Научная Петербургская Академия

Курсовая: Переходная экономика: критерии, особенности функционирования

Курсовая: Переходная экономика: критерии, особенности функционирования

Содержание

Введение ........................... 3

1. Основные черты переходной экономики и особенности ее

функционирования ...................... 5

1.1. Основные черты переходной экономики .......... 5

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития

переходной эконо­мики ................. 5

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 10

3. Структура переходной экономики ................ 12

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике... 16

5. Модели и разновидности переходной экономики .......... 17

5.1. Градуализм ...................... 17

5.2. «Шоковая терапия» .................. 18

6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с

переходной экономикой ................... 22

Заключение ........................ 26

Список литературы ....................... 27

Введение

Необходимость ре­формирования экономики бывших социалистических стран

назревала давно. Она была обусловлена нарастаю­щей из года в год

неспособностью административно-ко­мандной экономики обеспечивать устойчивые

темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания

экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов

роста.

Неэффективность функционирования администра­тивно-командной системы

обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых,

не­гибкостью, неспособностью этой системы быстро адапти­роваться к

экономическим переменам. Формальное суще­ствование товарно-денежных отношений

подрывало здо­ровую конкуренцию производителей, а централизован­ное,

директивное планирование подавляло хозяйствен­ную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность

труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные

черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения

экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно

реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой эко­номикой резко

отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и

технологическом отношени­ях. Все это и обусловило необходимость

реформирова­ния административно-командной экономики, ее преобра­зования в

рыночную.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку

предстоит коренным обра­зом трансформировать сложившуюся на протяжении

деся­тилетий административно-командную систему. Рыночная система

функционирует на принципиально иных механиз­мах экономического развития, чем

административно-ко­мандная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки

невоз­можно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую

структуру общества и преобразовать отно­шения собственности, создать рыночную

структуру и соот­ветствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец,

новое мировоззрение у субъектов хозяйствова­ния.

Следовательно, переход от одной социально-экономи­ческой системы к другой —

весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной

стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических

отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых,

противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в

экономике будет происходить развитие и усиление отно­шений и элементов

современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов

административно-ко­мандной системы.

Таким образом, процесс становления современной ры­ночной экономики требует

довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет

существовать так называемая переходная экономическая система или переходная

экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов

административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика

характеризует как бы "промежуточное" состояние общест­ва, когда прежняя

система социально-экономических отно­шений и институтов разрушается и

реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в

пере­ходной экономике, являются преимущественно изменения­ми развития, а не

функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

1. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики

Во-пер­вых, для переходной экономики характерны изменчи­вость,

нестабильность, носящие "безвозвратный" харак­тер. Они не просто временно

нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное

состо­яние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой

экономической системе. Эта неустойчивость, не­стабильность состояния

переходной экономики обуслов­ливает, с одной стороны, особый динамизм ее

развития и соответствующий характер изменений —необрати­мость,

неповторяемость, а с другой — рост неопределен­ности итогов развития

переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляю­щей собой некую смесь

старого и нового, характерно существование особых переходных экономических

форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый ха­рактер противоречий. Это

противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или

другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, про­исходящие в

переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а

в социально-поли­тическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким

обострением противоречий, приводящих к социаль­но-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономи­ки является ее

историчность, что обусловлено особеннос­тями экономического развития

отдельных стран. Пробле­мы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны

и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем,

например, проблемы латиноамери­канских стран, где уже ранее существовали

некоторые рыночные институты, и число государственных предпри­ятий,

подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же

конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания

переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают

разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать

при разработке программ реформирования экономической сис­темы в переходный

период.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития

переходной эконо­мики

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью)

воспроизводственного процесса, ис­ключающего возможность быстрой замены

существую­щих экономических форм другими, желательными. По­добные действия

неизбежно внесли бы хаос в производ­ственный процесс. Именно инерционность

воспроизвод­ства предполагает такую особенность функционирования переходной

экономики, как сохранение в течение доста­точно длительного периода старых

экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является

интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости

эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его

путем осуществления той или иной програм­мы реформ. Резко возрастает роль

субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и

путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных

процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе

познания закономерностей эволюции, построения системы действий в

соответствующих направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный пери­од, некоторые

носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как

закономерности. Их три:

— утрата государством функций единоличного распоряжения экономи­ческими

ресурсами;

— бюджетный кризис;

— трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный харак­тер и

находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период

экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание

неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать

рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций

единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-

административной системы государство было единственным соб­ственником и

всесильным распорядителем всех материальных богатств об­щества. Теперь

значительная часть имущества переходит в частную соб­ственность, и

государство теряет монопольную власть на принятие эконо­мических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в эко­номике. Оно

имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому

положению, при котором государство, будучи источником эконо­мического

законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит,

что после принятия закона все государственные орга­ны должны

руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям -

подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не огово­рено в законе, то

государственные органы и государственные предприятия должны действовать по

тем же правилам, что и остальные субъекты рын­ка. Например, при нарушении

условий поставки товара потребителю госу­дарственные предприятия должны нести

такие же санкции, как и частные компании.

