Научная Петербургская Академия

Контрольная: Внутренний и внешний аудит

Контрольная: Внутренний и внешний аудит

ПЛАН

1.Внешний и внутренний аудит, их сравнительная характеристика 3

2.Проверка правильности определения затрат на производство и

исчисление себестоимости продукции (работ, услуг)

8

3.Ответственность за финансовые нарушения. Порядок применения экономических

санкций

17

Список литературы

26

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей,

маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы,

страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика. Помощь

при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год. Качественно, быстро,

50% скидки на готовые (обмен).

Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54

http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать

работы по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 году, а можно

выгодно обменять свои работы на наши)

1.Внешний и внутренний аудит, их сравнительная характеристика

В экономической литературе выделяют два основных вида ауди­та: внешний и

внутренний.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудито­ром) на

договорной основе с экономическим субъектом главным обра­зом с целью

объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой

отчетности, а также оказания консультационных услуг адми­нистрации.

Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предприятию или фирме

и несет ответственность перед внешними потребителями его информации

(акционерами, учредителями, кре­диторами, банками и др.).

Целью внешнего аудита является проверка достоверности инфор­мации, реальности

бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения

учета. Объектом внешнего аудита являет­ся финансово-хозяйственная

деятельность субъекта хозяйствования.

Использование членами акционерного общества, учредителями, банками,

финансовыми налоговыми органами, другими юридичес­кими и физическими лицами

подтвержденной на достоверность фи­нансовой отчетности и балансов позволяет

дать объективную оценку финансового положения и платежеспособности того или

иного пред­приятия (фирмы).

Практически могут возникать конфликтные ситуации (приукра­шивание финансового

положения предприятия или фирмы) между составителями информации и ее

пользователями, что также вызыва­ет необходимость независимого контроля

(аудита).

Потребность аудита вызывается еще и следующими факторами. Пользователи

информации (учредители, акционеры) часто не имеют доступа для

непосредственной оценки ее качества. Они заинтересо­ваны в проведении

независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности для

получения объективной оценки реаль­ного положения дел на предприятии. Такая

оценка достоверности ак­тивов и пассивов проводится аудиторами.

Учетная информация имеет большие экономические послед­ствия. Для избежания

риска и непроизводительных расходов нужно, чтобы информация была реальной и

объективной. Независимый ау­дит позволяет успешно решить и такую задачу.

Основными задачами внешнего аудита являются:

проверка и дача заключения о достоверности бухгалтерского ба­ланса и

финансовой отчетности предприятия;

оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйствен­ных операций

законодательству и нормативным актам Республики Беларусь;

определение уровня организации бухгалтерского учета, его ка­чество,

правильность составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-

коммерческую деятельность и ее результаты;

проверка правильности исчисления себестоимости продукции, расчета прибыли и

ее распределения;

проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и

подрядчиками, покупателями и заказчиками, с разными дебиторами и кредиторами,

рабочими и служащими;

проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными

контрагентами, правильности расчетов в иностран­ной валюте и результатов

покупки и продажи валюты на валютных аукционах;

содействие субъектам хозяйствования при создании ими сов­местных предприятий

с зарубежными фирмами: участие в обсужде­нии кандидатур возможных партнеров;

подтверждение своевременности и полноты формирования ус­тавного капитала

субъектов хозяйствования;

оказание помощи в подъеме эффективности деятельности кли­ентов, защите

интересов собственников и государства;

представление возможности аудитору высказать свое мнение по финансовым

отчетам и хозяйственным операциям на предмет их со­ответствия действующим и

применяемым нормативным актам;

составление деклараций о доходах и финансовой отчетности;

анализ финансово-хозяйственной деятельности;

оценка активов и пассивов предприятия;

консультирование по правовым и организационно-экономичес­ким аспектам;

постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в

совершенствовании учета, консультирование по отдель­ным вопросам организации

учета, налогообложения, расчетов;

обеспечение клиентов новейшими нормативными и инструк­тивными материалами,

издаваемыми законодательными и прави­тельственными органами;

организация правильного бухгалтерского учета у предприя­тий-клиентов в

случаях, когда само предприятие не в состоянии орга­низовать учет из-за

отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам;

восстановление учета на основе предоставленной ими первич­ной документации;

установление деловых связей с родственными аудиторскими фирмами с целью

обмена опытом, проведения совместных мероприя­тий и подготовки совместных

методических материалов.

Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских органи­заций или

аудиторами, занимающимися предпринимательской деятельностью, имеющими

лицензию на право занятия аудиторской де­ятельностью.

Внутренний аудит выступает по отношению к внешнему аудиту важным элементом

оценки качества информационной базы предпри­ятия. Внешние аудиторские службы

в своей деятельности опираются на результаты внутреннего контроля.

Объектом внутреннего аудита являются финансово-хозяйствен­ная и

производственная деятельность предприятия (фирмы). Его цель -

совершенствование организации и управления производ­ством, поиск резервов

повышения эффективности деятельности предприятия.

В процессе внутреннего контроля также проверяется, насколько проведенные

хозяйственные операции соответствуют требованиям нормативных документов по

ведению бухгалтерского учета.

Органами внутреннего аудита являются контрольно-ревизион­ные управления

(отделы) соответствующих отраслевых минис­терств и ведомств, а также

контрольно-ревизионные службы пред­приятий и организаций. Они выполняют

следующие основные фун­кции:

проверку состояния экономики подведомственных предприя­тий, организаций и

учреждений;

анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения

хозяйственных и финансовых планов;

проверку соблюдения законности и исполнительской дисципли­ны, состояния

работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению

строжайшего режима экономии;

упрощение структуры и удешевление управленческого аппарата;

контроль за сохранностью имущества предприятий;

выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков,

бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующим данным

нарушениям;

контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета и достоверностью

отчетности, выявление внутрихозяйственных ре­зервов повышения эффективности

производства.

Для выполнения данных функций в каждом министерстве и ве­домстве организована

контрольно-ревизионная работа, связанная с планированием и практическим

осуществлением ревизий и прове­рок, принятием соответствующих решений,

осуществлением после­дующего контроля за их реализацией, проведением

инструктажа и совещаний по вопросам экономического контроля, подготовкой и

по­вышением квалификации кадров внутреннего аудита, разработкой мероприятий

по предупреждению нарушений законов и норматив­ных актов, а также повышению

эффективности использования про­изводственного потенциала.

Осуществление контрольных функций внутренними аудитора­ми регламентируется

отраслевыми инструкциями, разрабатываемы­ми министерствами и ведомствами.

Внутренний аудит за производственной и финансово-коммер­ческой деятельностью

предприятий, организаций и учреждений осу­ществляется специальными

должностными лицами, состоящими в штатах контрольно-ревизионных подразделений

соответствующих министерств и ведомств, численность которых устанавливается

ис­ходя из количества подведомственных предприятий, организаций и учреждений,

деятельность которых подлежит проверке.

Внутренний аудит — это необходимый элемент управленческого контроля на

средних и крупных предприятиях. И если внутренний аудит функционирует

эффективно, его материалы без проведения детальной проверки могут быть

использованы внешним аудитором. Если же внутренний аудит неэффективен,

внешний аудитор может дать совет по усовершенствованию его работы.

