Научная Петербургская Академия

Курсовая: Основные противоречия основных интеграционных процессов

Курсовая: Основные противоречия основных интеграционных процессов

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Теоретико-методологические основы интеграционных процессов в

современном мировом хозяйстве

1.1 Объективные предпосылки и сущность международной экономической

интеграции. Понятие и характерные черты международной экономической

интеграции 3

1.2 Модели современных интеграционных процессов 8

2.Международная интеграция как категория экономической науки и конкретная

форма интернационализации хозяйственной жизни

2.1 Экономическая интеграция и интернационализация 14

2.2 Противоречия международной экономической интеграции 20

3. Подходы к научному обоснованию интеграционных

процессов 24

3.1 Суть экономической интеграции и ее особенности в условиях СНГ 25

3.2 Противоречия интеграционных процессов 28

3.3 Два уровня интеграционного процесса 29

3.4 Совместный макроструктурный прогноз - важнейший

инструмент экономической интеграции 31

Заключение 34

Список литературы 38

Приложение 39

Введение

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой

современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической

интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных

регионах земного шара.

Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как процесс

хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких

устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами,

взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в

различных формах. Интеграция — сложный, противоречивый процесс.

Противоречивость интеграции в значительной степени базируется на различиях

интересов сторон, на неодинаковой способности отдельных звеньев

воспроизводственных структур к участию в самом процессе легко она протекает в

сферах рыночного (особенно товарного) обращения, менее поддается

интегрированию непосредственно производственная сфера, наиболее сложна

валютная интеграция.

Глубокие интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе и

Северной Америке. Нарастает их глубина в Азиатско-тихоокеанском регионе. В

большинстве регионов Латинской Америки, Южной Азии, Африки, на Среднем

Востоке региональное сотрудничество пока еще не дает существенного эффекта.

Во многом формальны еще интеграционные процессы и в СНГ. Однако сегодня уже

надо учитывать, что страны, не использующие огромный потенциал интеграции в

своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной

конкуренции, противостоять вызовам глобализации.

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала

ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных

тен­денций глобальной интернационализации мирового хозяй­ства как результата

развития международного разделения труда и международной кооперации

производства прояв­ляется в образовании обширных зон влияния той или иной

державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств

становятся своеобразными интеграци­онными центрами, вокруг которых

группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане

ми­рохозяйственных связей.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ

МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1.1 Объективные предпосылки и сущность международной экономической

интеграции. Понятие и характерные черты международной экономической интеграции

Развитие интеграционных процессов является важнейшей харак­теристикой

современного мирового хозяйства. Процессы международ­ной экономической

интеграции заметно активизировались во второй половине XX в. в различных

регионах земного шара. На пороге XXI в. возник так называемый «новый

регионализм». Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурен­тной

борьбы, новые сферы конкуренции и более жесткое соперниче­ство на традиционных

рынках становятся не под силу отдельному го­сударству или корпорации. Это

обусловливает необходимость коопе­рации как материально-финансовых, так и

производственных усилий территориально сопряженных стран, позволяя укрепить

свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного

экономического пространства, наконец, выступать единой силой про­тив общих

конкурентов на мировом рынке. В результате имеет место не просто определенная

увязка национально-государственных интере­сов, но и их возвышение до уровня

региональных интересов. Таким образом, процессы глобализации в мировом

хозяйстве сопровождаются регионализацией — хозяйственным сближением стран на

региональной основе, принимающим форму экономической интеграции (economic

integration).Термин «экономическая интеграция» возник в 30-е годы XX в. в

первых работах немецких и шведских экономистов,

[1] однако и сегодня имеется несколько десятков его определений.

В переводе с латыни интеграция (integratio) означает сращивание, объединение

частей в единое целое. Следовательно, под международной экономической

интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на

основе развития глубоких устойчи­вых взаимосвязей и разделения труда между

национальными хозяйс­твами, ведущая к постепенному сращиванию

воспроизводственных структур. Процесс интеграции обычно начинается с

либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров,

за­тем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и

заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономичес­кому,

правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое

качество международных экономических отно­шений. При этом интеграция —

процесс не стихийный. Он предполагает соответствующую политику стран и

заключение между ними согла­шений о создании региональной интеграционной

группы (РИГ) того или иного типа. Создается и соответствующая правовая база

хозяй­ственного взаимодействия. Проводится сознательное целенаправлен­ное

регулирование взаимных торгово-экономических связей.[6]

Понятие «региональный» в данном случае означает не просто гео­графические

границы той или иной организации. Имеется в виду исто­рически сложившаяся

региональная общность, предполагающая сход­ство экономико-географических и

хозяйственно-культурных комплек­сов, демографических структур, этнической

истории и пр. Эта общность создает объективные возможности для формирования

адекватных вре­мени крупных политико-экономических образований, которые,

исполь­зуя многообразные преимущества «экономики масштаба», по мнению ряда

аналитиков, уже в ближайшем будущем окажутся более эффек­тивными и реальными

субъектами МЭО, чем национальные государ­ства, способными обеспечить

формирование нового полицентрического и более стабильного, чем ныне,

миропорядка. Развивающийся сначала в считанном количестве регионов мира

интеграционный процесс в последние годы охватил почти все конти­ненты,

приведя к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-

экономических групп. По данным ВТО, сегодня насчитывается 134 реально

действующих региональных торгово-экономических соглашения. Причем 90 из них

были образованы после 1995 г. Таким образом, в современной международной

экономике на­блюдается своеобразный «интеграционный бум». В таблицах 1, 2

представлены сведения об образовании интеграционных экономических организаций

в основных регионах мирового хозяйства. [1] (см. приложение). Региональные

объединения различаются по глубине и характеру выбранной интеграционной

стратегии и институциональному устрой­ству, по сферам и масштабам их

деятельности, по количеству государств-членов. Интеграция характеризуется

некоторыми сущностными харак­теристиками, которые в совокупности отличают ее

от других форм эко­номического взаимодействия стран.

• устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капи­талов,

людских ресурсов между странами - участницами соглашения;

• согласованием экономической политики стран-участниц;

• взаимопроникновением и переплетением национальных производ­ственных

процессов, формированием в рамках региона технологичес­кого единства

производственного процесса;

• широким развитием международной специализации и коопера­ции в производстве,

науке и технике на основе наиболее прогрессив­ных и глубоких форм, совместным

финансированием развития эконо­мики и ее инновационного механизма;

• связанными с этим структурными изменениями в экономике стран-участниц;

• сближением национальных законодательств, норм и стандартов;

• целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов

управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные,

так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС);

• региональностью пространственных масштабов интеграции.

Объективное содержание интеграции составляет в конечном итоге переплетение

взаимопроникновение и сращивание воспроизводствен­ных процессов, протекающих

в виде «частичных интеграции». Интег­рационный процесс охватывает отдельные

звенья целостной системы:

1) Рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту потоков

факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы,

ценных бумаг и т. д. — это так называемая «поверх­ностная» (или «мягкая»)

интеграция (shallow integration);

2) собствен­но производство (глубокая интеграция — deep integration);

3) сферу при­нятия решении (на уровне фирм, предпринимательских союзов,

нацио­нальных правительств, международных межправительственных и

на­циональных организаций). Интеграция — сложный, противоречивый процесс.