Включенность государства наряду с гражданами и организациями в пра­вовую

систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величай­ших достижений

западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым

- полноценное функционирование рыночно­го механизма.

Вторым аспектом изменения положения государства является формиро­вание нового

инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой,

даже самой либеральной экономике, государство не дол­жно оставаться пассивным

наблюдателем. Но если в плановой системе эко­номическое управление

осуществлялось за счет принудительных и адрес­ных распоряжений, то в рыночной

системе государство располагает гораз­до более мощным и гибким

инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы

воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных,

налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа

регулирования состоит в том, что оно в прин­ципе допускает гораздо меньше

льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.

Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кри­зиса, то

логично допустить и существование общих направлений в преоб­разовании

экономических систем, которые можно было бы назвать законо­мерностями

постсоциалистического реформирования. Действительно, та­кие закономерности

есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) ста­билизация, приватизация и

интеграция в мировое хозяйство.

В обстановке стремительной инфляции, без твер­дой денежной единицы экономика

обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать

средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение

прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-

финансовой сфере.

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возмо­жен ли рынок

без частной собственности? Некоторые ученые дают утвер­дительный ответ. Они

ссылаются на размывание границ между формами собственности в современной

рыночной экономике. Не приходится спо­рить, например, с тем, что ведущей

организационно-правовой формой в развитых странах выступают акционерные

общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячи владельцев. В их

число могут входить и государственные компании, и партнерства, и кооперативы,

и другие эконо­мические организации.

Не вдаваясь в тонкости этой научной дискуссии, отметим, что без част­ной

собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последние деся­тилетия

получили большое распространение компании со смешанным ка­питалом. Но в

основе рыночных отношений лежит именно частная соб­ственность. Ведь по своей

природе рынок требует децентрализованного принятия решений. Для этого нужны

независимые собственники, действу­ющие в конкурентной среде и стремящиеся к

максимизации прибыли.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это

интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от

мирового рынка явилась одной из главных причин отстава­ния нашей

промышленности по качеству и технологическому уровню про­дукции.

Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуще­ствами

международного разделения труда. Закрытость экономики сопро­вождалась

автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономичес­кой системы, в

которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие

виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не

сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению

качества и расширению ассортимента своей про­дукции. Закрытость экономики

всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В

современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от

мировой экономики.

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран,

по­зволяет выявить ряд устойчивых законо­мерных тенденций, которые проявились

в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.

1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их

эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот

факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их

роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых дру­гих

государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной ро­ли

рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке про­изошли

значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства

сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое,

обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициатив­ную

предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капитали­стической

тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие це­лой системы

рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, ры­ночная система не

может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая

правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная эко­номика, как единство

микро- и макроуровней экономической системы, включа­ет в себя все данные

элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что

потенциал рыночного хозяйства страны будет недоисполь­зован. Отсюда перед

переходной экономикой стоит особая задача — создание рыночной системы как

основы экономики.

2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного

хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным

хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции

госу­дарства в обеспечении социальной и экономической стабильности в

обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что

речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и

ранее, а о но­вом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все

общественное хо­зяйство.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного

и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически

подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт

экономической жизни. Эта тенденция должна быть реали­зована и в переходной

экономике.

3. Экономика современных государств — это открытая экономика. Эта тенденция

настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных

государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во

внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытека­ют из

ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рын­ках

вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты

экономики. Открытость экономики все более и более обогащается

интеграци­онными процессами, что создает новые возможности для переплетения

внут­ренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между

ни­ми. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная

проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели

национального воспроизводства.

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

Создание экономической системы нового типа, преодо­левающей недостатки

прежней командно-плановой и обес­печивающей рост эффективности

хозяйствования, — до­вольно сложный процесс. Сложность обусловлена не толь­ко

грандиозностью задач по реформированию существую­щей экономической системы,

но и необходимостью одно­временного преодоления кризисных явлений,

обострив­шихся вследствие вступления общества в переходную эко­номику.

Эти кризисные явления (резкое сокращение промыш­ленного производства, рост

безработицы, усиление инфля­ции и др.) в определенной мере обусловлены

деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяй­ственного

механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в

плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного

плани­рования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия

и несоответствия. Поскольку кри­зисные явления образуют элемент содержания

переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует

принятия чрезвычайных мер по преодолению кри­зисной ситуации и стабилизации

экономики.

Одновременно предстоит решать проблему преобразо­вания экономической системы

в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их

проявле­ниях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград

к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости,

вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся

экономи­ческим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может

быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий

введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются

глубокие институциональ­ные изменения и прежде всего изменения в отношениях

собственности.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является

создание развитой систе­мы социальной защиты и социальных гарантий.

Современ­ной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая

позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого

человека, независимо от его социально-экономического статуса.

Сложность состояния экономики к началу переход­ных процессов и грандиозность

проблем по реформиро­ванию экономической системы предопределили

необхо­димость одновременного решения многообразных и разноплановых задач:

во-первых, задач чрезвычайного ха­рактера, связанных с кризисным состоянием

экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от

плановой системы хозяйствования к рыноч­ной; в-третьих, задач перспективного

стратегического развития в направлении создания социально ориентиро­ванной

экономики.