Доверие, оказываемое внутреннему аудитору внешним ауди­тором, стимулирует его

профессионализм и деятельность внутрен­них аудиторов для эффективного ведения

бизнеса, сохранности активов.

Данное доверие позволяет внешним аудиторам снизить затраты времени на

проверку. Однако такое доверие не подразумевает разде­ления или уменьшения

ответственности внешнего аудитора за досто­верность и точность аудиторского

заключения.

Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управлен­ческого

контроля на предприятии. Его цель — оценка эффективности функ­ционирования

системы управления предприятием. Она достигается в про­цессе контроля со

стороны специального органа, создаваемого на пред­приятии (службы внутреннего

аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет

расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по

совершенствованию методов органи­зации производства, взаимодействия различных

подразделений.

В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много

общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой

для последнего. При должной организации внут­реннего аудита на предприятии

существенно сокращаются объем и содер­жание внешнего аудита, проводимого в

предусмотренных законодатель­ством случаях [10, с.23-27].

Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существен­ные различия.

Это прежде всего различия в уровнях независимости. Орга­ны внутреннего аудита

создаются на самом предприятии, подчиняются его руководству и находятся

полностью на его содержании. В связи с этим независимая деятельность органов

внутреннего аудита возможна, как пра­вило, только в отношении структурных

подразделений предприятия, дея­тельность которых подвергается проверке. Что

касается органов внешнего аудита, то они полностью как материально, так и

организационно неза­висимы от аудируемого предприятия и осуществляют свою

деятельность на договорной основе.

Очень важно, чтобы деятельность органов (служб) внутреннего аудита на

предприятии была четко регламентирована соответствующим Положе­нием

(внутрифирменным стандартом), предусматривающим их права и обязанности, а

также гарантии руководства предприятий по обеспечению их эффективной работы.

Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных

задач и из времени выполнения работы. Если основной задачей внутреннего

аудита является подготовка информационных материалов о финансово-

экономическом состоянии данного предприятия для руковод­ства, то главная

задача внешнего аудита — подготовка соответствующего заключения для внешних

заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, налоговой службы,

банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т. д.

Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на

предприятии, осуществляется непрерывно. Периодичность внешнего аудита, как

правило, — один раз в год.

Внешний аудитор не может в полном объеме доверять внутренне­му аудитору, так

как последний является структурным подразделе­нием собственника. Внутренний

аудит использует совокупность ме­тодов и процедур, разработанных менеджментом

субъекта хозяй­ствования для содействия в эффективном ведении бизнеса.

Целями внутреннего аудита в отношении учета являются: огра­ничение доступа к

активам предприятия; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета

совершаемых на предприятии хо­зяйственных операций; правильность формирования

финансовой информации. Поэтому основными аудиторскими процедурами яв­ляются

арифметическая проверка, встречная проверка, взаимный контроль документов,

инвентаризации, анализ финансовых ре­зультатов.

Внешний аудитор при оценке степени доверия внутреннему ау­диту должен учитывать:

цели, масштаб деятельности и организационный статус отдела внутреннего аудита;

квалификацию персонала, его профессионализм и порядок найма его на работу;

наличие практического опыта, специальных знаний и навыков;

порядок планирования, документирования и анализа работы от­дела внутреннего

аудита;

наличие технической и методической базы отдела внутреннего аудита

(справочники, руководства, нормативная литература);

степень самостоятельности внутренних аудиторов в вопросах планирования и

непосредственного осуществления работ;

степень свободы в общении с руководством предприятия и с внешними аудиторами;

организацию системы отчетности внутренних аудиторов, качес­тво отчетов, их

результативность и внедрение их рекомендаций в ра­боте предприятия.

Внешний аудитор в своей документации отражает результат ис­следования

внутреннего аудита и, опираясь на его доверие, должен прийти к собственному

заключению о соблюдении общепринятых принципов учета, правдивости и

объективности бухгалтерского ба­ланса и финансовой отчетности субъекта

хозяйствования.

2.Проверка правильности определения затрат на производство и

исчисление себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции (работ и услуг) представляет собой стоимость

расходуемых для ее производства природных ресурсов, сырья, материалов,

топлива, основных фондов, энергии, нематери­альных активов, трудовых ресурсов

и других затрат. В полную себес­тоимость включаются также расходы на

реализацию.

Себестоимость как экономическая категория показывает, во что обходится

конкретному предприятию производство и реализация выпускаемой продукции, а

также позволяет объективно судить о том, насколько экономически выгодно

данное производство в конкрет­ных условиях хозяйствования. Показатель

себестоимости дает воз­можность глубоко анализировать экономическое состояние

пред­приятия, выявлять резервы повышения эффективности обществен­ного

производства, определять перспективы дальнейшего развития, последовательно

совершенствовать размещение производства и его специализацию, устанавливать и

научно обоснованно планировать производство.

Природа затрат предприятия разнообразна. К ним можно отнести расходы на

производство и реализацию продукции, на расширение и совершенствование

производства, на оплату труда и премирование работников и другие. Выделяют

также и различные источники воз­мещения этих затрат. Это — себестоимость,

прибыль, кредиты банка, фонды специального назначения, целевое

финансирование. Таким образом, для контроля за правильным учетом затрат,

установления цен на продукцию возникает необходимость проверки правильности

разграничения затрат, включаемых в себестоимость продукции и не включаемых в

нее.

В настоящее время учет и контроль затрат на производство и калькулирование

себестоимости продукции (работ, услуг) занима­ют доминирующее место в общей

системе бухгалтерского учета и контроля. Недаром в практике работы

предприятий в странах с ры­ночной экономикой эти участки учета "выделены в

системе бухгал­терского учета в так называемый управленческий учет.

Управлен­ческий учет, или учет для управления, имеет целью обеспечить

ад­министрацию предприятия, куда входит довольно узкий круг внут­ренних

пользователей информацией, необходимой для контроле за производственной

деятельностью предприятия и служит для принятия решений по результатам этой

деятельности. К этой информации в первую очередь можно отнести данные о

затратах на производство, себестоимости товарной продукции и ее отдельных

видов, рентабельности продукции (работ, услуг), их выпуске и продаже

(реализации), о результатах реализации продукции, ра­бот, услуг.

Основными задачами аудита себестоимости товарной продукции являются:

проверка правильности включения в себестоимость продукции отдельных видов

затрат;

проверка достоверности отчетных данных о фактической себес­тоимости всей

товарной продукции и об объеме товарной продукции в отпускных ценах

предприятий;

оценка выполнения планового задания по себестоимости товар­ной продукции

(работ, услуг);

установление причин отклонений от плана (при превышении плановых затрат и

виновных в этом должностных лиц);

выявление резервов снижения себестоимости продукции и раз­работка мероприятий

по устранению причин, вызвавших удорожа­ние продукции, и мобилизации вскрытых

резервов снижения себес­тоимости товарной продукции.

