конкуренции, заявление может быть подано в

любой период действия регистрации этого товарного знака.

2. Дополнительные требования к заявлению

2.1 Фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака,

которые должно содержать заявление в соответствии с пунктом 2.6 Правил

рассмотрения заявлений в Высшей патентной палате, могут быть представлены

содержащимися в соответствующих документах сведениями:

об интенсивном использовании товарного знака на территории Россий-ской

Федерации. При этом могут быть указаны: дата начала использования товар-ного

знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в

отношении которых осуществлялось использование товарного знака; объем

реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое

количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определен-

ном секторе экономики и т.п.;

о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;

о произведенных затратах на рекламу товарного знака (например, годовые

финансовые отчеты);

о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, со-

держащимися в годовых финансовых отчетах;

о результатах опроса потребителей товаров, проведенного специализиро-ванной

независимой организацией с учетом требований, установленных Регла-ментом

опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака (приложение 1)

с обязательным отражением ответов на вопросы, содержащиеся в опросном листе

потребителей (приложение 2).

Вышеперечисленные сведения не являются исчерпывающими.

2.2 В заявлении должно быть указано, с какой даты заявитель считает свой

товарный знак общеизвестным на территории Российской Федерации.

2.3. Прилагаемое к заявлению изображение товарного знака представляет-ся в

пяти экземплярах на плотной, прочной бумаге (фотография, типографский оттиск

и т.д.) форматом 8х8 сантиметров; в зависимости от вида обозначения размер по

ширине его фотографии или оттиска может составлять 8-10 сантимет-ров. -. ,

Если обозначением является этикетка, то в качестве его изображения мо-жет

быть представлена сама этикетка.

Если изображение является объемным (трехмерным), то представляется

изображение общего вида обозначения, а также изображения всех необходимых

проекций заявленного обозначения, дающих о нем исчерпывающее представле-ние.

Изображение представляется в том цвете или цветовом сочетании, в кото-ром

испрашивается признание товарного знака общеизвестным.

Изображение должно иметь качественное графическое исполнение, по-зволяющее

репродуцировать его в неограниченном количестве копий.

3. Дополнительные условия рассмотрения заявления

3.1. Коллегия Высшей патентной палаты Роспатента в процессе рассмот-рения

заявления учитывает все сведения и доводы, представленные заявителем в

соответствии с пунктом 2.1 настоящих Правил и в порядке, предусмотренном аб-

зацами третьим и шестым пункта 2.5 Правил рассмотрения заявлений в Высшей

патентной палате.

3.2. Значимость сведений и доводов заявителя в отношении признания то-варного

знака общеизвестным зависит от особенностей конкретного случая.

3.3. Товарный знак не может быть признан общеизвестным, в частности, в

случае, если коллегией Высшей патентной палаты установлено, что:

представленные заявителем в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил

фактические материалы не подтверждают общеизвестность товарного знака зая-

вителя с даты, указанной в заявлении;

имеется товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с

товарным знаком заявителя, зарегистрированный или заявленный на имя иного

лица в отношении однородных товаров и имеющий приоритет более ранний, чем

дата, с которой заявитель ходатайствует признать свой товарный знак общеизве-

стным.

3.4. Не допускается представление дополнительных материалов к заявле-нию,

если они содержат ходатайство заявителя признать его товарный знак обще-

известным с даты иной, чем указанная им в заявлении.

Такие материалы могут быть оформлены в качестве самостоятельного за-явления.

4. Дополнительные требования к решению Высшей патентной палаты об

удовлетворении заявления о признании товарного знака общеизвестным.

В случае удовлетворения заявления в решении Высшей патентной палаты

Роспатента приводятся следующие сведения:

дата вынесения решения;

регистрационный номер общеизвестного товарного знака;

изображение общеизвестного товарного знака;

дата, с которой товарный знак признан общеизвестным в Российской Фе-дерации; o :

указание владельца общеизвестного товарного знака и его местонахожде-ния или

местожительства;

перечень товаров и услуг, в отношении которых товарный знак признан

общеизвестным, сгруппированных по классам Международной классификации товаров

и услуг для регистрации знаков, учрежденной Ниццким соглашением о

Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, заклю-

ченным 15 июня 1957 г. в Ницце, с учетом последующих пересмотров и поправок.