Сочетание этих задач определяет своеобразие содержа­ния переходной экономики

и следующие пути их решения.

1. Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством

проведения жесткой денежно-кре­дитной политики.

2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе

предпринимательства и конкурен­ции. От темпов преобразования отношений

собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной эко­номике.

3. Демонополизация экономики, являющаяся важней­шей предпосылкой для развития

рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной

эконо­мики предполагает: во-первых, разработку системы огра­ничений на

слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня

монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разу­крупнения

сложившихся предпринимательских монопо­лий; в-третьих, создание конкуренции в

монополизирован­ных отраслях, поощрение действующих предприятий в других

отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта

такой продукции и др.

4. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным

механизмом. Свободные рыноч­ные цены уравновешивают спрос и предложение,

ликвиди­руют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной

борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:

а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен,

выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых

экономических реформ;

б) постепен­ный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени

либерализация цен.

5. Формирование рыночной инфраструктуры — сис­темы экономических институтов

(предприятий и органи­заций), призванных постоянно обслуживать развиваю­щийся

механизм рыночных связей производства и по­требления.

6. Создание сильной системы социальной защиты на­селения.

7. Достижение социальной переориентации экономики на основе активной

структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития

производства по­требительских товаров и услуг.

Трансформация административно-командной систе­мы в рыночную экономику может

быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой тера­пии.

Различие между ними заключается в сроках прове­дения системных преобразований

и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного

хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит

не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических,

экономических, социальных, исторических и других факторов.

3. Структура переходной экономики

Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности,

разнообразных формах хозяйствова­ния. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве

функционировало пять общественно-экономических укладов: социалистичес­кий,

частно-капиталистический, государственно-капита­листический, мелкотоварный и

патриархальный. Социа­листический уклад базировался на общественной

собствен­ности; частно-капиталистический представлял собой чис­тый капитализм

или свободное рыночное хозяйство; гос­капитализм как и социалистический уклад

олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой —

общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной

экономике, но нес на себе груз традиционной экономики; патриархальное

хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Объ­единял эту

сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный механизм.

Общество в настоящее время крайне нуждается в пред­принимателях-

производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места

на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты

накоплением собственного богатства, материализа­цией его в виде строительства

коттеджей, гаражей, приоб­ретения квартир, машин, приватизации земельных

участ­ков и т.д.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии

предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать

решения и воздейство­вать на их результативность. Предприниматель стремится

приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы

бизнеса, установления цен, распре­деления дохода, принятия управленческих

решений, га­рантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует пони­мать собственника,

обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы

услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития об­щественного

дела и умеющего оценивать его результатив­ность, общественную и личную

целесообразность.

Для рыночной экономики характерна следующая структура отношений собственности:

ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой

концентрацией капита­ла;

за ними следует большое количество средних и мел­ких хозяйств с акционерной

или частной собственнос­тью;

существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит

государственной и муниципальной соб­ственности, особенно в тех секторах

экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой

деятель­ностью.

Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой же структуре

отношений собственности как в промышленности, так и в сфере

сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций. Эта

задача может быть решена только при условии формиро­вания системы рыночных

отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех

субъек­тов собственности и звеньев хозяйствования. Экономичес­кая свобода —

это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор

методов хозяй­ствования, поставщиков сырья и оборудования, а также

потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства;

взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на

реали­зуемую продукцию.

В рыночной экономике именно конкуренция способст­вует достижению высокой

производительности труда и мировых стандартов качества продукции. Конкуренция

на рынке труда - это один из основополагающих принципов рыночной экономики.

Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции,

порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке снижения

затрат.

3.1. Элементы переходной экономики

Из содержания переходной экономики вытекает, что в процессе трансформации

необходимо выделять ключе­вые и производные элементы, определяющие

формиро­вание новой экономики.

Так как регулирование в смешанной экономике опирается на систему институтов

рынка и осуществляется через них создание новых форм регулирова­ния, как

следующий элемент переходной экономики, может быть в полной мере реализован

только по мере создания основ рыночной системы. Это, разумеется, не означает

отказа от использования прямых методов воздействия на экономи­ку. На первый

взгляд представляется, что формирование открытой экономики является столь же

ключевым элементом перехода, как и формирование рыноч­ной системы. Однако

следует учесть, что либерализация внешнеэкономической деятельности, усиление

влияния белорусской экономики на мировых рынках не могут происходить без

регулирующей роли государства. В этой связи данный элемент не может не быть

производным от первых двух.

К числу производных следует отнести и формирование предприниматель­ства.

Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии экономики, может

ба­зироваться в смешанной экономике только на рыночной системе отношений.

Лишь на этой основе получает развитие и капиталистическая тенденция. Вместе с

тем переход к активному предпринимательству предполагает, что имеется еще

одно его основание — структурные преобразования собственности. Поскольку

последний элемент тесно связан с основами формирования рынка, он может быть

включен в становление последнего.