Источниками аудита себестоимости товарной продукции явля­ются:

утверждаемые плановые задания по себестоимости товарной продукции;

план экономического и социального развития предприятия;

плановые (нормативные) и отчетные калькуляции себестоимос­ти важнейших видов

продукции;

первичная документация и бухгалтерские записи по счетам уче­та

производственных затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспо­могательные

производства", 25 "Общепроизводственные (цеховые) расходы", 26

"Общехозяйственные (общезаводские) расходы", 28 "Брак в производстве", 29

"Обслуживающие производства и хозяй­ства", 43 "Коммерческие расходы", 44

"Издержки обращения");

данные аналитического и синтетического учета затрат на про­изводство;

формы периодической и годовой отчетности;

учетная политика предприятия;

данные ревизии материальных ценностей, фонда заработной платы, основных

фондов, денежных средств и другие, отражающие использование хозяйственных

средств предприятия.

Аудит начинается с рассмотрения отчетных данных, приведен­ных в квартальном

или годовом приложениях к отчетности о выпол­нении плана себестоимости

товарной продукции, о фактической се­бестоимости выпущенной товарной

продукции по калькуляцион­ным статьям и о затратах на производство по

экономическим элемен­там за период с начала года.

Производственные затраты предприятий группируются в учете, отчетности в двух

разрезах: по экономическим элементам и кальку­ляционным статьям.

Первая из этих группировок позволяет осуществлять контроль за формированием,

структурой и динамикой затрат по видам, характе­ризующим их экономическое

содержание. Эта информация исполь­зуется для изучения соотношения живого и

овеществленного труда, нормирования и анализа производственных запасов, а

также для дру­гих расчетов отраслевого, регионального или

народнохозяйственно­го уровня. Одновременно рассчитываемые поэлементно

затраты всех материальных и топливно-энергетических ресурсов положены в

ос­нову формирования плановых заданий по снижению материальных затрат и

оценки их выполнения.

По данным годового приложения к отчетности можно просле­дить за соотношениями

(в % к общей сумме производственных зат­рат) отдельных элементов затрат:

материальных затрат (за вычетом стоимости возвратных отходов); расходов на

оплату труда; отчисле­ний на социальные нужды; амортизации основных фондов;

прочих затрат. Изучение поэлементного состава и структуры затрат в дина­мике

за ряд лет позволяет контролирующим органам наметить глав­ные направления

поиска резервов снижения себестоимости продук­ции в зависимости от изменений

в технике, технологии и организации производства или под воздействием его

специализации. Техни­ческий прогресс и развитие влияют на изменение структуры

затрат в сторону увеличения доли расхода материальных, топливно-

энерге­тических ресурсов и амортизации основных фондов при относитель­ном

уменьшении затрат на заработную плату в себестоимости про­дукции.

Результаты использования всех видов ресурсов с наибольшей полнотой

вскрываются при ревизии себестоимости продукции по калькуляционным статьям.

Постатейное отражение затрат в плане, учете, отчетности раскрывает их целевое

назначение и связь с техно­логическим процессом. Эта группировка используется

для контроля за формированием плановых и фактических затрат по видам

выраба­тываемой продукции и месту возникновения расходов (цехам, учас­ткам,

бригадам и даже по отдельным рабочим местам), а также для выявления

непроизводительных расходов и результатов внутриза­водского хозрасчета.

Часть калькуляционных статей представляет собой одноэлемен­тные, т.е.

однородные по своему экономическому содержанию расхо­ды. К ним относятся

сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо и энергия,

основная заработная плата, отчисле­ния на социальные нужды.

При ревизии этих расходов нельзя ограничиться лишь показа­телями в целом по

предприятию, так как при таком подходе ниве­лируются результаты, достигнутые

при выпуске отдельных изде­лий. Следовательно, нужен детализированный

контроль за уров­нем затрат по видам расходуемых материалов и оплаты труда

про­изводственных рабочих на основе поиздельных отчетных кальку­ляций.

Другие статьи себестоимости являются комплексными и объеди­няют несколько

экономических элементов. Так, статья "Расходы на содержание и эксплуатацию

оборудования" включает затраты мате­риалов, энергии, топлива, расходы на

оплату труда, амортизацию ос­новных фондов и другие. Комплексный характер

носят и такие статьи себестоимости, как цеховые, общезаводские, прочие

про­изводственные и внепроизводственные расходы. Эти затраты обус­ловлены

прежде всего общим объемом и организационно-техничес­ким уровнем

производства. Они контролируются, как правило, в це­лом по предприятию

(объединению) или отдельным его подразделе­ниям путем сравнения со сметой, а

не с данными поиздельных каль­куляций. При этом ревизор составляет

вспомогательную ведомость (табл. 2.1).

Конкретный перечень статей затрат, их состав и методы распреде­ления по видам

продукции (работ и услуг), а также порядок оценки остатков незавершенного

производства определяются отраслевыми методическими рекомендациями по

вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции

(работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Таблица 2.1. Ведомость сравнения фактических расходов на содержание и

эксплуатацию оборудования (по элементам) с утвержденной сметой за декабрь месяц

20г., р.

Контрольная: Внутренний и внешний аудит

Важный резерв снижения себестоимости продукции — сокра­щение потерь от брака.

Он слагается из стоимости окончательно забракованной продукции (изделий,

полуфабрикатов, деталей), расходов на исправление брака, затрат сверх

установленных норм на гарантийный ремонт, стоимости испорченных при наладке

обо­рудования материалов и полуфабрикатов сверх технических норм. Из общей

суммы потерь исключают стоимость забракованной про­дукции по цене ее

возможного использования, удержание с винов­ников брака и поставщиков

недоброкачественных материалов. В результате определяется окончательная

величина потерь от брака, относимых на себестоимость товарной продукции по

одноименной калькуляционной статье. Удельный вес потерь от брака в

себестои­мости продукции в отчетном году сравнивается с одноименным

по­казателем предшествующего года как в целом по предприятию (объединению),

так и по отдельным изделиям. Этот показатель ха­рактеризует культуру

производства, уровень технологической дисциплины.

При проверке потерь от брака следует обратить внимание на пра­вильность

отражения в учете и отчетности затрат на гарантийный ре­монт некоторых видов

продукции, осуществляемый специализиро­ванными мастерскими. Согласно Основным

положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и

услуг пред­приятия относят эти затраты: в пределах установленных норм — на

калькуляционную статью "Прочие производственные расходы"; сверх норм — на

статью "Потери от брака".

На уровень себестоимости продукции существенно влияют не­производительные

расходы цехового и общезаводского характера. Величину их можно установить по

данным бухгалтерских регистров аналитического учета по счетам 25

"Общепроизводственные (цехо­вые) расходы" и 26 "Общехозяйственные

(общезаводские) расходы". Общепроизводственные (цеховые) непроизводительные

затраты включают: потери от простоев по вине цехов; недостачи и потери от

порчи материальных ценностей (в цеховых кладовых) и незавершен­ного

производства; потери от недоиспользования деталей, узлов, тех­нологической

оснастки и другие. К общехозяйственным (общезавод­ским) непроизводительным

расходам относятся: надбавки к тарифу на электроэнергию за низкий коэффициент

использования мощнос­ти электроустановок; потери от простоев по внешним

причинам; не­достачи и потери от порчи материалов и продукции на заводских

складах и другие.