Противоречивость интеграции в значительной степени базируется на различиях

интересов сторон, на неодинаковой способности отдельных звеньев

воспроизводственных структур к участию в самом процессе легко она протекает в

сферах рыночного (особенно товарного) обращения, менее поддается

интегрированию непосредственно производственная сфера, наиболее сложна

валютная интеграция. [17]

Глубокие интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе и

Северной Америке. Нарастает их глубина в Азиатско-тихоокеанском регионе. В

большинстве регионов Латинской Америки, Южной Азии, Африки, на Среднем

Востоке региональное сотрудничество пока еще не дает существенного эффекта.

Во многом формальны еще интеграционные процессы и в СНГ. Однако сегодня уже

надо учитывать, что страны, не использующие огромный потенциал интеграции в

своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной

конкуренции, противостоять вызовам глобализации. [15]

Крупнейшими интеграционными центрами в современных МЭО является «триада»

наиболее значимых объединений:

1. Европейский союз, в состав которого входят 15 государств — Германия,

Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Ве­ликобритания, Дания,

Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Фин­ляндия, Австрия, Швеция. В рамках

ЕС достигнута наивысшая на се­годняшний день степень хозяйственного

взаимодействия.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное

США, Канадой и Мексикой.

3. Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудни­чества (АТЭС) в

составе 21 экономического объединения, в его рамках можно выделить несколько

субрегиональных организаций (в частно­сти, АСЕАН), многочисленных

перспективных проектов.

Интеграционная «триада» — это мощные полюсы современных МЭО [2]

1.2 Модели современных интеграционных процессов

Вопрос об интеграции - один из ключевых вопросов о том, какие перемены

происходят в современном мире, какие тенденции открываются в экономической,

социально-политической и других сферах человеческого бытия. Вот почему

возникновение ЕЭС было не частным фактом, не рядовым региональным событием в

области межгосударственного экономического сотрудничества группы европейских

государств, а первым крупным шагом, который отразил наступление новой крупной

эпохи в истории человечества, основу которой составили перманентная НТР,

невиданный размах интернационализации всех сфер жизни народов и государств,

быстро растущая взаимозависимость в межгосударственных отношениях и т.д. Один

из устоев и конкретное выражение этих фундаментальных перемен - интеграция.

В современной научной литературе существуют различные направления и подходы к

пониманию природы и роли интеграционных процессов. Здесь можно выделить два

теоретических аспекта: (а) теории интеграционных процессов; (б) теории и

практика экономической интеграции. В частности, американские представители

школы функционализма в качестве критериев интеграции предлагают опыт

разработки и идеи конституций США и Швейцарии, в которых на основе

общественного сознания и отчасти, массового движения созданы формально

разделенные (штаты в США и кантоны в Швейцарии) единства, общности. В то же

время в работе американского исследователя Д.Митрони утверждается, что

интеграция различного уровня имеет место в мировых империях, блоках и

международных организациях. При этом решающими должны быть признаны три

признака: действенный контроль над легитимным использованием власти, наличие

общего органа принятия решений и наличие центра политического просвещения

принадлежащих к сообществу граждан. Теоретическая школа федерализма в Европе

придерживается более универсальных позиций в интеграционных процессах и

оценивает возможности и противоречия в их эволюции более объективно. Ее

последователи, имея в виду евроинтеграцию, отмечают, что она возможна, во-

первых, на основе сознательного политического решения правительств и народов

и, во-вторых, лишь путем создания одного или нескольких новых, независимых от

непосредственного влияния отдельных государств - членов сообщества,

наднациональных органов, которым переданы определенные полномочия для

принятия решений. Российская историко-экономическая и политическая наука

сделала немало в изучении интеграционных процессов, охвативших различные

регионы мирового сообщества. Анализ отечественной научной литературы приводит

к выводу, что интеграция - это объективный, многогранный, сложнейший процесс,

изобилующий противоречиями, поисками, крупными финансово-экономическими,

социальными, правовыми, политическими и другими экспериментами,

обусловленными жизнью и корректируемыми ею. Интеграция, если судить

по результатам ее развития, представляет собой более высокую социально-

экономическую, политическую, государственно-правовую и культурную ступень

развития мирового сообщества государств и народов. Если интернационализация

подвела, прежде всего, передовой технологический базис под всю систему

мирового сообщества, то интеграционным процессам предстоит внести величайший

вклад в реформирование человеческого общества, хотя нельзя не заметить, что

на этом пути пока что больше проблем, чем успехов. [10]

Типология и структуры интеграционных моделей. Из краткого экскурса в историю

и теорию интеграции, очевидно, что она как объективный феномен и как процесс

современной международной жизни - явление далеко не одномерное неоднозначное,

чрезвычайно богатое различиями в содержании, целях, структуре внутренних

взаимоотношений, конструкциях властных отношений и т.д. Перейдем

непосредственно к анализу совокупность существующих в мире интеграционных

структур и пограничных им, взаимосвязанных с ними международных организаций и

объединений. В качестве исходной точки систематизации интеграционных моделей

возьмем принцип целей (интересов) и влияния интеграционных объединений.

Вместе с тем в рамках одного и того же типа формальной интеграции в

содержании, целях и функциях могут существовать существенные различия

(например, Европейский союз и ОПЕК, НАТО и Западноевропейский союз и т.д.). В

целом интеграционные и исполняющие определённые интегрирующие функции

организации можно типологизировать в следующем порядке:

1. Региональные и межрегиональные интеграционные сообщества по целям:

экономические, политико-экономические (с элементами социального

интегрирования), политические, военно-политические, институционально-

координационные и др.

2. Международные правительственные наднациональные организации

координирующего типа. Они оказывают существенное влияние на финансово-

экономическое, политическое положение государств, на принятие ими решений в

указанных областях и т.д. Исследователи Брюссельского союза международных

ассоциаций считают, что численность этих организаций возрастет к 2005 г.

примерно до 500 (в конце 80-х гг. их было 378).

3. Международные неправительственные организации (4676 с перспективой роста к

2005 г. до 10800). К числу таких организаций относятся профсоюзы,

транснациональные корпорации и т.д. В условиях возникновения глобальных

экономических систем в результате интенсификации и дифференциации

международного разделения труда, глобализации, невиданного развития

транспортных средств мировых коммуникаций, качественного и количественного

роста обмена товаров и интенсификации передвижения капиталов изменились

социально-экономическая почва бытия людей и условия их межгосударственного и

интернационального общения. Все это сказывается прямо и непосредственно на

интеграционных процессах и вызывает необходимость принятия соответствующих

правовых, законодательных актов и других документов, в появлении которых

существенную роль играют и интернациональные неправительственные организации.