Социальные преобразования, формирование социальной ориентации экономики в

известном смысле являются также производным элементом пере­ходной экономики,

так как осуществляются на основе формирования новой со­циальной структуры и

новых условий, которые задаются рынком. Однако вме­сте с тем, данный элемент

обладает большей самостоятельностью, так как соци­альное развитие

детерминировано группой фактов, которые действуют незави­симо от рынка

(необходимость обеспечить минимальные гарантии, пенсионное обеспечение и т.

д.).

Совершенно особое место занимает преобразование структуры народного

хозяйства. Данный элемент преобразований не может не быть осуществлен только

рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность госу­дарства по

созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отрас­лей и

производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.

При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как правило,

выделяются три основных направления становления рынка:

• Либерализация экономики;

• Структурные преобразования;

• Институциональные преобразования.

Либерализация экономики — это система мер по освобождению от огра­ничений

огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного

движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предприни­мательства, а

также открытости экономики.

Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью

преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего,

преобразования отношений собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной

системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых

организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления

народным хозяйством и т.д.

Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе особое

значение имеет либерализация. В переходной экономике задачи экономической

либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием рынка,

но и с изменением самих принципов хозяйственного поведения всех субъектов

экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жиз­ни, либерализация

предполагает либерализацию цен, ликвидацию государствен­ной монополии на

осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для

осуществления предпринимательской деятельности; сниже­ние государственного

контроля над обменными операциями; отмену централи­зованного распределения

ресурсов. Размах и сложность реализации данных ме­роприятий обусловливают

поэтапное проведение преобразований, темпы и мас­штабы которых зависят от

исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.

Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной экономики

требует реализации следующих основных направлений и элементов:

1. Формирование системы рыночных отношений:

1.1 Либерализация:

цен;

хозяйственных операций;

внешнеэкономических отношений

1.2 Структурные преобразования:

разгосударствление;

приватизация;

демонополизация и создание конкурентной среды

1.3 Институциональные преобразования:

• создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);

• формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих

поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов,

предпринимательства и т.д.);

• подготовка кадров для рынка.

2. Формирование социальной ориентации:

• первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

• создание новой системы социальной защиты

3. Преобразование структуры народного хозяйства:

конверсия;

стимулирование прогрессивных отраслей;

программы структурного преобразования отраслей и регионов.

Данные направления и элементы характеризуют лишь основные пути

преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю слож­ность

и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной экономики.

Последующий анализ реальных экономических отношений пере­ходной экономики

позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов формирования новой

экономической системы РБ.

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение

роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой

эконо­мике государственное управление играло решающую роль в определении всех

экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором

хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной

стороны, происходит умень­шение степени государственного вмешательства в

эконо­мику и государственное регулирование экономических процессов теряет

всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы

государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху

то­талитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государствен­ного регулирования более

значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной

сис­теме государство только поддерживает ауру для разви­тия экономики. В

странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок

находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно

высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государ­ства. Во-первых,

группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это

функции по дополнению и корректировке действия собственно ры­ночных

регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения пра­вовой базы и создания общих

правовых условий экономи­ческой деятельности субъектов хозяйствования, а

также функция стимулирования и защиты конкуренции как глав­ной движущей силы

в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов

и перераспределения дохо­дов, корректировки результатов рыночных процессов,

обеспечения экономической стабильности и стимулирова­ния экономического

роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулирова­нии и защите конкуренции. В

связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем

монополи­зации рынка, характерным для экономики переходного периода

реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается рез­ким увеличением

дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить

удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных

товарах", го­сударство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства

носит здесь вспомогательный характер и при­звано гарантировать необходимое

предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком

или производятся недостаточно, например услуги образования.

5. Модели переходной экономики

5.1. Градуализм

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие

друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского

слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковая тера­пия». Выражение

«шоковая терапия» заимствовано из медицины и не явля­ется строгим научным

термином для обозначения экономических процес­сов. Однако оно удачно

описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и

поэтому широко употребляется в экономичес­кой литературе.

Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагает проведение

медленных, последовательных реформ и отводит государ­ству главную роль в

формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка

государство должно постепенно заменять элементы командно-административной

экономики рыночными отношения­ми. По мнению градуалистов, это позволит

смягчить процессы преобразо­ваний и избежать резкого снижения производства и

жизненного уровня на­селения.

Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относится к

посттоталитарному типу, китайский опыт настоль­ко удачен, что может служить

образцом для подражания и в постсоциалистических государствах.

С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития, примерно

10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущих государств мира и в

ближайшие годы может догнать передовые страны За­пада.

Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Оно

поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет

государственный контроль там, где считает это необходимым. Политичес­кая

стабильность, способность создать благоприятные условия для

пред­принимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Ки­тай

иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов.

Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный объем иностранных

инвестиций в РБ. Очень удачным решением ока­залось создание свободных

экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных

условиях открывают новые производ­ства с использованием китайского сырья,

материалов и рабочей силы.

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее пе­ревести на

рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепен­ную реформу

госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство в то же

время не допускает их развала и сохраняет бюджет­ное финансирование.