Укрепить режим экономии помогают санкции за перерасход ме­сячных лимитов

потребления электроэнергии и превышение лимита электрической мощности. Важно

проверить, верно ли отражены в учете и отчетности предприятий суммы,

уплаченные энергосистемам сверх основных ставок (тарифов) за перерасход

энергии. На практи­ке нередко встречаются случаи неоправданного списания их

на счет 80 "Прибыли и убытки" по статье "Штрафы, пени и неустойки

упла­ченные". Это искажает отчетные показатели себестоимости, посколь­ку по

установленному порядку указанные непроизводительные рас­ходы в ряде отраслей

относятся на себестоимость продукции — на счет 26 "Общехозяйственные расходы"

по специальной статье "Плата за перерасход лимитов потребления электрической

мощности, всех видов энергии и газа". Причины этих потерь обобщаются в

процессе аудита.

Расходование средств на содержание аппарата управления предприятия или

производственного объединения (включая сос­тоящие на его балансе

вспомогательные, подсобные, обслуживаю­щие и другие хозяйства) контролируется

по данным отчетности и постатейного учета затрат на счетах 25

"Общепроизводственные (цеховые) расходы", 26 "Общехозяйственные

(общезаводские) расходы", 23 "Вспомогательные производства" и 29

"Обслуживаю­щие производства и хозяйства". Проверяется состояние

аналити­ческого учета на названных счетах, где затраты на содержание

ап­парата управления должны быть выделены в отдельные группы применительно к

статьям сметы и показателям отчетности. По дан­ным кассовых и банковских

расходных документов, авансовых от­четов подотчетных лиц (согласно записям по

кредиту счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 71 "Расчеты с подотчетными

лицами" и другим) нужно выяснить, полностью ли отнесены в учете и отчет­ности

к расходам на содержание аппарата управления затраты: на заработную плату

работников управления, в том числе на содержа­ние аппарата управления цехов и

других внутризаводских подразделений; отчисления от этой заработной платы на

государственное социальное страхование; служебные командировки персонала

уп­равления; содержание и наем легковых автомобилей для служеб­ных разъездов;

содержание охраны; канцелярские, почтово-телеграфные, типографские и другие

нужды.

При проверке необходимо установить соответствие факти­ческих затрат на оплату

труда руководящих, инженерно-техни­ческих работников и других служащих

утвержденному вышестоя­щей организацией нормативу фонда заработной платы для

этой категории работающих. Руководителю предприятия предоставле­но право

утверждать штатное расписание лишь в пределах этого норматива.

Проверяя соблюдение штатно-сметной дисциплины, следует со­поставить

начисленную заработную плату согласно расчетным ведо­мостям со штатными

расписаниями общезаводского и цехового пер­сонала применительно к действующим

схемам должностных окла­дов, исходя из принадлежности объединения

(предприятия) и его структурных подразделений к соответствующим группам по

оплате труда (с учетом установленных надбавок к должностным окладам

высококвалифицированных ИТР и служащих и доплат за совмеще­ние должностей).

Если проверкой вскрыты случаи незаконного рас­ходования средств фонда

заработной платы руководящих работни­ков, ИТР и других служащих, следует

определить сумму причинен­ного ущерба и при необходимости внести на

рассмотрение министер­ства (ведомства) предложения об уменьшении

утвержденного нор­матива. В ходе проверки важно выяснить, осуществляются ли

на предприятии организационно-технические мероприятия, направ­ленные на

систематическое совершенствование управления про­изводством и сокращение

должностей, в которых нет производствен­ной необходимости.

Одна из ответственных задач аудита себестоимости состоит в выделении затрат,

не относящихся к производственной и сбытовой деятельности отчетного периода.

Не менее важно выявить и пред­отвратить искажения показателей себестоимости

вследствие не­полного отнесения на издержки производства и обращения

мате­риальных, трудовых и денежных затрат. Материалы многих реви­зий и

проверок свидетельствуют о том, что такие нарушения неред­ко являются

следствием отступлений от существующего законода­тельства, просчетов и ошибок

при начислении амортизации основ­ных фондов; определении источников

финансирования затрат на капитальный и текущий ремонты, распределении

транспортно-заготовительных расходов (или отклонений фактической

себестои­мости материальных ценностей от стоимости их по учетным це­нам)

между затратами материалов на производство и их остатками на складе, списании

износа малоценных и быстроизнашивающих­ся предметов, особенно специальных

инструментов и приспособ­лений; резервировании средств для предстоящих

платежей и дру­гие. При проверке данных операций аудитором составляются

вспо­могательные ведомости. Например, при проверке правильности начисления

износа основных фондов аудитор составляет следую­щую вспомогательную

ведомость (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Ведомость проверки правильности начисления износа основных фондов

Контрольная: Внутренний и внешний аудит

Первостепенное значение в ревизионной практике имеет чет­кое разграничение

расходов и потерь, относимых на издержки про­изводства или покрываемых за

счет фондов специального назначе­ния, средств целевого финансирования и

целевых поступлений ли­бо в порядке распределения прибыли. В частности, важно

устано­вить, не учтены ли на счетах 25 "Общепроизводственные (цехо­вые)

расходы" и 26 "Общехозяйственные (общезаводские) расхо­ды" (в составе статей

"Текущий ремонт основных средств", "Содер­жание зданий, сооружений и

инвентаря" и других) затраты на вы­полнение работ, не относящихся к

производственной деятельности предприятия (при отсутствии специальных

источников финанси­рования): на неплановое капитальное строительство,

асфальтиро­вание и ремонт городских дорог и тротуаров, благоустройство

го­родских площадей, строительство спортивных сооружений, содер­жание баз

отдыха и другие.

По данным регистров аналитического учета расходов будущих периодов

контролируется правильность включения в их состав затрат на подготовку и

освоение производства новых видов про­дукции массового или серийного

производства (когда эти расходы не возмещаются из единого фонда развития

науки и техники и дру­гих централизованных источников). Следует иметь в виду,

что зат­раты, связанные лишь с проведением работ по частичному измене­нию

конструкции изделий, модернизаций отдельных деталей и уз­лов или частичному

пересмотру технологического процесса, нель­зя относить на счет 31 "Расходы

будущих периодов". Они подлежат списанию на издержки производства отчетного

периода по мере их совершения. Проверяя правильность ежемесячного списания

зат­рат на освоение новых изделий со счета 31 "Расходы будущих пери­одов" на

себестоимость товарной продукции, аудитор исходит из приведенных сметных

расчетов, а также из отраслевых инструкций о порядке и сроках включения этих

расходов в себестоимость про­дукции.

Достоверность отчетных показателей себестоимости во многом зависит от

применяемых способов распределения расходов на обслу­живание производства и

управление между отдельными видами про­дукции (работ, услуг). При проверке

правильности распределения цеховых и общезаводских расходов аудитором

составляется вспомо­гательная ведомость (табл. 2.3).

Таблица 2.3. Ведомость проверки правильности распределения цеховых и

общезаводских расходов

Контрольная: Внутренний и внешний аудит

При проверке правильности исчисления себестоимости и спи­сания

калькуляционных разниц аудитор изучает калькуляцион­ные расчеты и ведомости

на списание калькуляционных разниц между фактической и плановой

себестоимостью продукции (ра­бот, услуг). При этом он обязан установить, не

допущено ли сниже­ние себестоимости продукции отчетного года за счет

увеличения себестоимости работ незавершенного производства и себестоимос­ти

реализованной продукции за счет увеличения себестоимости переходящих запасов.