Рассмотренные выше типы международных интеграционных сообществ позволяют

прийти к следующему выводу: интеграционные сообщества, непосредственно

реформирующие базисные основы индустриального общества, являются главным и

определяющим направлением в социально-экономической и культурно-политической

эволюции мирового социума. В рамках интеграционных сообществ возникают и

действуют тысячи интернациональных правительственных и неправительственных

организаций, оказывающих влияние на интегрированные структуры. Их, по всей

видимости, нельзя рассматривать как органическую часть этих интеграционных

суперструктур, но они являются своего рода барометром, показателем глубины и

размаха указанных процессов. Вернемся теперь к основному вопросу - о моделях

интеграционных сообществ. Они, эти модели, несмотря на большую специфику, а

нередко и неповторимые черты и характеристики, имеют в своей основе общие

явления, которые, несмотря на интеграционные "границы", все же являются

интернациональными по своей природе, что, кстати, позволяет конкурирующим

системам находить компромисс: разрешать назревающие между ними противоречия.

Вот почему модель всякой интеграционной системы было бы ошибочно

абсолютизировать, не заметив общих тенденций в ее эволюции. [2]

Перейдем теперь от общей типологии к характеристике существующих основных

моделей в мировых интеграционных процессах.(см. таблицу №4)

Мы имеем дело с различными структурами (моделями), типами, формами и

организациями интеграционных процессов, в том или ином виде охвативших" почти

весь мир. Следует различать также уровни и цели интеграционных сообществ, их

реальное место в общей структуре мировых интеграционных процессов и меру

влияния на эволюцию международных отношений. Вместе с тем определяющим,

универсальным типом интеграции является политико-экономическая модель, в

которой международная кооперация и интернационализация обретают не только

качественно новую, более зрелую форму, но и новые сущностные формы

трансплантации интернационального регулирования и управления на политическом

и экономическом уровнях всеми процессами интегративного развития. В конечном

счете, интеграционные сообщества, которые перерастают состояние обмена,

неизбежно будут тяготеть к универсальным моделям интеграционных структур,

которые обретут новые формы. Примером тому может служить формирующийся в

последние годы Азиатско-тихоокеанский регион, который охватит несколько

континентов с огромным экономическим потенциалом, неисчерпаемым рынком

рабочей силы и потребления и т.д. В декабре 1994 г. в Майами (США) состоялась

Международная конференция глав государств двух Америк, которая провозгласила

создание крупнейшего в мире рынка с потребительским населением около 800 млн.

человек. Отнюдь не случайно интеграционные процессы обретают в конце XX в.

столь стремительный темп. Небывалый технологический прогресс, коренные

изменения политической карты мира, нарастание все новых и сложных

противоречий социально-культурного бытия народов разных континентов,

нерешенность многих задач, оставшихся в наследие. от прошлого, поставили

мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем, касающихся

выживания человека и природы. [4] Одним из ответов на подобные "вызовы

истории" и является рост интеграционных процессов в мире, хотя не будем

забывать, что и на этом пути человечество ожидают серьёзные испытания.

Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового

миропорядка. Ряд стран уже давно прошли первоначальный путь экономической

интеграции, хотя многие регионы еще не подошли к нему. На рубеже XXI в. эти

процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало

нового и неожиданного как для национального, так интернационального развития.

Интеграционные структуры не устраняют ни конкуренции, ни противоречий, ни

разногласий. Между их участниками постоянно происходит обмен жесткими

политическими и пропагандистскими ударами, хотя они и облекаются в

большинстве случаев в "джентльменскую форму". Один из известных политических

деятелей Франции Ж.-П.Шевеман в разгар формирования ЕС писал, что, несмотря

на конфликт интересов между США и Японией, существует опасность

"возникновения настоящего американо-японского кондоминиума имеющего тенденцию

оттеснить Европу". Вместе с тем существуют, видимо, и объективные границы

эффективности интеграционных процессов. Уже сейчас они вызывают немало

больших и болезненных вопросов, какой будет судьба демократии и этно-

национальных структур, существующих уже столетия? Что можно предложить взамен

национальной культуры? Насколько прочными будут гарантии национальной и

региональной, в целом - международной безопасности? Реальна ли перспектива

превращения различных интеграционных моделей в единый мировой интеграционный

консорциум и куда "исчезнут" при этом национальные государства?

Интеграционные процессы в мире - объективное явление, но человечество еще

должно научиться использовать их в интересах всеобщего и устойчиво

безопасного своего развития. [5]

2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И КОНКРЕТНАЯ ФОРМА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

2.1 Экономическая интеграция и интернационализация

Понятия "интеграция" и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции России в мировое хозяйство"[8] , даже об "интеграции России в Европу". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки. Понятие международной экономической интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ века для характеристики совершенно определенного нового явления в мировой экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи с образованием ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).

По своей сути интеграция в сфере международных экономических отношений представляет собой одну из основных форм и стадий исторического процесса интернационализации хозяйственной жизни и с позиций теоретического его осмысления должна рассматриваться только в данном качестве (как это и происходило первоначально, пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).[7] Интернационализация хозяйственной жизни - долговременный процесс постепенного преодоления национально-государственной замкнутости экономики, становления мирового хозяйства и развития его на новых принципах международного сотрудничества. Она находит свое выражение в постепенной переориентации национального производства и обмена на внутреннем рынке на международно-признанные стандарты и нормы, на мировые цены; в развитии международного разделения труда в направлении расширения внутриотраслевой международной специализации и кооперации; в формировании в этой связи системы международного производства (первоначально представленной международными монополиями); в превращении экспорта капитала и иностранных инвестиций в один из самых существенных факторов экономического роста; в возникновении и развитии межгосударственной экономической интеграции. Как форма интернационализации хозяйственной жизни и, вместе с тем, как ее стадия (поскольку развертывается в определенных временных пределах) интеграция означает согласованное объединение национальных хозяйств, предполагающее: а) заключение межгосударственного договора; б) развитие взаимовыгодного сотрудничества суверенных государств, обладающих международно-признанными суверенными правами; в) формирование международного производства на основе совершенствования системы разделения труда и кооперации, товарно-денежных связей, совместного использования национальной собственности; г) создание совместных органов управления экономикой. Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным (договорным) межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.[16] Процесс интернационализации хозяйственной жизни, естественно, захватывает и сферу взаимоотношений хозяйствующих субъектов, действующих в разных странах, предприятий, фирм, базирующихся на частной, государственной, смешанной собственности, в том числе иностранной. Такие субъекты хозяйственной деятельности также объединяются. Но характеристика их объединений как формы международной экономической интеграции, на наш взгляд, некорректна, поскольку в них представлены не сотрудничающие народы, а отдельные физические и юридические лица. Эти объединения - формы совместного предпринимательства, развивающегося в национальной и мировой экономике. Совместное предпринимательство предшествует международной экономической интеграции, развивается на ее основе и способствует ее развитию. Однако взаимосвязи международной интеграции и предпринимательства - не основание для совмещения разных понятий.

