Научная Петербургская Академия

Контрольная: Особенности перехода оффлайн бизнеса в онлайн

Контрольная: Особенности перехода оффлайн бизнеса в онлайн

Лобачев Альберт, ДММ-401

1. Особенности перехода оффлайн-бизнеса в онлайн.

Рассуждая на эту тему, хочется упомянуть сразу очень многие вещи, приходящие

на ум. И тут же заговорить о том, что невозможно настолько обобщать и

говорить о подобном переходе в рамках любого бизнес-проекта. Но вопрос

сформулирован очень интересно, ведь на самом деле, различия, достаточно

существенные для отделения компаний различных секторов друг от друга будут

проявляться на гораздо более низком уровне. А на начальном этапе можно

говорить об общности всех проектов, которые имеют своей целью переход в

сектор электронного бизнеса.

Действительно, мне кажется, что теоретически можно абсолютно любой бизнес

переориентировать на интернет-среду. Безусловно, будут присутствовать те или

иные ограничения для определенных компаний, но при наличии творческого

подхода (что, на мой взгляд, является одним из наиболее важных моментов в

подобной работе) можно добиться серьезных результатов.

Вообще, я полагаю, что сегодня термин «электронный бизнес» воспринимается

компаниями и, соответственно, их руководством, как нечто весьма популярное и,

безусловно, модное, однако не до конца ясное и понятное. Особенности ведения

бизнеса в сети для них представляются слабо отличимыми от таковых в

привычной, оффлайновой сфере деятельности. Примеры успеха, достигнутого

некоторыми компаниями в сфере e-commerce, оставляют впечатление достижения

легкого и быстрого успеха. Однако, при этом, ускользает от внимания тот факт,

что успешных компаний не так уж и много, куда больше тех, кто прогорел и

остался не у дел, или еле сводит концы с концами. Поэтому еще до того, как

обсуждать особенности перехода от чисто традиционной схемы ведения бизнеса к

онлайновой, стоит серьезно задуматься над вопросом: а стоит ли вообще

совершать этот переход? Ведь это может оказаться совсем ненужным предприятию,

и привести в конечном итоге к потере времени, денег. И вот тут, я считаю,

можно выделить первую особенность, которая вроде бы и не особенность

перехода, но кажется мне наиболее важным моментом во всем немаленьком деле.

Это – необходимость здраво и трезво оценить потенциальные возможности

предприятия в сфере онлайн-бизнеса, выяснить, какую пользу может принести

этот переход. Будет ли от этого серьезный материальный выигрыш, или это

станет лишь имиджевой составляющей компании. Здесь, по-моему, будет уместно

провести исследование потенциального рынка и задуматься о том, какие задачи

на нем уже решаются конкурентами, чтобы постараться выработать свои, новые и

свежие идеи.

Теперь, если все же предприятие решилось на подобный переход, нужно уже

прорабатывать частности. Например, станет ли компания совмещать оффлайн и

онлайн деятельность, или же какая-либо станет приоритетной, выяснить

потребность в производимых товарах или услугах на сетевой площадке,

определиться с типом ведения бизнеса (B2B или B2C), и тому подобное.

Необходимо задуматься о предстоящих материальных и трудовых затратах, и

определить эффект от их применения. В общем, это все составит что-то

наподобие бизнес-плана. Самое важное здесь – учитывать основную особенность

ведения бизнеса в сети – скорость происходящих изменений. Все эти

подготовительные шаги должны быть проведены в кратчайшие сроки (естественно,

без ущерба качеству). В противном случае постоянно меняющаяся ситуация и

возрастающая конкуренция сведут на нет все усилия.