Для этого аудитором проверяется реаль­ность и документальная обоснованность

бухгалтерских записей за декабрь месяц по соответствующим счетам. Аудитору

важно уста­новить правильность учета затрат по отдельным видам продукции,

видам производств и работ. Аудитор проверяет достоверность от­четных данных

по фактической себестоимости отдельных видов продукции.

Так как время первичного потребления производственных ресур­сов и время

выпуска продукции не совпадает, необходимо проверить, в каком периоде

включена в себестоимость продукция, работы и ус­луги, произведенные на

предприятии. Следует помнить, что затраты на производство продукции должны

включаться в себестоимость продукции того периода, к которому они относятся

независимо от предварительной или последующей их оплаты. Поэтому важно

раз­граничить издержки по времени их производства и определить, какие из них

входят в выпущенную продукцию отчетного периода, а какие следует относить к

резервам или расходам будущих периодов. Для этого аудитор внимательно изучает

записи по счетам 31 "Расходы бу­дущих периодов", 89 "Резервы предстоящих

расходов и платежей".

При проверке правильности учета расходов, учтенных на счете "Расходы будущих

периодов", следует руководствоваться учетной политикой предприятия.

Обращается внимание на правильность списания с данного счета расходов на

аренду помещений, зданий, имущества, а также расходов на ремонт основных

средств, ревизоры изучают записи в статистической и бухгалтерской отчетности

по се­бестоимости продукции. Данные отчетности сопоставляются с ре­гистрами

бухгалтерского учета, производственными отчетами, оп­равдательными первичными

документами.

Аудитором также внимательно изучаются затраты, подлежащие распределению. При

этом проверяется правильность их распределе­ния как по времени включения в

затраты, так и по объектам кальку­ляции и учета. При проверке правильности

исчисления себестоимос­ти анализируются основные факторы, влияющие на

экономию или перерасход средств по каждой статье затрат. Важным участком

рабо­ты ревизора является проверка правильности исчисления калькуля­ционных

разниц по всем видам продукции. При этом составляется вспомогательная

ведомость (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Ведомость проверки правильности исчисления калькуляционных

разниц на единицу продукции

Контрольная: Внутренний и внешний аудит

Интенсификация производства проявляется в снижении себес­тоимости продукции.

Одной из основных задач аудита является про­верка выполнения плановых заданий

по снижению себестоимости продукции (работ, услуг).

Ревизуемый период, как правило, не совпадает с календарным го­дом, поэтому

при аудите возникает необходимость производить про­верку выполнения плана по

себестоимости продукции раздельно за периоды предшествующего и текущего

годов, входящих в ревизуе­мый период. Например, проверка проводится за период

с 1 октября предыдущего года до 1 октября текущего года. В этом случае по

дан­ным отчетности раздельно проверяют выполнение плана по себесто­имости

продукции за IV квартал предыдущего года и 9 месяцев теку­щего года.

Аудитор к моменту проверки выполнения плана по себестоимос­ти товарной

продукции располагает данными результатов ревизии правильности определения и

списания на издержки производства материальных ценностей (в разрезе мест

затрат и центров ответ­ственности по количеству и стоимости; по нормам,

отклонениям от норм и изменениям норм; по причинам возникновения перерасхода

и достижения экономии), затрат труда и отчислений на социальное страхование;

начислений амортизации основных средств, образова­ния резервов предстоящих

расходов и платежей, отнесения издержек на расходы будущих периодов и их

списания к другим издержкам и операциям, что позволяет более обоснованно

подойти к оценке вы­полнения плана по себестоимости товарной продукции и

выработке предложений по мобилизации внутренних резервов снижения

себес­тоимости продукция.

При оценке выполнения плана по себестоимости товарной про­дукции (работ,

услуг) следует иметь в виду, что предприятия иногда получают экономию,

которую не разрешается относить к их заслу­гам. Она может возникнуть,

например, в результате изменения но­менклатуры и ассортимента продукции по

сравнению с планом. Та­кая экономия не принимается во внимание при оценке

выполнения плана себестоимости товарной продукции. Если же изменение

пла­новой структуры продукции вызовет увеличение затрат, то оно счи­тается

неоправданным и погашается экономией, полученной за счет других факторов.

При оценке выполнения плана по себестоимости товарной про­дукции (работ,

услуг) не учитывается экономия, не связанная с ре­альным снижением

материальных, трудовых и других затрат на про­изводство и обусловленная

невыполнением предусмотренных пла­ном мероприятий по развитию и

совершенствованию производства (заданий по вводу в действие и освоению новых

производственных мощностей — в случаях, когда планами предусматривались

повы­шенные затраты на период их освоения; мероприятий по повышению качества

продукции, если при этом цены на продукцию не дифферен­цированы в зависимости

от уровня ее качества; мероприятий по ком­плексному использованию природного

сырья, а также с нарушения ми правил, регулирующих производственную

деятельность пред­приятий (правил технической эксплуатации, охраны окружающей

среды и другие). Конкретный перечень факторов экономии, не учи­тываемой при

оценке выполнения плана по себестоимости продук­ции, и порядок ее исчисления

устанавливаются министерством для каждой отрасли (подотрасли) в отдельности с

учетом условий дея­тельности.

Указанные виды экономии (не учитываемые при оценке выпол­нения плана по

себестоимости товарной продукции) приводятся в отчетности. Поэтому аудитор

проверяет правильность отраженных в затратах сумм на указанные цели.

На отклонение фактических затрат от плановых влияют (и не за­висят от

деятельности предприятия) такие факторы, как изменение цен на сырье,

материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тари­фов на электрическую и

тепловую энергию и грузовые перевозки, оп­товых цен на товарную продукцию.

Важнейшим фактором является снижение (увеличение) себесто­имости продукции,

определяемое суммарно, а затем уточняемое по слагаемым (в разрезе

калькуляционных статей и элементам затрат на производство, производственной

себестоимости и внепроизводственных расходов, прямых затрат на 1 рубль

товарной продукции) [7, c.319-322].

До оценки уровня выполнения плана по себестоимости товарной продукции аудитор

по данным проверки достоверности отчетных данных об объеме товарной продукции

и затратах на ее производство должен убедиться, что приписок к объему

продукции и нарушений правил отнесения на издержки производства определенных

элемен­тов затрат предприятие не допустило. В случае выявления наруше­ний

следует в установленном порядке добиться внесения соответ­ствующих изменений

в отчетность и лишь после этого приступить к оценке выполнения плана по

предельному уровню затрат. Одновре­менно следует учесть, что на выполнение

плана по себестоимости то­варной продукции не должна влиять методика

ценообразования про­дукции, и, в частности, надбавки к оптовым ценам.