Международная экономическая интеграция имеет формы, адекватные ей как особому экономическому процессу. Специфическими ее формами, изменяющимися по мере углубления интеграции, являются: организация сотрудничества посредством создания совместных органов для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли (которые следует отличать от зон совместного предпринимательства); общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.); общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики. Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни. В этой связи в экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия "мировое хозяйство" ("мировая экономика"), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни. Мировое хозяйство образуют национальные хозяйства всех стран мира. Каждое национальное хозяйство - часть мирового, элемент сложной совокупности мировых производительных сил и международных производственных отношений. Неправомерно рассматривать мировое хозяйство как нечто внешнее по отношению к национальному. Мировое хозяйство возникает на определенной стадии интернационализации хозяйственной жизни, но, возникнув, с самого начала является ничем иным, как совокупностью национальных хозяйств, объединенных усложняющимися взаимными экономическими отношениями. Национальная экономика может быть в разной степени включена в эти отношения, прежде всего в товарный обмен, но она, в любом случае, - часть мирового хозяйства. Полной экономической автаркии не существует. Производительный потенциал мирового хозяйства - это совокупный потенциал производительных сил всех без исключения стран, их производственных фондов, природных, трудовых, финансовых ресурсов. Мировой ВВП - совокупность национальных ВВП.[14]

Процесс интернационализации хозяйственной жизни проходит несколько стадий: 1) создания предпосылок для формирования мирового хозяйства; 2) становления и развития мирового хозяйства на основе широкомасштабной индустриализации экономики и первоначальных форм ее транснационализации; 3) развития региональной международной экономической интеграции и первоначальных форм глобализации мировой экономики; 4) широкомасштабной экономической глобализации, завершающей (но не заканчивающей) процесс развития международного производства, в том числе и, прежде всего информационного.

Интернационализация хозяйственной жизни начинается в связи с возникновением национальных государств, которые не только постепенно формируют национальные хозяйства, но и начинают развивать широкие международные связи. На первой своей стадии интернационализация хозяйственной жизни ограничивается развитием товарного обмена между странами. Переход ко второй стадии был обусловлен промышленным переворотом - созданием крупной индустрии в Англии, а затем в других странах. В результате расширяющейся индустриализации возникших и возникающих национальных хозяйств формируется мировое хозяйство, основанное на межотраслевом международном разделении труд. Отдельные отрасли сельского хозяйства и индустрии закрепляются (стихийно или в результате организованного воздействия извне) за разными странами в виде отраслей международной специализации национальной экономики. Возникают высокоиндустриальные страны, страны с преимущественным развитием сырьевых отраслей, аграрные страны. Складывается соответствующая система их экономической зависимости. На этой стадии, охватывающей несколько столетий, возникают и первые элементы транснационализации экономики.

Транснационализация экономики - еще одна категория экономической науки, которая требует согласования оценок этого явления в мировом хозяйстве. На наш взгляд, транснационализация в сфере экономики характеризуется, прежде всего, возникновением и усилением позиций международных монополий, транснациональных корпораций, международных финансово-промышленных групп, которые становятся собственниками ресурсов многих стран и формируют свой сектор международного производства, базирующийся и на международной собственности. Другое важнейшее проявление транснационализации экономики - формирование всемирной финансовой системы во главе с МВФ и Мировым банком. На второй стадии процесса интернационализации хозяйственной жизни возникают, действительно, только первые элементы транснационализации в виде международных картелей, синдикатов и трестов. Третья, интеграционная, стадия интернационализации характеризуется использованием организационных и управленческих форм и методов, обеспечивающих в отдельных регионах мирового хозяйства: переход от межотраслевого к внутриотраслевому международному разделению труда; ускорение процессов технико-технологической модернизации национального производства; создание системы совместных предприятий; широкое использование международных сертификатов и стандартов; формирование новой системы тарифного и нетарифного регулирования международной торговли товарами и услугами; становление международных (общих) рынков труда и капитала. Все эти изменения требуют межгосударственной экономической интеграции и ведут к постепенной глобализации экономики.

Отличительная черта четвертой стадии - прогрессирующая экономическая глобализация. Глобализация экономики означает: возрастание значения международных пропорций воспроизводства; появление и развитие международных производственных комплексов в энергетике, на транспорте, в других сферах экономики; создание системы внутриотраслевой специализации и кооперации во всемирном масштабе и в связи с этим появление и увеличение количества глобальных продуктов и услуг; формирование глобальных информационных систем и всемирного информационного производства; существенное усиление влияния всемирных экономических организаций (МВФ, Мирового банка, ВТО, ИСО и др.) и ТНК на развитие мирового хозяйства как целого, в том числе на взаимодействие региональных интеграционных группировок и решение глобальных экологических проблем. [16]

2.2 Политические формы и противоречия международной экономической интеграции

Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежно облекается в определенные политические формы.

Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы "содружества", "сообщества" и "союза".

Содружество - форма организации межгосударственного сотрудничества, используемая в нашем регионе Евразии после распада Советского Союза. Она представляет собой такой способ осуществления интеграции, который ориентирует правительства на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками СНГ в советский период их истории. Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. Межгосударственные органы, созданные в СНГ, принимают лишь рекомендательные, а не обязывающие решения и правовые акты. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс малоуправляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и по существу, не стимулирует развития интеграции. В философском понимании такая форма типична для "неразвитого начала" интеграционного процесса. Органы "содружества" в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников.

Сообщество - типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки (и принципы) международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для "сообществ" характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.

Союз как форма организации предполагает постепенное "отрицание" межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство ("соединенные штаты", "федеральные земли" и т.п.); преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование функций надгосударственных исполнительной, представительной и судебной властей союза (единого правительства, единого парламента, единого суда).

В странах СНГ, в том числе среди ученых-экономистов, довольно широко распространено мнение о необходимости "реинтеграции" экономики бывших республик СССР (ныне независимых государств)[9] .

Однако реальной международной экономической интеграции на своей территории Советский Союз не обеспечил. СССР сложился как единое централизованно управляемое государство с единым народнохозяйственным комплексом. Союзные советские республики реальным государственным суверенитетом не обладали. Товарно-денежные отношения ограничивались. Соответственно основные принципы международной экономической интеграции не могли быть и не были реализованы. Союз возник на развалинах единого имперского государства и фактически воспроизвел многие признаки империи и, прежде всего, такой признак, как безусловное подчинение национальных окраин центральной власти. Возникновение и развитие интеграционных группировок суверенных государств - процесс сложный и противоречивый. Основным его противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами. Первые - объективное следствие возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики, вторые - отличительная черта интернационализации хозяйственной жизни, следствие возрастающей целостности мирового хозяйства, возникновения и развития международного производства, экономической транснационализации и глобализации. Указанное противоречие - основное противоречие всего процесса интернационализации хозяйственной жизни, обнаруживающееся на каждой его стадии в специфических конкретных проявлениях.

На стадии межгосударственной интеграции это противоречие проявляется, во-первых, в столкновении экономических интересов государств внутри интеграционного образования, во-вторых, как противоречие интересов различных региональных интеграционных группировок, в-третьих, как противоречие интересов региональной интеграции и международных экономических организаций и корпораций.

На проявления основного противоречия большое влияние оказывают: уровень социально-экономического развития стран-участниц интеграции; масштабы и темпы экономических и политических преобразований; характер рыночных и политических реформ; противоречия между экономикой и политикой, обусловленные и субъективными факторами (в том числе национальными амбициями, стремлением к использованию власти в личных целях руководящих элит отдельных государств); состояние международных экономических и политических отношений, в частности, характер мировой рыночной конъюнктуры.