Руководству компании, решившей попробовать себя на ниве электронной коммерции

необходимо четко понимать, что процесс, даже в случае простого открытия

интренет-витрины, потребует серьезных изменений в предприятии, его

оргструктуре и корпоративной культуре. Здесь дело в том, что существенным

препятствием на пути развития фирмы, как участника электронного бизнеса,

станет отсутствие четкой и отлаженной системы автоматизации управления. Это –

немаловажная особенность, ведь скорость принятия решений и реакции на

происходящие изменения станет в новой среде ключевым фактором успеха. Если

раньше менеджеры могли своими усилиями «разрулить» ситуацию внутри компании,

так что клиенты не страдали от этого, то при переходе на новую платформу это

станет практически невозможно, что будет нивелировать весь экономический

эффект. Поэтому, когда все технические проблемы по внедрению системы будут

решены и сайт начнет отсчитывать первых посетителей, начнется самое важное,

на мой взгляд – работа с персоналом, который нужно научить адекватно

воспринимать новшество и грамотно с ним работать, не допуская конфликтов,

поддерживая и стимулируя лояльность к системе. Сокращение бюрократии и

скорость принятия решений очень важны. Все это – одна из самых сложных

задач.

Далее, из того, что мне кажется очень важным при миграции в сеть. Хочется еще

раз отметить решающий фактор скорости. Системы электронного бизнеса

основываются на архитектурах, работающих в реальном времени. Привычные к

неторопливой работе предприятия регионов (по собственному опыту), могут и не

поспеть за темпом сетевой жизни. Способность быстро и вовремя улавливать

спрос и реагировать на него – это важно. Заказы должны обрабатываться

мгновенно и отслеживаться по всей цепочке, которую необходимо максимально

упростить и ускорить, сохранив качество исполнения. Бизнес в сети будет

работать 24 часа, семь дней в неделю и поэтому потребуются меры для

равномерного исполнения заказов. Это – повышенная нагрузка на всю компанию,

требующая технических и управленческих решений для ведения бизнеса в реальном

времени там и тогда, когда это нужно клиенту.

Из этого следует новая особенность – необходимость технического соответствия

всей системы, связанной с онлайн-бизнесом, современным стандартам, что

повлечет за собой дополнительные денежные расходы. Но зато такой магазин

рискует потерять гораздо меньше клиентов из-за технических проблем. Здесь

кстати, стоит упомянуть, что бытует мнение (и я с ним знаком не понаслышке) о

том, что создать свою торговую площадку под предприятие в сети можно за

весьма скромные деньги. Это так, но для того, чтобы о ней узнали и

заговорили, и она стала работать, необходимы очень приличные суммы, в десятки

и сотни раз больше. Вместе с тем сами издержки на поддержание готового и

раскрученного проекта невелики, но ничто не стоит на месте, и выигрывать

будут по-прежнему лишь те, кто будут предлагать новые и интересные бизнес-

модели.

Когда предприятие выйдет работать в онлайн, нужно быть готовым к тому, что

придется искать новых партнеров, конечно никуда не денутся и старые, но едва

ли все они дружно перейдут в онлайн-сферу. Электронный бизнес будет требовать

гораздо больше, нежели обычные отношения в оффлайне. И это – тоже

немаловажный пункт.

Особенность, которая следует из скорости электронного бизнеса – это гибкость.

Бизнес в сети должен меняться со скоростью изменений в самой сети, а успешный

– еще быстрее. Не получится больше планировать стратегии на долгосрочную

перспективу, ведь ситуация может коренным образом измениться за год или два.

Если условия требуют разного подхода к разным географическим и культурным

сегментам – значит надо разделить стратегии привлечения таких сегментов,

удовлетворяя каждый. И в то же время, мне кажется, что очень помогло бы

увязать стратегию электронного бизнеса со стратегией всего предприятия в

целом. Это усложнит бизнес-модель, но, я считаю, что результат будет более

ценным.

Далее. Если для обычных предприятий клиентские предпочтения являются важными

ориентирами, то в сфере электронной коммерции они – единственные маяки

компании. Обслуживание клиента, сервис, создание у него впечатления, будто он

– единственный покупатель на рынке – вот что важно. Индивидуальный подход,

доступность персонала, легкость заказов и общения с предприятием – вот залог

успеха, я в этом убежден. Иметь хорошую службу по работе с клиентами очень

недешево, да еще и ее надо, что называется, «вырастить». На это требуется

время, но это себя окупит. Грамотная и продуманная система работы с клиентом

позволит не только расширить географию присутствия на рынке, но и быстрее

реализовать товар, и получить дополнительный канал для рекламы и маркетинга.