5. Заключительные положения

5.1. Товарный знак, признанный общеизвестным, незамедлительно по-сле

вступления в силу решения Высшей патентной палаты о таком признании, вносится

в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (далее

Перечень). В Перечень вносятся также сведения о владельце общеизвест-ного

товарного знака, дата вступления в силу решения о его признании общеиз-

вестным, его регистрационный номер, дата, с которой товарный знак признан

общеизвестным в Российской Федерации, перечень товаров и услуг, в отношении

которых он признан общеизвестным.

5.2. Сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным,

публикуются Патентным ведомством в официальном бюллетене незамедлительно

после внесения товарного знака в Перечень.

После публикации владелец может осуществлять исключительное право на товарный

знак, признанный общеизвестным.

5.3. Решение Высшей патентной палаты может быть обжаловано в суд.

5.4. Правовая охрана общеизвестного товарного знака может быть призна-на

недействительной или прекращена на основании решения суда.

Сведения о признании правовой охраны общеизвестного товарного знака

недействительной или о ее прекращении вносится в Перечень и незамедлительно

публикуются Роспатентом в официальном бюллетене.

6. Переходные положения

Заявления, поданные в Высшую патентную палату Роспатента и нерас-смотренные

до даты вступления в силу настоящих Правил, рассматриваются с учетом ранее

установленных требований к подаче заявлений о признании товар-ного знака

общеизвестным и в порядке, установленном настоящими Правилами.

Приложение

РЕГЛАМЕНТ опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака

1. Опрос потребителей проводится независимой специализированной ор-ганизацией.

2. Опросом должны быть охвачены потребители не менее шести населенных пунктов

Российской Федерации. При этом обязательным является опрос в городах: Москва,

Санкт - Петербург. Остальные населенные пункты определяют-ся заявителем,

исходя из характера его производственной деятельности.

3. Примерная форма опросного листа полностью приведена в Приложе-нии 2.

Количество опрошенных и, соответственно, опросных листов должно от-вечать

целям репрезентативности (объективности) проводимого опроса. В связи с этим

их максимальное количество не ограничивается, а минимальное, как прави-ло, не

должно быть менее 500 в Москве, Санкт-Петербурге и менее 125 в каждом другом

населенном пункте.

4. Выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для продукции

производственно-технического назначения, целесообразно осуществ-лять путем

опроса специалистов, являющихся потребителями продукции данного вида (они

могут относится как к производственным, так и к торговым кругам).

Выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для това-ров

народного потребления, целесообразно осуществлять путем опроса "средних"

покупателей (по признакам возраста, пола, образования, социального и матери-

ального положения, связи с товаром, обозначенным товарным знаком), а также

специалистов соответствующих отраслей промышленности и торговли.

5. В процессе заполнения опросного листа у опрашиваемых (как специалистов,

так и покупателей) должны быть получены ответы на следующие вопросы:

- известен ли им данный товарный знак;

- какое лицо из ниженазванных * является, по их мнению, владельцем данного

товарного знака или изготовителем товаров, обозначенных этим товар-ным

знаком;

- что для них является источником информации о данном товарном знаке. 6. Для

признания знака общеизвестным число ответов в пользу общеизве-стности должно

составлять не менее 60% потребителей, указанных в абзаце 1 пункта 4

настоящего Регламента, и не менее 30 % среди потребителей, указанных в абзаце

2 пункта 4 настоящего Регламента.

.......

.......

.......

· Организацией, проводящей опрос указывается несколько наименований (имен),

среди которых называется наименование (имя) лица, подавшего заявле-ние о

признании товарного

Приложение 2

Примерные вопросы, которые должны быть включены в опросный лист потребителей

Образец товарного знака

1. Знаете ли Вы товарный знак (да, нет)

2. Укажите, кому из ниженазванных* лиц принадлежит данный товарный знак или

кто изготавливает товары, обозначенные этим товарным знаком:

.......

.......

.......

3. Известно ли Вам, на каких товарах проставляется товарный знак

(укажите)_____________________________________________________________'

4. Каким Образом и когда Вам стало известно о существовании товарного знака

_____________________ _______________________________________________

5. Населенный пункт РФ, в котором проводился опрос

_____________________________________________________________________

6. Данные о заполнившем анкету

_____________________________________________________________________

7. Подпись лица, заполнившего анкету

_____________________________________________________________________



(C) 2009