Экономические интересы государств сталкиваются при определении цен и таможенных пошлин на товары и услуги, условий иностранного инвестирования, кредитования проектов, при решении проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития международного производства, создания свободных экономических зон, при разработке и реализации международных договоров и совместных законодательных актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому ограничению суверенитета. В то же время национальные интересы зачастую вступают в противоречие с интернациональными интересами при решении глобальных проблем экологии, развития транспорта и энергетики, миграционных процессов, конверсии военного производства, использования достижений науки, научно-технического прогресса, образования, здравоохранения и т.д. Для последовательного разрешения всех этих противоречий необходим механизм межгосударственного сотрудничества, который обеспечивал бы оптимальное сочетание национальных и интернациональных интересов. [11]

3. ПОДХОДЫ К НАУЧНОМУ ОБОСНОВАНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Проблемы экономической интеграции привлекают все большее внимание ведущих политиков и широкой общественности государств, возникших на постсоюзном пространстве. Это связано прежде всего с обострением геополитической обстановки вокруг России и других стран Содружества. Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы. Важный шаг в этом направлении сделан Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза СНГ, который разработал проект Концепции экономического интеграционного развития Содружества. Этот документ определяет цели, принципы, формы и главные направления интеграции. В нем дан анализ основных тенденций развития интеграционных процессов стран Содружества, сформулированы цели интеграции, принципы формирования общего экономического пространства. Большое место занимают вопросы создания основных механизмов интеграции - зон свободной торговли, Таможенного и Платежного союзов, общего научно-технологического и инвестиционного пространства, общего рынка труда и др. Существенное внимание уделено проблемам координации структурной политики и сотрудничеству в производственной сфере. Вместе с тем представляется, что ряд важных теоретико-методологических проблем не получил должного освещения. [9]

3.1 Суть экономической интеграции

и ее особенности в условиях СНГ

В системе теоретико-методологических основ интеграционного развития представляется важным обеспечить необходимую определенность самого понятия экономической интеграции. В подготовленном проекте это сделано недостаточно четко. По-видимому, нельзя отождествлять понятия "экономическое сотрудничество" и "экономическая интеграция". Любая страна имеет, как правило, достаточно разветвленную систему сотрудничества со многими государствами. Однако само по себе это еще не означает интеграцию. Экономическая интеграция - качественно более высокая ступень сотрудничества, когда достигается органическая согласованность в осуществлении воспроизводственного процесса отдельных стран. При этом в условиях сохранения их суверенитета и существования между ними рыночных отношений особую роль приобретает согласованное развитие сферы межстрановой кооперации и обмена. Количественным признаком интеграции может служить доля взаимного товарообмена между странами в их общем внешнеторговом обороте. Говорить о реальной интеграции можно тогда, когда взаимный обмен преобладает в структуре внешнеторгового оборота. Так, в ЕС доля поставок между странами-членами в 1997 г. достигла 62% экспорта и 61% импорта, в СНГ соответственно 32 и 43% (1998 г.). Следовательно, государства Содружества не интегрированы в общую экономическую систему. Особенно это относится к России - доля ее связей со странами СНГ в общем, объеме внешнеторгового оборота составляла всего 22%. Таким образом, проблему интеграции пока можно ставить лишь как задачу, решение которой в существенной мере зависит от внешнеэкономической ориентации России. Своеобразие интеграционного процесса государств Содружества не сводится к количественным показателям. Он имеет ряд качественных особенностей, отличных от других интеграционных образований, сложившихся и формирующихся в мировом сообществе, в частности от ЕС. Хозяйственные комплексы стран СНГ формируются на развалинах существовавшего прежде единого народнохозяйственного комплекса СССР, в то время как другие интеграционные сообщества мира представляют собой объединения ранее не зависимых друг от друга хозяйственных комплексов. Унаследованная производственно-технологическая, культурная и духовная общность до сих пор является важнейшим интегрирующим фактором государств Содружества. В этом смысле их интеграционный процесс носит характер реинтеграции. Вместе с тем реинтеграция постсоюзного экономического пространства не означает восстановления прежней структуры хозяйственных связей, характерной для союзных республик СССР, когда эти связи во многом строились на системе неэквивалентных отношений. В тот период, исходя из задач максимизации интегрального конечного результата экономики СССР и сближения уровней развития республик, осуществлялось межреспубликанское перераспределение значительной части их национального дохода. Активную донорскую роль играла Российская Федерация, передавая другим союзным республикам до 6% своего национального дохода. Определенные донорские функции выполняли Белоруссия, Азербайджан, Туркмения. В современных же условиях при ориентации стран на национальный суверенитет и рыночные критерии хозяйственной деятельности система экономических отношений между ними может строиться преимущественно на эквивалентной основе. Экономика большинства стран СНГ переживает сегодня значительный спад, тогда как формирование интеграционных образований мирового сообщества, в частности ЕС, происходило, как правило, в условиях стабильного и равновесного состояния экономик интегрирующихся государств. В России масштабы снижения валового внутреннего продукта, промышленного производства, капиталовложений в 1998 г. оказались более значительными, чем в 1997 г. Прогнозные исследования, проведенные в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, показывают, что в ближайшие годы в России можно ожидать прекращения экономического спада. По-видимому, это относится и к другим странам СНГ. Однако наступающий стагнационный период, по нашему мнению, может стать весьма продолжительным, если на экономику не будет оказано сильного активизирующего воздействия. В этом контексте следует рассматривать проблему интеграции государств Содружества. В условиях спада интеграция вряд ли может иметь какие-либо перспективы. Только при его прекращении возникают предпосылки для развития интеграционных процессов, при этом реальная интеграция может стать одним из мощных факторов, содействующих преодолению фазы стагнационной депрессии и переходу к фазе подъема. Стремление к интеграции проявляется в условиях скрытого нарастания дезинтеграционных процессов внутри стран. Это относится, прежде всего, к России, где усиливается тенденция к дезинтеграции единого комплекса страны, превращению его в совокупность слабо связанных между собой региональных рынков, развитие которых ориентировано, прежде всего, на отношения с дальним зарубежьем. Аналогичная картина в той или иной мере наблюдается и в других государствах Содружества. Это отдельная проблема, однако, перспективы интеграции стран СНГ нельзя рассматривать без увязки с проблемой укрепления экономического единства хозяйственных комплексов каждой из стран, без преодоления внутренних дезинтеграционных тенденций. Наконец, существуют весьма мощные внешние силы, не заинтересованные в интеграции стран СНГ. Они противодействуют, и будут противодействовать развитию внутри Содружества интеграционных процессов. Думается, что активность противодействия будет нарастать по мере реального усиления интеграции. Все эти особенности необходимо учитывать при формировании интеграционной стратегии. Представляется, что их следовало бы отразить и в Концепции экономического интеграционного развития Содружества.[12]