Китайские специалисты признают, что убыточные и неповоротливые предприятия

тяжелой промышленности не станут конку­рентоспособными, и в обозримом будущем

их придется закрывать. Однако они считают, что государство по мере

возможности должно субсидировать их с тем, чтобы кризис тяжелой

промышленности не повлек за собой опас­ных экономических и социальных

последствий.

Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состо­ит прежде

всего в том, что китайскому руководству удается совмещать ре­формы с быстрыми

темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что

в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычно ведет к сбоям в

работе предприятий.

Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного

слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений на

индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в очень

короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В

свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур,

обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло

привлечение иностранного капи­тала и коммерциализация государственных

предприятий.

Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятных условиях

политической стабильности, когда государство имеет возмож­ность добиться

исполнения своих решений. В чем причины этой стабиль­ности, отличающие

преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-пер­вых, в Китае пока нет движения

к политической демократии и связанного с ней столкновения интересов и мнений,

а сохраняется власть Коммунис­тической партии. Во-вторых, благодаря

национальной и культурной гомо­генности (однородности) общества Китай почти

не сталкивается с пробле­мами национального сепаратизма и противоречий между

Центром и регионами. Очевидно, что такое положение дел сильно отличается от

ситуации в РБ. Поэтому в нашей стране китайский опыт в целом

невоспроизво­дим, хотя отдельные его элементы могли бы найти здесь

использование. Обратимся к концепции «шоковой терапии».

5.2. «Шоковая терапия»

Переход к рыночной экономике поставил вопрос о путях проведения рыночных

преобразований. От его решения за­висят последовательность проводимых

мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время в практике

проведения курса реформ существуют два альтернативных пути: быстрых

радикальных реформ — «шоковая терапия» и постепенного, эволюционного

перехода. Рассмотрим проблему «шоко­вой терапии».

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая счи­тает

инструментом формирования рынка и антиинфляционной поли­тики одномоментную

либерализацию цен, резкое сокращение государ­ственных расходов и достижение

бездефицитного бюджета. Она основа­на на идеях монетаризма, современного

варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским

ученым, лауреатом Нобе­левской премии Милтоном Фридманом и его

последователями.

Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная форма

экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэто­му

монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны

происходить с минимальным участием государства. Действитель­но, как

показывает теория общественного выбора, государство не есть некий абстрактный

институт. Оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в

сохранении своего социального стату­са и потому не расположены к тому, чтобы

допустить автономное функци­онирование экономики.

Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на

либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. В

самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис нео­классической

теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предпри­ниматели) в ходе

рыночного обмена создают рыночные нормы и организа­ции (институты) без

всякого вмешательства государства. Например, товар­ные биржи и посреднические

компании, многие частные компании и бан­ки, а также неформальные кодексы

ведения бизнеса возникли исключитель­но по инициативе самих предпринимателей.

Вместе с тем современная те­ория говорит о возможности возникновения и

устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например,

преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме

того, самораз­витие рынка на основе либерализации требует очень длительного

времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами

поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства в пере­ходный

период - поддержание устойчивости финансовой системы, по­скольку без

стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с

инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» на­правлена на

обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны

сменить мягкие бюджетные ограничения, характер­ные для социализма. Жесткие

бюджетные ограничения озна­чают, что предприятия могут тратить только то, что

заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что

касается огром­ных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то

монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем

растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована в Польше в

1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством

Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два - три года подавить

инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного

сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три -

четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического

роста.

Недолгая история переходной экономики показывает, что почти все

по­стсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались

доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше, Чехии

и Эстонии - этот опыт был вполне успешен.

Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу

«шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На на­чальном этапе

переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований,

направляемых государством. Денежный навес, стреми­тельная инфляция и развал

экономики в этот период сопровождаются рас­падом старых органов

государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление

последовательного экономического курса. Толь­ко немногие страны, обеспечившие

плавный переход от государственности советского типа к новому

демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю

сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить

последовательность и постепенность рыноч­ных преобразований.

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции

трансформации во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при

любом варианте проведения реформ огромное значение име­ет сила

государственных институтов, т. е. способность государства, после начального

этапа распада старых органов управления и создания новых ор­ганов, добиваться

осуществления выбранной экономической политики.

Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции,

реализация которой требует болезненных реформ в системе го­сударственных

расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности,

противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной

валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства.

(Отметим, что вопреки распро­страненному мнению, либеральное государство

чрезвычайно жестко и пос­ледовательно в защите закона и прав граждан; его

либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те

сферы обществен­ной и экономической жизни, где предпочтительна частная

инициатива).

Программа «шоковой терапии» предлагает следу­ющий пакет мер:

1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

реформа внутренних цен; либерализация системы распре­деления; либерализация

внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной

платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора — приватизация:

малая приватизация и развитие частного сектора; крупно­масштабная

приватизация; структурная перестройка, ликви­дация монополий.