В особенностях клиентских отношений существуют еще несколько моментов,

имеющих разнонаправленное действие. Дело в том, что при переходе предприятия

в онлайн, необходимо будет применять электронные системы платежей, ведь

наличные деньги не имеют хождения в сети. А доверие к электронным системам

оплаты покупок в нашей стране пока еще невелико. Однако это вполне

компенсируется увеличением числа покупателей, в связи с тем, что цены в

интернет магазинах зачастую ниже, чем в магазинах реальных, и к такому

снижению цен должно быть готово предприятие. В противном случае можно

прогореть. При этом клиент должен получать быстро и эффективно всю

необходимую ему информацию – это тоже особенность перехода. Она должна быть

всегда доступна, удобна и актуальна.

Ну и, наконец, я хочу отметить, что серьезный выигрыш от перехода в онлайн

будет доступен только тем предприятиям, которые отнесутся к этому серьезно, а

не как к новомодной игрушке. Я полагаю, что чем большую часть бизнес-

процессов предприятие переведет на автоматизированную онлайн-платформу, тем

больший выигрыш в итоге оно получит. Ведь это не просто автоматизация

делопроизводства, это позволит существенно ускорить обмен информацией внутри

фирмы, снизить нагрузку на персонал, а все это вместе позволит сократить

издержки и повысить эффективность предприятия.

2. Основные черты и особенности web-проектов.

Можно очень много и долго говорить о разных проектах, сайтах и порталах,

обсуждая их черты и особенности, ведь их много, и каждый несет что-то свое.

Но можно и говорить об основных чертах, присущих каждому серьезному web-

проекту, невзирая на его направленность и тематику. Успешные, с огромным

количеством ежедневных посещений, все они схожи в некоторых своих чертах:

· Информативность – все они несут подробную и точную информацию в

доступной форме.

· Интуитивность – обычно навигация по ним интуитивно проста.

· Простота, не перегруженность оформления – некий стиль, помогающий

работать с сайтом.

· Скорость работы – они быстры.

· Стабильность – технические средства, на которых они основаны,

современны и накладки редки.

· Актуальность – постоянное обновление информации.

· Безопасность – обычно используются хорошие системы безопасности.

Эти особенности присущи всем серьезным web-проектам в той или иной степени.

Но есть еще и особенности, присущие конкретным типам web-проектов, которые

вкратце и опишу.

Инфо-сайты. Сайты этой категории содержат информацию о фирме. Чаше всего,

это общая информация о компании, прайс-лист, реквизиты, план проезда, небольшой

каталог продукции и т.д.

Сайты-каталоги. Этот способ используется очень многими компаниями,

имеющими интернет-сайты. Чаще всего, в каталоге присутствует подробное описание

товаров (услуг), сертификаты, награды, рекомендации экспертов и т.д. Здесь же

часто присутствует история возникновения и развития компании. Это имеет

значение в основном для высокотехнологичных товаров, которые требуют публикации

различных характеристик и параметров.

Интернет-магазин. Перспективный и очевидный метод получения отдачи от

сайта. Суть состоит в следующем: открывается в сети сайт, на котором

публикуется каталог продукции, и с помощью которого клиент может заказать

нужные ему товары. Существуют виртуальные магазины, в которых расчеты

производятся с помощью пластиковых карт, однако в условиях российской

действительности часто это не лучший вариант. Есть виртуальные магазины, в

которых оплата товара производится через банк на основании выписанного счета. В

этом случае счет автоматически создается и пересылается клиенту, например, по

факсу. Некоторые магазины практикуют пересылку товаров наложенным платежом, но

наибольшей популярностью пользуется оплата наличными курьеру.

Портал. Информационный портал - веб-ресурс, главным, в котором является

информационное содержание. Основные особенности информационных порталов:

предоставляют исчерпывающую информацию о некоторой области, часто содержат

средства взаимодействия с пользователями и позволяют пользователям общаться в

рамках портала. Можно сказать, что информационный портал - это среда

существования пользователя. Порталы часто объединяют в себе множество служб:

информационные ресурсы, телеконференции, рассылки и др.

Сайт-рекламная акция. Сайт рекламных акций компании. Компания проводит

рекламные акции, мероприятия по стимулированию сбыта, которые освещаются в

Интернет с помощью специально разработанного интернет сайта.



(C) 2009