3.2 Противоречия интеграционных процессов

Хотя экономическая интеграция отвечает коренным интересам всех стран СНГ, в реальной действительности преобладают дезинтеграционные тенденции. Во внешнеторговом обороте государств Содружества доля ближнего зарубежья сократилась с 69% в 1997 г. до 33% в 1999 г., в том числе в России с 57 до 22%, Белоруссии с 83 до 64%, на Украине с 78 до 57%, в Узбекистане с 83 до 40% и т.д. В большинстве стран (см. таблицу №2) указанный процесс носит достаточно устойчивый характер, исключение составляют Туркмения и Таджикистан, где в 1996 г. наметился некоторый перелом в этой области). Чем же объяснить данное противоречие? К сожалению, в проекте Концепции нет четкого ответа на этот вопрос, хотя, по-видимому, он имеет решающее значение для дальнейшего развития интеграции. По нашему мнению, корень противоречия заключается в несовпадении интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными. В современных условиях основные экономические процессы, в том числе и развитие связей между странами, определяются поведением хозяйствующих субъектов, которое диктуется, прежде всего, стремлением получения максимальной прибыли, желательно в твердой валюте. Развитие интеграционных процессов далеко не всегда отвечает этому критерию. Несовпадение интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными проявляется не только в области интеграционных отношений. Оно имеет место и в инвестиционной сфере, где, несмотря на объективную необходимость поддержания, достаточно высокого уровня активности фактическая незаинтересованность хозяйствующих субъектов в капиталовложениях привела к их резкому падению во всех государствах Содружества. Аналогичные процессы происходят и в сфере экономических связей с дальним зарубежьем. При объективной предпочтительности сбалансированного развития экспорта и импорта по большинству стран СНГ наблюдается быстрый рост положительного сальдо внешнеторговых балансов с государствами дальнего зарубежья. Это вызвано незаинтересованностью хозяйствующих субъектов в сбалансированном развитии экспортно-импортных отношений. Именно несовпадением интересов хозяйствующих субъектов с народнохозяйственными объясняется тот факт, что спад оказался значительно меньшим в тех странах, где социально-экономическая трансформация осуществлялась более умеренными темпами и был сохранен более высокий уровень управляемости экономики.

Из этого следует важный вывод: активизация процессов интеграции не может быть сведена только к формированию механизмов, устраняющих препятствия для эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов (создание Таможенного и Платежного союзов и т.п.). Интеграционная политика должна быть направлена, прежде всего, на гармонизацию интересов хозяйствующих субъектов с интересами народнохозяйственными. Более того, она требует создания и включения таких механизмов, которые подчиняли бы интересы хозяйствующих субъектов общенациональным.[13]

3.3 Два уровня интеграционного процесса

Исходя из изложенного понимания экономической интеграции, учитывая ее особенности в условиях СНГ и принимая во внимание несовпадение интересов хозяйствующих субъектов с коренными народнохозяйственными интересами, можно сделать ряд важных выводов о стратегии интеграционного процесса. Один из таких выводов заключается в том, что стратегия интеграции должна строиться, по крайней мере, по двум уровням.

С одной стороны, важное значение имеют интеграционные процессы на микроуровне. Это предполагает установление прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами государств СНГ, развитие кооперации между предприятиями разных стран, создание совместных предприятий и межстрановых финансово-промышленных групп, разработку и осуществление совместных инвестиционных проектов и т.п. Однако этого недостаточно для действительной интеграции. Данный процесс необходим и на макроэкономическом уровне. Макроэкономическая интеграция предполагает согласование на межгосударственном уровне целей социально-экономического развития стран, которые должны быть выражены в конкретной, количественно определенной форме. Исходя из этого должна формироваться согласованная структурная, научно-техническая, инвестиционная, социальная и внешнеэкономическая политика, обеспечивающая наиболее полную реализацию поставленных целей. Представляется, что осуществление макроэкономической интеграции стран СНГ должно стать одной из главных задач Межгосударственного экономического комитета. Между двумя уровнями интеграционного процесса нужно обеспечить необходимое единство. Было бы наивным полагать, что оно может автоматически достигаться функционированием рыночного механизма. Действительная интеграция может быть обеспечена лишь при условии радикального повышения регулирующей роли государства на национальном уровне и на уровне межгосударственных институтов. С помощью государственных и межгосударственных институтов могут быть определены и согласованы народнохозяйственные интересы стран и вытекающие из них цели развития, выработаны и согласованы основные направления экономической политики. Вместе с тем на базе разработанных направлений макроэкономической интеграции государственными и межгосударственными институтами должны формироваться интеграционные механизмы, обеспечивающие интенсификацию интеграционных процессов на микроуровне (такие как Таможенные и Платежный союзы и др.).

Выделение макроэкономической интеграции как одного из основных интеграционных механизмов обеспечило бы более четкую логику Концепции интеграционного развития.[12]

3.4 Совместный макроструктурный прогноз - важнейший инструмент экономической интеграции

Важным практическим шагом на пути к реальной интеграции, могла бы стать совместная разработка странами СНГ согласованного макроструктурного прогноза социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В его рамках должны быть согласованы цели развития, выявлены возможные масштабы основных народнохозяйственных ресурсов, определены наиболее целесообразные направления их межстранового и межотраслевого распределения с целью достижения максимального интегрального эффекта. Прогноз служил бы основой для руководства каждой страны при выработке структурной, инвестиционной, социальной и внешнеэкономической политики, создавал бы базу для заключения двусторонних и многосторонних соглашений.

При разработке прогноза возможно эффективное использование современных экономико-математических методов и информационных технологий, обеспечивающих реализацию многостороннего диалога по выработке согласованных решений.

Целесообразно, принять следующий порядок разработки такого прогноза:

На первом этапе каждая страна автономно определяет национальные цели социально-экономического развития и условия их реализации. Устанавливаются приоритеты отдельных целей и, исходя из этого формируется структура конечных потребностей. В качестве условий реализации целей прогнозируются ограничения по трудовым и природным ресурсам, требования к сальдо внешнеторгового баланса. Прогнозируются также возможные масштабы повышения эффективности использования ресурсов с учетом предвидимого научно-технического прогресса (возможные масштабы роста производительности труда, изменения фондоотдачи, уровни удельных расходов важнейших видов материальных ресурсов).

На втором этапе страны автономно разрабатывают комплексные структурные модели социально-экономического развития, используя в качестве аппарата оптимизационные модели натурально-стоимостного межотраслевого баланса. Данные модели синтезируют информацию, подготовленную на первом этапе работы, и на этой базе определяют темпы и пропорции развития экономики той или иной страны, динамику производства главных отраслей, потребность в основных видах производственных ресурсов, структуру внешнеэкономических связей, в том числе со странами Содружества. В качестве критерия используется максимизация конечного продукта данной страны в заданной структуре и с учетом ресурсных ограничений.

На третьем этапе осуществляется согласование страновых структурных моделей и формирование на этой основе макроструктурного прогноза государств Содружества. В качестве инструментария используется межстрановая структурная модель, с помощью которой согласуются взаимные поставки важнейших видов ресурсов с целью достижения максимального конечного продукта Содружества в целом без ущерба для каждой из стран.