3. Пересмотр роли государства:

ограничение права государственной собственности; ограни­чение прямой

хозяйственной деятельности; усиление регули­рующей функции в социальной

сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

новая фискальная политика, изменение денежно-кредит­ной системы,

законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по

мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны с переходом к

конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых

порах введение свободных цен приводит к бес­контрольному расширению рынков

товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и

транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований

относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых

ресурсов.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестрой­ку производства

и предприятий. Первый шаг в этом направлении заклю­чается в четкой

формулировке прав государственной собственности и разделении функций

государства как органа в целом. Важное место за­нимает осуществление программ

приватизации. Оформление гаранти­рованных прав частной собственности и

облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически

важное значение. Ре­форму производства невозможно провести без ликвидации

крупных мо­нополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы,

пре­кращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвида­ции

предприятий.

Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в эконо­мике: оно

должно отказаться от прямой собственности и контроля за про­изводством и

заменить их косвенным регулированием, которое бы поощ­ряло экономическую

адаптацию и частную экономическую деятель­ность. Другая важная задача

государства — реформировать систему со­циального обеспечения и создать гибкую

систему социальной поддерж­ки, позволяющую смягчить последствия безработицы,

которая будет рас­ти по мере углубления финансово-экономического кризиса.

Государство должно установить соответствующие юридические рамки для

коллек­тивных сделок и деятельности частного сектора и сформировать

законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо

ре­формировать основные правительственные институты, включая цент­ральный

банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить

систему контроля.

Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация пред- ' полагает

ужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям,

исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т.

е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях

дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно

наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего

количества денег у населения и предприятий.

Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом

применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного

хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые

эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой про­граммы, все меры

должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать

долгосрочную страте­гию, одновременно приступая к действиям на многих

направ­лениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних

этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с

переходной экономикой

Сказать, что мы строим социально ориентированную рыночную экономику, - значит

ничего не сказать. Потому что экономика всегда социальна. Но с древнейших

времен и до наших дней между различными слоями общества идет борьба за то,

чтобы подчинить механизм общественного производства себе на пользу. Взглянем

под этим углом на события в Беларуси.

Различные экономисты выделяют три возможные модели развития общества.

1. Охлократическая, ког­да общественная жизнь под­чинена интересам "простых"

людей. Такое в истории не раз происходило. Например, ког­да народные

восстания имели успех. К счастью, как отмечал Н. Бердяев, такие ужасные

периоды в истории редки и быстро заканчиваются,

С точки зрения распределе­ния общественного богатства, "простые" люди

заинтересо­ваны в распределении по тру­ду, при этом имеются в виду затраты

труда физического, то есть того "простого" труда, которым они и занимаются.

При этом талант или труд ду­ховный, результаты которого могут иметь

колоссальную пользу (или вред) для общес­тва, не ценятся. Потому что

распределение "по результа­там труда" не в интересах "простых" людей. Поэтому

в обществе, где правит масса, доходы талантливого ученого или директора

предприятия от доходов пролетариев отли­чаются незначительно. Все подогнано

под посредствен­ность ("охлократия" в перево­де с греческого - власть

худ­ших).

Политические ценности массы в большой степени со­ответствуют "естественному"

устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценности демократии,

восприятие кото­рых требует умственных уси­лий, в эту модель политичес­кого

устройства не укладыва­ются. Зачем власть закона, если слово вождя и есть

за­кон? Еще одно отличие от де­мократии - игнорирование прав меньшинств.

В последние 4 года мы наб­людали результаты действи­тельного народовластия:

как во имя интересов "простых" людей экономические и поли­тические отношения

в бело­русском обществе приобрета­ют форму охлократической модели.

2. Олигархическая мо­дель. Распределение доходов и богатства осуществляется в

пользу относительно неболь­шой группы лиц, получающих свои доходы не в

конкурен­тной борьбе за предоставле­ние товаров и услуг обществу, а за счет

использования отно­шений власти. Данная модель соответствует интересам

властных структур (бюрокра­тии) и крупного бизнеса.

3. Либерально-демокра­тическая модель. Именно эта модель преобладает се­годня

в экономически разви­той части мира, обеспечив там свободу и высокий уро­вень

жизни граждан, отсут­ствие войн. Эта модель отра­жает интересы среднего

клас­са, Кто же он, этот третий класс?

Воспользуемся белорусскими данными, отме­тим, что к среднему классу от­носят

тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом, энергией, У

сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологи отмечают

готов­ность к рынку, уверенность в том, что из сложной ситуации можно найти

выход. Их глав­ной ценностью является лич­ная свобода, возможность

са­мостоятельно определять свою судьбу. А сильнее всего протестуют "средние

рус­ские" против необходимости соответствовать представле­ниям консервативной

части социальных групп.

В общем, "средний гражда­нин" - это тот, чей талант, предприимчивость и

энергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет иметь и

хороший доход, а не зарплату "по количеству и ка­честву затраченного труда".

Представитель среднего класса не может существо­вать в условиях

охлократичес­кой модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модель

изнутри. Для того, чтобы хорошо зарабатывать и сохранять личное достоин­ство,

представителю средне­го класса не нужно "прикры­тие" госструктур, то есть ему

не нужна "олигархическая' модель. Он чувствует себя уютно и в конкурентной

ры­ночной экономике.

Среднему классу объектив­но нужна демократия. Потому что любой авторитарный

ре­жим или проводит популист­скую политику, что продолжа­ется недолго, или/и

перерож­дается в олигархию с ее кор­рупцией, всесилием бюрокра­тии

("вертикали")и перерас­пределения доходов в свою пользу или в пользу тех

не­многих, кто пользуется ее пок­ровительством. То есть для среднего класса в

авторитар­ной модели места нет.