3.Ответственность за финансовые нарушения. Порядок применения экономических

санкций

Для начала рассмотрим виды нарушений:

нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах;

уклонение от постановки на учет в налоговых органах;

нарушение порядка представления в налоговые органы сведений,

необходимых для ведения учета налогоплательщиков;

нарушение порядка представления информации об открытии сче­та в банке;

нарушение порядка представления налоговой декларации;

уклонение от подачи налоговой декларации;

нарушение порядка ведения учета;

уклонение от представления информации;

уклонение от ведения учета;

нарушение порядка хранения документов, связанных с налогооб­ложением;

действия, направленные на неоправданное уменьшение налогов, сборов и платежей;

действия, направленные на неправомерный зачет либо возврат налогов, сборов и

платежей;

воспрепятствование доступу должностного лица налогового орга­на на территорию

или в помещение;

отказ от выдачи документов или иных сведений;

уклонение от налогообложения;

нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику;

нарушение порядка перечисления налога, сбора и платежа;

неисполнение банком решения налогового органа о приостанов­лении операций

налогоплательщика;

неисполнение банком решения налогового органа о взимании на­лога или сбора;

несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое на­ложен арест;

непредставление налоговому органу информации о налогоплательщике;

отказ от выдачи документов и иных предметов, необходимых для производства по

делу о налоговом нарушении;

отказ свидетеля отдачи показаний;

отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в произ­водстве по

делу о налоговом нарушении или его рассмотрении;

незаконное воздействие на налоговый орган;

нарушение порядка хранения товарно-материальных ценностей, а также

установленного порядка отпуска их в розничную торговую сеть;

нарушение порядка приема наличных денежных средств при реа­лизации товаров

(работ, услуг);

нарушение порядка занятия видом деятельности, на которое тре­буется получение

специального разрешения (лицензии).

За выявленные нарушения могут налагаться административные взыскания: арест на

имущество нарушителей законодательства о налогах или изъятие такого

имущества; приостанавливаться опера­ции по счетам налогоплательщиков в

банках; принудительно взыс­киваться задолженность по платежам в бюджет,

финансовые санк­ции и пени.

Так, плательщики налогов несут установленную законодательством Республики

Беларусь ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты

налогов в бюджет и соблюдение действую­щего законодательства о

налогообложении.

Плательщики налогов, не имеющие к сроку, установленному для уплаты налогов,

бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов и деклараций по налогам по

установленной форме за соответствую­щий отчетный период, уплачивают 110

процентов суммы налога, исчисленного за предыдущий отчетный период. После

представ­ления названных документов производится перерасчет налога ис­ходя из

фактически полученной прибыли, дохода, облагаемого оборота и иных объектов

налогообложения.

В случае отсутствия у плательщиков налогов документов бух­галтерского учета и

других документов, отражающих их финансо­во-хозяйственную деятельность,

государственные налоговые орга­ны определяют сумму налогов, подлежащую уплате

за проверяе­мый период, на основании имеющихся в их распоряжении сведений о

деятельности плательщиков налогов.

Определенные расчетным методом суммы налоговых платежей, подлежащие уплате,

могут быть пересмотрены государственными налоговыми органами только в случае

предъявления плательщика­ми налогов соответствующих документов, но не позднее

трех меся­цев со дня вручения акта проверки.

Плательщикам, своевременно не представившим декларации о доходах, подлежащих

налогообложению налоговыми органами, предъявляется налоговым органом

извещение об уплате налогов в размере 150 процентов суммы налога, уплаченной

за предыдущий отчетный период, или в размере, условно рассчитанном на основе

информации о доходах, которой располагает налоговый орган. После

представления названного документа и его проверки произ­водится перерасчет

налога исходя из фактически полученного до­хода с удержанием 10 процентов от

причитающейся суммы налога. При отсутствии учета прибыли (дохода) или ведении

этого уче­та с нарушением установленного порядка, а также при

непред­ставлении, несвоевременном представлении налоговым органам отчетов,

расчетов и других документов, необходимых для исчисле­ния и уплаты налогов,

непредставлении или несвоевременном пред­ставлении платежных документов в

учреждения банков на взнос платежей в бюджет плательщики налогов вносят в

бюджет в виде санкций 10 процентов причитающихся сумм налогов,

За сокрытие, занижение объектов налогообложения взыскива­ется штраф в

трехкратном размере общей суммы налогов или сбо­ров, исчисленных из сокрытых,

заниженных объектов налогооб­ложения.

При повторном сокрытии, занижении объектов налогообложе­ния в течение года

(12 месяцев со дня вынесения решения о приме­нении финансовых санкций) в

бюджет взыскивается штраф в пя­тикратном размере общей суммы налогов или

сборов, исчислен­ных из сокрытых, заниженных объектов налогообложения.

Не считаются повторными сокрытия, занижения, выявленные проверками,

проведенными в один и тот же отчетный период независимо от времени их

проведения, если по одной из проверок за этот отчетный период уже были

применены штрафы за сокрытие, занижение объектов налогообложения.

В случаях нарушений законодательства о налогах и предприни­мательстве,

повлекших увеличение одних налогов (сборов) и од­новременно уменьшение других

налогов (сборов) за один и тот же период, штрафы взыскиваются с суммы

превышения исчисленных налогов (сборов).

Доходы, полученные плательщиком от занятия запрещенными видами деятельности,

а также от деятельности, на занятие кото­рой требуется получение специального

разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии), и

штраф в размере полученного дохода от этой деятельности подлежат внесе­нию в

бюджет.

Денежные средства (выручка), принятые с нарушением установ­ленного порядка их

приема при реализации продукции (работ, услуг) за наличный расчет,

взыскиваются в доход республиканского бюд­жета.

Товары (продукция), хранящиеся в пунктах продажи без доку­ментов (или по

документам, не являющимися бланками строгой отчетности), подтверждающих их

приобретение (поступление), подлежат аресту с последующей конфискацией в

доход Республи­ки Беларусь в установленном законодательством порядке.

В случаях скупки иностранной валюты без лицензии Нацио­нального банка

Республики Беларусь, а также продажи ее вне об­менных пунктов, купленная и

проданная иностранная валюта под­лежит аресту с последующей конфискацией в

доход Республики Беларусь в установленном законодательством порядке.

Сокрытие доходов, полученных в иностранной валюте, влечет перерасчет суммы

доходов по курсу валюты, действующему на дату оплаты счетов.

Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), либо сум­мы налога за иной

сокрытый объект налогообложения, а также штраф должны быть уплачены

плательщиком в бюджет в 10-днев­ный срок со дня составления должностными

лицами налоговых органов акта о выявленных нарушениях.

Суммы сокрытой (заниженной) прибыли (дохода), либо сум­мы налога за иной

сокрытый объект налогообложения, а также суммы финансовых санкций

перечисляются предприятиями мест­ного хозяйства, потребительской кооперации,

общественных объе­динений, кооперативами, колхозами, совхозами и другими

сельс­кохозяйственными предприятиями в доход местного бюджета, ос­тальными —

в доход республиканского бюджета.

Суммы финансовых санкций с физических лиц зачисляются в доход местных бюджетов.

Налоговые органы имеют право приостанавливать операции плательщиков по

расчетным и другим счетам в банках и иных фи­нансово-кредитных учреждениях в

случаях непредставления или отказа представить государственным налоговым

инспекциям и их должностным лицам бухгалтерские отчеты и балансы, а также

рас­четы, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой

налогов и иных обязательных платежей в бюджет; уста­новления фактов сокрытия

прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения.

Банки обязаны исполнить предписания государственных нало­говых органов о

полном или частичном приостановлении операции налогоплательщика (клиента

банка) по расчетным и другим сче­там в день поступления предписания. В случае

неисполнения пред писания государственного налогового органа о

приостановлении операции налогоплательщика (клиента банка) на руководителей

бан­ков налоговым органом налагается административный штраф в раз­мере до

пятикратной месячной минимальной заработной платы.