На четвертом этапе исходя из итогов расчета межстрановой структурной модели и принятых согласованных решений страны уточняют свои национальные прогнозы и разрабатывают программу мер по их практической реализации. Полученные результаты сообщаются хозяйственным органам, производственным ассоциациям и предприятиям каждого государства и используются при последующем заключении двусторонних и многосторонних хозяйственных договоров.

Думается, что такую работу было бы целесообразно провести сначала путем организации совместной деятельности научных институтов заинтересованных стран. Результаты могли бы быть, затем переданы на государственный и межгосударственный уровни. [9]

Заключение

Возникновение и развитие интеграционных группировок суверенных государств -

процесс сложный и противоречивый. Основным его противоречием является

противоречие между национальными, государственно оформленными, и

интернациональными экономическими интересами. Первые - объективное следствие

возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики,

вторые - отличительная черта интернационализации хозяйственной жизни,

следствие возрастающей целостности мирового хозяйства, возникновения и

развития международного производства, экономической транснационализации и

глобализации. Указанное противоречие - основное противоречие всего процесса

интернационализации хозяйственной жизни, обнаруживающееся на каждой его

стадии в специфических конкретных проявлениях.

На стадии межгосударственной интеграции это противоречие проявляется, во-

первых, в столкновении экономических интересов государств внутри

интеграционного образования, во-вторых, как противоречие интересов различных

региональных интеграционных группировок, в-третьих, как противоречие

интересов региональной интеграции и международных экономических организаций и

корпораций.

На проявления основного противоречия большое влияние оказывают: уровень

социально-экономического развития стран-участниц интеграции; масштабы и темпы

экономических и политических преобразований; характер рыночных и политических

реформ; противоречия между экономикой и политикой, обусловленные и

субъективными факторами (в том числе национальными амбициями, стремлением к

использованию власти в личных целях руководящих элит отдельных государств);

состояние международных экономических и политических отношений, в частности,

характер мировой рыночной конъюнктуры. Экономические интересы государств

сталкиваются при определении цен и таможенных пошлин на товары и услуги,

условий иностранного инвестирования, кредитования проектов, при решении

проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития

международного производства, создания свободных экономических зон, при

разработке и реализации международных договоров и совместных законодательных

актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому ограничению суверенитета. В

то же время национальные интересы зачастую вступают в противоречие с

интернациональными интересами при решении глобальных проблем экологии,

развития транспорта и энергетики, миграционных процессов, конверсии военного

производства, использования достижений науки, научно-технического прогресса,

образования, здравоохранения и т.д. Для последовательного разрешения всех

этих противоречий необходим механизм межгосударственного сотрудничества,

который обеспечивал бы оптимальное сочетание национальных и интернациональных

интересов.

Важным практическим шагом на пути к реальной интеграции, могла бы стать

совместная разработка странами СНГ согласованного макроструктурного прогноза

социально-экономического развития на среднесрочную и долгосрочную

перспективу. В его рамках должны быть согласованы цели развития, выявлены

возможные масштабы основных народнохозяйственных ресурсов, определены

наиболее целесообразные направления их межстранового и межотраслевого

распределения с целью достижения максимального интегрального эффекта. Прогноз

служил бы основой для руководства каждой страны при выработке структурной,

инвестиционной, социальной и внешнеэкономической политики, создавал бы базу

для заключения двусторонних и многосторонних соглашений.

При разработке прогноза возможно эффективное использование современных

экономико-математических методов и информационных технологий, обеспечивающих

реализацию многостороннего диалога по выработке согласованных решений.

Целесообразно, принять следующий порядок разработки такого прогноза:

На первом этапе каждая страна автономно определяет национальные цели

социально-экономического развития и условия их реализации. Устанавливаются

приоритеты отдельных целей и исходя из этого формируется структура конечных

потребностей. В качестве условий реализации целей прогнозируются ограничения

по трудовым и природным ресурсам, требования к сальдо внешнеторгового

баланса. Прогнозируются также возможные масштабы повышения эффективности

использования ресурсов с учетом предвидимого научно-технического прогресса

(возможные масштабы роста производительности труда, изменения фондоотдачи,

уровни удельных расходов важнейших видов материальных ресурсов).

На втором этапе страны автономно разрабатывают комплексные структурные модели

социально-экономического развития, используя в качестве аппарата

оптимизационные модели натурально-стоимостного межотраслевого баланса. Данные

модели синтезируют информацию, подготовленную на первом этапе работы, и на

этой базе определяют темпы и пропорции развития экономики той или иной

страны, динамику производства главных отраслей, потребность в основных видах

производственных ресурсов, структуру внешнеэкономических связей, в том числе

со странами Содружества. В качестве критерия используется максимизация

конечного продукта данной страны в заданной структуре и с учетом ресурсных

ограничений.

На третьем этапе осуществляется согласование страновых структурных моделей и

формирование на этой основе макроструктурного прогноза государств

Содружества. В качестве инструментария используется межстрановая структурная

модель, с помощью которой согласуются взаимные поставки важнейших видов

ресурсов с целью достижения максимального конечного продукта Содружества в

целом без ущерба для каждой из стран.

На четвертом этапе исходя из итогов расчета межстрановой структурной модели и

принятых согласованных решений страны уточняют свои национальные прогнозы и

разрабатывают программу мер по их практической реализации. Полученные

результаты сообщаются хозяйственным органам, производственным ассоциациям и

предприятиям каждого государства и используются при последующем заключении

двусторонних и многосторонних хозяйственных договоров.

Думается, что такую работу было бы целесообразно провести сначала путем

организации совместной деятельности научных институтов заинтересованных

стран. Результаты могли бы быть затем переданы на государственный и

межгосударственный уровни. [9]

Приложение к курсовой работе

Эта сис­те­ма раз­ра­бо­та­на ВТО и ГАТТ.

Таблица №1. Формы и этапы интеграционных процессов

Тип ин­те­гра­цииПри­зна­ки
1Зо­на сво­бод­ной тор­гов­лиФор­ма со­гла­ше­ния, ко­гда уча­ст­ни­ки до­го­ва­ри­ва­ют­ся о сня­тии та­мо­жен­ных та­ри­фов и квот в от­но­ше­нии друг дру­га. При этом к треть­им стра­нам - у ка­ж­до­го своя по­ли­ти­ка. При­ме­ры: НАФ­ТА, АН­ЗСЕР­ТА, рань­ше ЕЭС.
2Та­мо­жен­ный со­юз

Еди­ная та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к треть­им стра­нам. Од­на­ко воз­ни­ка­ют и бо­лее серь­ез­ные внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия.

При­ме­ром мо­жет слу­жить ЕЭС.