Охлократическая модель устройства общества генети­чески передается с глубокой

древности. Дикари вели коллективный образ жизни. Их соединяли в небольшие

груп­пы инстинкты солидарности и альтруизма, действовавшие только в пределах

малых групп.

Новые политические (де­мократия) и экономические (вместо координации

дея­тельности из центра - свобо­да договоров)отношения, но­вая мораль

(конкуренция вместо солидарности, частная жизнь и прибыль, честность не

только внутри малой груп­пы) и новая идеология (отсут­ствие общей цели) -

все, что провозглашает либеральная модель, зародилось еще в по­лисах Древней

Греции.

Новая модель стала след­ствием колонизации и разви­тия торговли в Древней

Греции. Торговля подорвала ус­тои естественного родового общества и создала

цивили­зацию Запада, преодолев сопротивление инстинктов, берущих начало от

стада па­вианов.

Родовое общество сопро­тивлялось развитию обмена, денежного хозяйства, В

от­дельных полисах Греции зако­ны препятствовали развитию купеческого класса.

Напри­мер, в Локрах в VI веке до н. э. законодатель запрещал вся­кую

посредническую торгов­лю, предписывал крестьянам самим продавать свои

про­дукты, Затем было "изгнание торговцев из храма", сжига­ние ростовщиков на

кострах инквизиции в средние века, уничтожение "иудейского духа наживы"

вместе с носи­телями этого духа в нацист­ской Германии и т. п,

И сейчас по отношению к торговцу-посреднику, как по лакмусовой бумажке, можно

определить, кто есть кто. Если, например, в программе ЛДПБ записано:

"Всячески поощрять тех предпринимате­лей, которые заняты произ­водством

необходимых стра­не товаров и услуг", то, оче­видно, эта партия в

либераль­но-демократическую модель не вписывается.

После укрепления власти А. Лукашенко политическая и хозяйственная жизнь

страны все больше трансформирует­ся в охлократическую модель, исчезают

зачатки среднего класса. Об этом можно судить не только по состоянию

пред­принимательства, но и по ко­личеству населения, принад­лежащего к более

обеспечен­ным слоям.

Если в 1996 г, в среднем по Беларуси 6,9% населения (в Минске -16,2%) было

отнесе­но к верхней группе доходов (из 14, принятых в статистике бюд­жетных

обследований), то к концу 2000 г. - всего лишь 0,7% (в Минске-2,3%). Отметим,

что количество бедных, то есть тех, чьи доходы ниже прожиточ­ного минимума,

возросло с 32% в 1996 г. до 44,4% в 2000 г. В сельской местности за чертой

бедности сегодня живет поло­вина населения - 50,6%, Сдвиг населения в сторону

бедности расширяет опору сторонников охлократической модели. [5]

Но превратить Беларусь в цельную охлократическую мо­дель, подобную той,

которая сложилась в Северной Корее, все-таки не удастся - "ма­фия"

действительно сопротивляется. Но эта "мафия" -наиболее просвещенная и

квалифицированная часть бе­лорусского общества. Напри­мер, когда Указ № 285

(май 1999 г.) установил ограниче­ния цен на все товары, "про­изводимые на

территории Бе­ларуси", то Совет министров постепенно расширил круг то­варов,

на которые предель­ные индексы цен не устанав­ливаются. Сначала из сферы

действия указа были выведе­ны бриллианты, затем пред­меты роскоши, модной

одеж­ды и т.д. [5]

Беларусь относится к странам с пере­ходной экономикой, поэтому ей также

при­сущи типичные проблемы в области налого­вой политики и фискального

регулирования экономики, возникающие в период постсо­циалистической

трансформации.

Серьезным ограничением эффективно­сти системы общественных финансов в

постсоциалистических государствах стал фискальный кризис, вызванный резким

со­кращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходами

на стабилизацию экономики. Глубина и про­должительность фискального кризиса

зави­сят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальной

политики государства. Если отсутствуют жесткие бюд­жетные ограничения по

отношению к госу­дарственным предприятиям, то фискальный кризис приобретает

хронический характер, становится тормозом на пути дальнейшего экономического

развития. Многим странам Центральной Европы уже к 1991-1992 гг. удалось

преодолеть затяжной фискальный кризис. Это достигнуто посредством сокра­щения

бюджетных дотаций (в Чехословакии с 25% от ВВП за 1989 г. до 5% за 1992 г.; в

Польше с 12,9% от ВВП за 1989 г. до 2,2% в 1992 г. [6]); ограничения

инвестиционных расходов и их передачи в руки частного сек­тора; сокращения

налоговых льгот; ликви­дации квазибюджетного финансирования со стороны

Центральных банков (отказ от отрицательной процентной ставки, от

множе­ственности валютных курсов, от кредитов убыточным отраслям). В

результате уже в 1991 г. многие государства смогли получить при умеренной

инфляции практически сба­лансированный бюджет (-2,2% от ВВП в Венгрии; +2,7%

в Литве; -2,0% в Словакии; +2,6% в Словении; -2,0% в Чехии). [5]