В случае неоднократного нарушения предписаний налоговые органы ставят перед

Национальным банком Республики Беларусь вопрос о лишении данного банка

лицензии на осуществление бан­ковской деятельности.

Банкам запрещается задерживать исполнение поручений нало­гоплательщиков на

перечисление в бюджет налогов и иных обяза­тельных платежей.

В случае неисполнения в сроки, указанные в предписании Госу­дарственного

налогового органа, по вине банка платежного поруче­ния налогоплательщика или

распоряжения налогового органа с этого банка по распоряжению государственной

налоговой инспекции взыс­кивается в бесспорном порядке пеня в размере

двукратной учетной ставки Национального банка Республики Беларусь от

неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного

срока уплаты. Взыскание пени не освобождает банк от других видов

ответственности.

По требованию налоговых органов банки, другие финансово-кредитные учреждения

и биржи обязаны представлять необходи­мые сведения о финансовых и финансово-

кредитных операциях плательщиков-клиентов этих учреждений. В случае

непредставле­ния таких сведений в срок, установленный налоговым органом, на

руководителей указанных учреждений налоговым органом мо­жет быть наложен

штраф в размере от двух- до пятикратной месяч­ной минимальной заработной

платы.

Налоговыми органами налагаются административные штрафы:

на руководителей предприятий и граждан, занимающихся пред­принимательской

деятельностью, нарушивших порядок поста­новки на налоговый учет в

государственных налоговых инспек­циях Республики Беларусь, — в размере от

одной- до трехкрат­ной месячной минимальной заработной платы;

на руководителей предприятий, занимающихся запрещенной деятельностью, — в

размере от пяти - до десятикратной месяч­ной минимальной заработной платы;

на должностных лиц предприятий, виновных в занижении, в сокрытии прибыли

(дохода) или неучтении (сокрытии) иных объектов обложения налогами либо

других обязательных плате­жей в бюджет; неполном, несвоевременном

перечислении удер­жанных сумм в бюджет, а также в отсутствии бухгалтерского

учета или ведении его с нарушением установленного порядка, в несвоевременном

представлении бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов, деклараций

и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других

платежей в бюджет, — в размере от двух- до пятикратной месячной минимальной

зара­ботной платы;

на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без

государственной регистрации, а также осуществляющих пред­принимательскую

деятельность, занятия которой запрещено, или занимающихся деятельностью,

которая требует получения специ­ального разрешения (лицензии), при отсутствии

такого разреше­ния, — в размере от двух- до пятикратной месячной минималь­ной

заработной платы;

на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, скрывающих,

занижающих прибыль, доходы или иные объекты налогообложения, уклоняющихся от

подачи декларации о дохо­дах и расходах от занятия предпринимательской

деятельностью,

иных доходах, которые облагаются подоходным налогом, — в раз­ мере от двух-

до пятикратной месячной минимальной заработной платы;

на руководителей и других должностных лиц предприятий, а так­же граждан,

занимающихся предпринимательской деятельностью, не выполняющих требований

должностных лиц государственных налоговых инспекций, вытекающих из настоящего

Закона, — в

размере от одно- до пятикратной месячной минимальной зара­ботной платы.

В случае невыполнения постановления начальника (его замести­теля)

государственной налоговой инспекции о взыскании админист­ративного штрафа с

заработка руководителей или должностных лиц штраф взыскивается в бесспорном

порядке с предприятия, органи­зации или учреждения с последующим возмещением

ущерба за счет виновного лица.

При неуплате гражданами, занимающимися предприниматель­ской деятельностью,

административных штрафов эти суммы взыс­киваются в судебном порядке.

Умышленное сокрытие, занижение прибыли, доходов или иных объектов

налогообложения, а также уклонение от подачи деклара­ции о доходах и расходах

от занятия предпринимательством и об иных доходах, которые облагаются

подоходным налогом, совер­шенные после применения мер административного

взыскания за такое же нарушение, влекут уголовную ответственность в

соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь.

Суммы налогов, неналоговых платежей в бюджет и финансовых санкций, не

внесенные в установленные сроки, а также суммы со­крытых (заниженных) прибыли

(дохода) и налогов за иной сокры­тый объект налогообложения, пени за

несвоевременное внесение платежей взыскиваются за все время уклонения от

уплаты по распо­ряжению налоговых органов в бесспорном порядке с юридических

лиц и в судебном порядке — физических лиц.

Причитающиеся в доход бюджета суммы (задолженность по платежам, финансовые

санкции, штрафы) при недостаточности рублевых средств и наличии иностранной

валюты на валютных сче­тах плательщиков уплачиваются в валюте по курсу,

действующему на дату взыскания.

Своевременно не уплаченные в бюджет суммы налогов взыски­ваются с

налогоплательщиков с начислением за каждый день про­срочки (включая день

оплаты) пени в размере учетной ставки На­ционального банка Республики

Беларусь, действующей на момент взыскания средств.

Совет Министров Республики Беларусь имеет право времен­но освобождать

плательщиков от взимания пени за несвоевремен­ную уплату налогов и сборов в

бюджет, а также отсрочить взыска­ние такой пени.

Суммы платежей, излишне взысканные в бюджет по результа­там проверок,

возвращаются плательщику с начислением пени в размере учетной ставки

Национального банка Республики Бела­русь, действующей на момент возврата

денежных средств на рас­четный счет плательщика за каждый день всего периода,

включая день возврата из бюджета. Возврат производится в течение 10 дней с

момента подачи заявления плательщика.

Налог с сумм, подлежащих обложению у источника их выпла­ты, своевременно не

удержанный, удержанный не полностью или не перечисленный в бюджет,

взыскивается в бесспорном порядке налоговым органом с предприятий, учреждений

и организаций, выплативших эти суммы предприятиям или гражданам.

Взыскивание недоимок по налогам и другим обязательным пла­тежам в бюджет, а

также штрафов, финансовых и иных санкций, предусмотренных настоящим Законом и

другими законодательны­ми актами Республики Беларусь, с плательщиков при

отсутствии у них денежных средств обращается на их имущество.

Согласно утвержденному Указом Президента порядку организации и проведения

проверок финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических

санкций, общий срок проведения ревизии не должен превышать 30 дней. Причем в

случае выявления фактов нарушения законодательства, влекущих за собой

уголовную ответственность, материалы таких проверок в 10-дневный срок

передаются в оригиналах правоохранительным органам.

Документ также устанавливает, что экономические санкции применяются к

субъектам предпринимательской деятельности только за экономические

правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после вступления в силу

соответствующих законодательных актов. При этом не допускается повторное

привлечение к ответственности за совершение одного и того же правонарушения в

сфере экономики. В то же время применение экономических санкций не

освобождает должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от иных видов

ответственности, предусмотренных белорусским законодательством.

В документе указывается, что экономические санкции к субъектам

предпринимательской деятельности не могут применяться по истечении двух лет

со дня совершения правонарушения или двух месяцев со дня его обнаружения.

Подчеркивается также, что решение о применении экономических санкций в 5-

дневный срок должно быть направлено тому субъекту предпринимательской

деятельности, в отношении которого оно вынесено. Данное решение может быть

обжаловано в вышестоящий контролирующий орган или в хозяйственный суд.