3Об­щий ры­нокПол­ное уст­ра­не­ние пре­пят­ст­вий для пе­ре­ме­ще­ний всех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми. В про­цес­се ре­ше­ния на­хо­дят­ся та­кие во­про­сы, как: пол­ное со­гла­со­ва­ние эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки и т.д., вы­рав­ни­ва­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей.
4.Эко­но­ми­че­ский со­юзВоз­ни­ка­ет на эта­пе вы­со­ко­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Про­во­дит­ся со­гла­со­ван­ная (или да­же еди­ная) эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и на этой ос­но­ве идет сня­тие всех пре­пят­ст­вий. Соз­да­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­го­су­дар­ст­вен­ные) ор­га­ны. Идут круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния во всех стра­нах-уча­ст­ни­цах.
5Ва­лют­ный со­юз

Фор­ма эко­но­ми­че­ско­го сою­за и од­но­вре­мен­но круп­ная со­став­ляю­щая эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­ля­ют­ся:

со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­цио­наль­ных ва­лют;

ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­ро­ван­ных ва­лют­ных кур­сов, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся Цен­тро­бан­ка­ми стран-уча­ст­ниц;

соз­да­ние еди­ной ре­гио­наль­ной ва­лю­ты;

фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­наль­но­го бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной еди­ни­цы.

В раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах под ва­лют­ным сою­зом по­ни­ма­ют кли­рин­го­вые со­гла­ше­ния.

6Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция

Еди­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ной ба­зы.

Ус­ло­вия:

об­щая на­ло­го­вая сис­те­ма;

на­ли­чие еди­ных стан­дар­тов;

еди­ное тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во;

и т.д.

№п/пНаименование организацииЧисло членовГод создания

1

2

3

4

5

Европейский союз (первоначально Европейское экономическое сообщество)

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

Зона свободной торговли в Центральной Европе (ЦЕФТА) Содружество Независимых Государств (СНГ)

Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС)

15

4

7

12

11

1957/1992

1960

1992

1991

1992

6

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

31994

7

8

9

Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)

21

9

7

1989

1967

1985

10

11

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ, ранее Латиноамериканская ассоциация свободной торговли - ЛАСТ)

Андская группа, или Андский пакт Карибское Сообщество и Карибский общий рынок

11

5

1980/1960

1969

12

Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР)

41991

Таблица № 2. Наиболее значимые интеграционные экономические организации в

основных регионах мирового хозяйства

№п/пНаименование организацииЧисло членовГод создания
13

Экономическое сообщество

161976

государств Западной Африки

(ЭКОВАС)

14

Общий рынок Восточной и

201994

Южной Африки (КОМЕСА)

15

Южноафриканское сообщество развития (САДК)

111992
16

Таможенный и экономический

61966

союз Центральной Африки

(ЮДЕАК)

17

Совет арабского единства (САЭЕ)

121964

Таблица № 3. Доля товарооборота с ближним зарубежьем во всем товарообороте

стран СНГ, %

Доля товарооборота с ближним зарубежьем

во всем товарообороте стран СНГ, %

Страна 1997 г.1998 г.1999 г.
Азербайджан 85,853,737
Армения 78,959,652
Белоруссия 83,76464
Грузия 83,558,244
Казахстан 84,15960
Киргизия 8365,867
Молдавия 8672,065
Россия 8422,937,9
Узбекистан 8357,940
Украина 7864,057,4

Таблица № 4 МОДЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

4. МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ И ВОЕННЫХ БЛОКОВ 4.1 Европейский Совет 4.2 Организация Африканского единства (ОАЕ)4.3 Организация Североатлантического договора (НАТО)
3. МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАДПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ТОРГОВУЮ, ТАРИФНУЮ ПОЛИТИКУ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ3.1 Генеральное соглашение о тарифах и торговли (ГАТТ)3.2 Организация экономического сотрудничества и развития (СЭСР)3.3 Конференция ООН по торговле и развитию (ШКАД)
2. МОДЕЛИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА2.1 Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)2.2 Североамериканская интеграция (США, Канада, Мексика)2.3 Организация арабских стран – экспортеров нефти (ОАПЕК)2.4 Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК)

1. МОДЕЛИ

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1.1 Европейский союз (ЕС) 1.2 Андская группа (Латинская Америка)1.3 Карибский «общий рынок» (Латинская Америка»1.4 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Таблица № 5 Политические формы интеграции

Курсовая: Основные противоречия основных интеграционных процессов

Таблица №7 Доля торгового оборота между странами СНГ в их общем объеме

внешней торговли (%)

1995

1999

2000

2001

Беларусь

6462,465,865,7

Казахстан

6031,336,339,5

Россия

2218,318,618

Украина

5743,243,942,5

Таблица № 8.. Удельный вес стран СНГ в товарообороте России (%).

1995

1999

2000

2001

Беларусь

18,136,136,536

Казахстан

18,413,517,518,4

Украина

48,839,634,135,1

Таблица № 9 Удельный вес России в товарообороте стран СНГ (%)

1995

1999

2000

2001

Беларусь

76,588,488,991,2

Казахстан

7780,482,478,1

Украина

82,380,474,570,3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Международные экономические отношения –

ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) авторы Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. ”

Издательское объединение “ЮНИТИ” 1997г.

2. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран.

Колесов В. П., М. Н. Осьмова. М, 2000 г.

3. «История европейской интеграции (1945 – 1994)»

Под ред. А.С. Намазовой, Б.Эмерсон - М., 1995.

4. «Особенности экономического развития Западной

Европы» - Шенаев В.Н. М., 1993.

5. Третье издание, переработанное и дополненное.

Рыбалкин В.Е. МЭО. М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 1999.

6. Мировая экономика. М. Ломакин В.К.: «Издательство

ЮНИТИ», 1998.

7. Международные экономические отношения. Авдокушин

Е.Ф.

– 2000г.

8. Народное хозяйство России в условиях мировой конкуренции"

М., 2002. С.8

9. "Интеграционные процессы в странах СНГ". Ученые записки

кафедр общественных наук вузов С.-Петербурга. Политическая

экономия. Вып. XXII. СПб., 1996. С.16 и др.

10. "Второй этап формирования Таможенного союза: современные

проблемы и задачи". Интеграционный Комитет. М., 1999.

(Информационно-аналитический доклад).

11. Модели современных интеграционных процессов – Н.Е.

Овчаренко. Изд. Москва 1999г.

12. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов.

Проблемы теории и практики управления - Виктор Ивантер,

Феликс Клоцвог, номер 5/97.

13. Интеграционное противоборство. Независимая газета,

Владимир Аксенов, номер 54 (2364) 28 марта 2001 г.

14. Совершенствование институциональных и финансово-

экономических основ межрегиональной интеграции. Проект

Тасис EDRUS 9602 "Региональная политика, направленная на

сокращение социально-экономической и правовой асимметрии"

Селиверстов В.Е., Кулешов В.В., Клисторин В.И.

15. «Европейский союз: углубление и расширение интеграции» -

Борко Ю. “МЭиМО”, №8, 2000.

16. Поблемы современной экономики – журнал №3 (3) – 2000г.

17. NAFTA: Law and Business Review of the Americas.

Vol.1, № 1.

Klumer Law International. N.Y. Winter, 1995.

' Особенно известной стала «теория больших

пространств» («Grossraiinitheorie»), которая была выдвинута в 30-е годы XX в.

видным германским историком и правоведом К. Шмидтом. Он указал на ослабление

роли традиционных национальных государств в связи с процессом экономического

развития в XX столетии и выступил с идеей создания больших геопространств в

качестве новых, более совершенных и полномасштабных субъектов международных

отношений и международного прав



(C) 2009