Правда, после этого страны Централь­ной Европы настиг так называемый

вторич­ный фискальный кризис, продолжавшийся 2-3 года. Он был связан с

кризисом оборот­ных средств на государственных предприя­тиях, потерявших

бюджетные субсидии, с трудностями сбыта выпускавшейся по уста­ревшим

технологиям продукции в условиях появившейся конкуренции, а также со

сни­жением инфляции (исчезла «бумажная при­быль» как источник налога). В этот

период наблюдалось серьезное сокращение поступ­лений от налога на прибыль (в

Болгарии - с 23,2% от ВВП в 1989 г. до 5,6% в 1993 г.; в Польше - с 9,7% от

ВВП в 1989 г. до 5,3% в 1993 г.). Однако этот вторичный кризис не поразил

Чехию, Словению, Хорватию и Эс­тонию, и прежде всего по той причине, что им

удалось существенно упорядочить и ог­раничить социальные расходы бюджета. [5]

Заключение

В настоящее время практически все страны Центральной Европы достигли

от­носительной фискальной стабильности (в Польше, например, начиная с 1993 г.

бюд­жетный дефицит постепенно снижался), по­лучив на фоне жесткой экономии

бюджет­ных средств отдачу от налоговых реформ по введению европейского

варианта исчисления и взимания НДС и консолидированного на­лога на личные

доходы, от снижения ставок налога на прибыль и вследствие этого - при­тока

национальных и зарубежных капиталов.

Большинство стран СНГ, в числе кото­рых и Беларусь, пошли по пути

постепен­ных экономических преобразований. Поэто­му в начале реформ не

представлялось воз­можным резко снизить уровень государствен­ного

субсидирования народного хозяйства и социальной сферы. Проблемы фискального

кризиса здесь и раньше и даже сейчас во многом снимались и снимаются за счет

ин­фляционного дотирования экономики. Со­бранные налоги имеют большую

инфляци­онную компоненту (скажем, в Беларуси уровень инфляции составил в 1992

г. 793,5%, в 1997 г. - 140,1, в 1998 г. - 148,6, в 1999 г. -351,2%). [2]

В Республике Беларусь главный упор был сделан на совершенствование

админис­тративной стороны налоговой системы. Про­ведена большая работа по

упорядочению налоговых расчетов, осуществлен переход на европейскую систему

взимания НДС. Про­изошли позитивные налоговые изменения в 1998-2000 гг.:

значительно сократились на­логовые льготы, внебюджетные фонды вклю­чены в

государственный бюджет, упрощены расчеты по многим видам налогов. Вместе с

тем налоговая политика не рассматривается как активный рычаг стимулирования

накоп­лений и инвестиций. Бюджетная политика государства направлена на

регулирование совокупного спроса, хотя целью, скорее, должно стать создание

условий для инвес­тирования и долговременного устойчивого экономического

роста. Кроме того, налого­вые изменения в Беларуси в 1992-1999 гг.

подчинялись задачам государственных рас­ходов. К тому же они были прочно

связаны с характером монетарной политики и не имели самостоятельного

значения.

Если сравнить Беларусь со странами с подобным уровнем дохода на душу

населе­ния, то уровень налогов в ВВП в ней сильно завышен. По данным Мирового

банка, на­пример, в Индии он составляет, включая все источники, 16% от ВВП, в

Уругвае - 26%, а в РБ – 34,6%. Необходимость радикального снижения и

упрощения налогов обусловлена тем, что государства с одинаковым доходом на

душу населения в условиях глобализации долж­ны иметь схожие налоговые

характеристи­ки, иначе проигрыш в мировой конкурен­ции за инвестиции

неизбежен. [5]

Социально-экономическое развитие Бе­ларуси, как и других стран, может быть

ус­пешным только при проведении выработан­ного мировой практикой сценария

налого­вых реформ, направленных на широкое при­влечение национальных и

иностранных инвестиций. Достижение этой цели пред­полагает осуществление мер

по кардиналь­ному снижению налогового бремени, осво­бождению от налогов части

дохода, идущей на сбережения, дальнейшему сокращению видов налоговых

платежей, упрощению про­цедур их уплаты. Главное при этом - про­зрачность

налогового законодательства и предоставление льготного режима для ма­лого и

среднего предпринимательства как основы дальнейшего экономического разви­тия

страны.

Список литературы

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание

переработанное и дополненное. М. 1999г.

2. Беларусь: между охлократией и олигархией. /Белорусский рынок,

12(443) 2001г.

3. Курс экономической теории. Учебник. /Под ред. Чепурина М. Н.,

Киселевой Е. А., Мн. 1998г.

4. Курс экономической теории: Учебное пособие. /Под ред. Тура А.

Н., Плотницких М. И. – Мн.: ”Мисанте”, 1998г.

5. Основные направления социально-экономического развития

республики Беларусь на период до 2010 г. //Белорусский экономический журнал №2,

Мн. 2000г.

6. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Часть первая.

Мн. 1994г.

7. Экономическая теория./Под ред. Базылева, Гурко,Мн.БЭГУ,1999

8. Экономическая теория (учебник для ВУЗов) /Под ред. Камаева В.Д.

Издание 2-е переработанное и дополненное. М. 1998г.



(C) 2009