Правонарушитель обязан в течение 15 дней со дня получения копии решения

произвести уплату экономических санкций. В случае недостатка у него средств

для уплаты взыскание может быть обращено на имущество правонарушителя в

установленном законодательством порядке. При этом в документе особо

подчеркивается, что работники контролирующих органов в своей деятельности

обязаны "строго руководствоваться актами Президента Беларуси, законами и

другими нормативными актами".

Кроме того, все экономические санкции применяются к субъектам

предпринимательской деятельности за правонарушения, совершенные по

истечении 10 дней после вступления в силу соответствующих актов

законодательства, устанавливающих экономическую ответственность. Акты

законодательства, смягчающие или отменяющие ответственность

за экономические правонарушения, имеют обратную силу, то есть

распространяются на правонарушения, совершенные до вступления этих актов в

законную силу, за которые не были применены экономические санкции. Акты

законодательства, устанавливающие или усиливающие ответственность за

экономические правонарушения, обратной силы не имеют.

Экономические санкции налагаются уполномоченными контролирующими

органами с учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного

вреда и характера допущенных нарушений.

Субъект предпринимательской деятельности не может быть привлечен

повторно к ответственности за совершение одного и того же экономического

правонарушения. Применение к субъектам предпринимательской

деятельности экономических санкций за совершение экономических

правонарушений не освобождает должностных лиц юридических лиц, а также

индивидуальных предпринимателей от иных видов ответственности,

установленных законодательством.

К субъекту предпринимательской деятельности не могут быть применены

экономические санкции, если истекли следующие сроки: два года со дня

совершения правонарушения; три месяца со дня обнаружения правонарушения.

Началом течения этих сроков является день, следующий за днем совершения

(обнаружения) правонарушения. Днем обнаружения экономического

правонарушения считается день составления должностным лицом контролирующего

органа, проводившим проверку (ревизию), соответствующего акта проверки

(ревизии), в котором отражен факт нарушения проверяемым

субъектом предпринимательской деятельности акта законодательства.

Днем совершения правонарушения считается день фактического нарушения

субъектом предпринимательской деятельности акта законодательства.

Действие настоящего пункта не распространяется на случаи применения

экономических санкций за нарушения налогового, таможенного и

бюджетного законодательства.

Обязательным условием применения экономических санкций является наличие

установленных и описанных в акте проверки (ревизии) фактов нарушения

субъектом предпринимательской деятельности конкретных предписаний

актов законодательства, регулирующих экономические отношения в

Республике Беларусь и (или) предусматривающих экономическую

ответственность за данный вид правонарушения.

Решение о применении экономических санкций может быть обжаловано

субъектом предпринимательской деятельности в вышестоящий контролирующий орган

(вышестоящему должностному лицу) в течение 5 рабочих дней со дня его

получения (досудебный порядок урегулирования спора).

Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о применении экономических

санкций. В случае если субъект предпринимательской деятельности не

обжалует в установленный срок решение о применении экономических санкций,

санкции, в том числе обязательные платежи, взыскиваются в установленном

порядке.

Повторные жалобы по одному и тому же основанию, по которым получен

ответ и не имеются вновь открывшиеся обстоятельства, не рассматриваются.

Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа (вышестоящее

должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в 30-дневный срок со

дня ее поступления и принять одно из следующих решений:

оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;

отменить решение полностью или частично;

отменить решение и назначить проведение дополнительной проверки (ревизии).

Дополнительную проверку (ревизию), как правило, проводит вышестоящий

контролирующий орган либо по его решению орган, ранее проводивший проверку

(ревизию).

Копия решения по жалобе в 5-дневный срок с даты вынесения решения

направляется субъекту предпринимательской деятельности (вручается его

уполномоченному представителю).

Субъект предпринимательской деятельности вправе обратиться в хозяйственный

суд с исковым заявлением о признании решения контролирующего органа о

применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций

недействительным при несогласии с полученным решением должностного лица

вышестоящего контролирующего органа (вышестоящего должностного лица) об

отказе (полностью или частично) в удовлетворении жалобы либо по истечении

месячного срока со дня подачи жалобы, если ответ на нее не получен.

Иск о признании недействительным решения контролирующего органа о применении

экономических санкций может быть предъявлен в течение одного года со дня

вынесения решения.

Субъект предпринимательской деятельности - правонарушитель на основании

решения соответствующего контролирующего органа обязан произвести уплату

экономических санкций в течение 15 дней со дня получения им копии

решения, а в случае обжалования решения – в течение 15 дней со дня

получения решения об отказе в удовлетворении жалобы либо со дня

вынесения судом решения об оставлении в силе (полностью или частично)

решения контролирующего органа.

Суммы экономических санкций, не внесенные субъектом

предпринимательской деятельности - правонарушителем в указанные в части

первой настоящего пункта сроки, списываются в бесспорном порядке по

распоряжению контролирующего органа, наделенного правом бесспорного

списания, со счетов правонарушителя в национальной валюте, а при

недостаточности средств в национальной валюте - в иностранной валюте с

его счетов или со счетов дебиторов.

В случае недостаточности денежных средств для уплаты экономических

санкций взыскание может быть обращено на имущество правонарушителя в

установленном законодательством порядке.

Не подлежит исполнению решение контролирующего органа о применении к

субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций, если оно

не было в установленном порядке направлено субъекту

предпринимательской деятельности (вручено его уполномоченному

представителю) в 3-месячный срок со дня его вынесения, за

исключением случаев регистрации субъекта предпринимательской

деятельности по фиктивным документам, либо при невозможности установления

местонахождения должностных лиц юридического лица, местожительства

индивидуального предпринимателя.

В случае подачи жалобы (искового заявления) исчисление указанного срока

приостанавливается до ее (его) рассмотрения.

Отмена решения контролирующего органа о применении к субъекту

предпринимательской деятельности экономических санкций влечет за собой

возврат этому субъекту всей взысканной суммы экономических санкций с

начислением пени в размере учетной ставки Национального банка, действующей

на момент возврата денежных средств, за каждый день, включая день

возврата. Указанные суммы возвращаются из того источника, в который были

зачислены суммы экономических санкций [9].

Список литературы

1 Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК -

М.: Финансы и статистика, 1998 г. - 464 с.

2 Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. -

М.:НИУ,1999. - 350 с.

3 Белый И.А., Бавдей Н.А. Аудит и ревизия. Справочное пособие. - Мн.:

ООО «Мисанта»,1994. - 221 с.

4 Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старавойтова

Е.В.Аудит. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС,1999. - 544с.

5 Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит - М.:Гроссбух,1998. -

319 с.

6 Крипченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит. Учебное пособие. – Ростов

н/Д:Феникс, 2002. – 320с.

7 Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. – Мн: Мисанта,2003. –

429с.

8 Терехов А.А. “Аудит”, М.: Издательский дом «Герда», 1998г. - 511с.

9 Указ Президента Республики Беларусь от 15 Ноября 1999 Г. N 673

««О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности

контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими

экономических санкций» Положение о Совете по координации контрольной

деятельности в Республике Беларусь»

10 Шидловская М.С. Финансовый контроль и аудит.- Мн.: Вышэйшая школа,

2001. - 495с.



(C) 2009