Научная Петербургская Академия

Контрольная: Национальная резервная банковская система

Контрольная: Национальная резервная банковская система

Контрольная работа

По предмету: «Макроэкономика»

Тема:

№26 «Национальная резервная банковская система»

содержание

1. Федеральная резервная система США «ФРС».

2. Национальная резервная банковская система Украины «НБУ».

3. Вывод:

4. Список используемой литературы.

1. Федеральная резервная система США «ФРС».

Федеральная резервная система, или ФРС, как ее называют в финансовых кругах.

ФРС представляет собой систему центрального банка США. Она осуществляет

клиринговые расчеты, обеспечива­ет функционирование механизма телеграфных

переводов денежных средств и предоставляет другие виды банковских услуг

частным коммерческим банкам, ссудосберегательным ассоциациям и федеральному

правительству. Она явля­ется одним из главных органов, которые регулируют и

контролируют дея­тельность банковской системы. Ответственность, которая

возложена на ФНЦС за проведение денежной политики, делает ее, наряду с

исполнительной властью, одним из наиболее влиятельных участников процесса

разработки и осуществления макроэкономической политики.

ФРС была основана в 1913 году как независимое агентство федерального

правительства США и, следовательно, находится вне контроля со стороны

исполнительной власти. Хотя она и подчиняется Конгрессу, последний не

вмешивается в повседневную деятельность ФРС. Соображение, которым

руко­водствовались создатели ФРС, делая ее независимым органом, состояло в

том, чтобы помешать Государственному казначейству использовать денежную

политику в своих собственных интересах. Однако в действительности меры,

осуществляемые в рамках денежно-кредитной политики, всегда согласованы с

налогово-бюджетными операциями Казначейства. И председатель Совета

управ­ляющих ФРС поддерживает тесный контакт с секретарем Казначейства,

главой Совета экономических консультантов при Президенте США и директором

Федерального ведомства управления и бюджета. В соответствии с законом два

раза в год ФРС представляет Конгрессу официальный отчет о своей

деятель­ности. Кроме того, она дает объяснение о соотношении целей ее

денежной политики с экономическими условиями и экономическими целями,

постав­ленными администрацией Президента и Конгрессом.

Структура ФРС:— Ее основу составляют двенадцать федеральных резервных банков.

Эти региональные банки имеют 25 филиалов. Каждый федеральный резервный банк

является независимой экономической единицей и обладает чартером (разрешением,

лицензией) федерального правительства на право ведения операций. Акционерами

федерального резервного банка являются коммерческие банки, которые входят в

структуру ФРС. Несмотря на то, что федеральные резервные банки выпускают

акции, которые они размещают среди банков — членов ФРС, первые не являются

частными фирмами в традиционном понимании, поскольку их деятельность отнюдь

не ориентирована на извлечение прибыли и, в конечном счете, неподконтрольна

акционерам. Федеральные резервные банки получают доход в виде процентных

платежей, по ценным бумагам федерального правительства, которыми они владеют,

и с 1981 года - % в виде платы за услуги, оказываемые банкам и сберегательным

институтам Ежегодно федеральные резервные банки возвра­щают весь свой доход,

за вычетом операционных издержек, в Государственное казначейство США.

Деятельностью каждого банка руководит Совет директоров, состоящий из девяти

членов. Шесть членов Совета директоров выбираются банками — чле­нами ФРС,

расположенными в данном округе, а три оставшихся члена на­значаются Советом

управляющих ФРС. Совет директоров каждого федераль­ного резервного банка

определяет политику собственного банка в строгом соответствии с

рекомендациями Совета управляющих ФРС. Кроме того, Совет управляющих

утверждает назначение высших руководителей каждого феде­рального резервного

банка.

В банковской системе федеральные резервные банки выполняют ряд важных

функций, среди которых можно назвать клиринговые операции, хранение резервных

депозитов и предоставление ссуд депозитным институтам. Помимо этого, они

выпускают в обращение бумажные деньги в форме федеральных резервных банкнот и

обеспечивают предложение металлических монет Каз­начейства. Наконец, они

оказывают банковские услуги Казначейству.

Совет управляющих ФРС:— Высшим рабочим органом ФРС является совет

управляющих. Совет осуществляет руководство деятельностью двенадцати

федеральных резервных банков и состоит из семи членов, которые назначаются

Президентом и утверждаются Сенатом. Каждый член Совета управляющих исполняет

свои обязанности в течение 14 лет, причем этот срок подразделяется на периоды

в два года. Председателя Совета из числа его членов назначает на

четырехлетний срок Президент США.

Совету управляющих даны полномочия утверждения изменений ставки процента по

ссудам, предоставляемым федеральными резервными банками коммерческим банкам и

сберегательным институтам. В пределах, фиксируемых законом, совет

устанавливает также минимальный уровень резервов как некое отношение величины

резервов, которые обязаны хранить банки и сберегательные институты, к общей

сумме определенных категорий депозитов. Совет управляющих устанавливает

порядок деятельности многих типов банковских институтов, включая такие как

банки-члены ФРС, по­лучившие чартер на ведение операций у правительства

штатов, банковские холдинговые компании, а также американские отделения

иностранных банков, и следит за его выполнением. Кроме того, (Совет

управляющих утверждает слияния банков и осуществляет регулирование условий

предоставления пот­ребительного кредита.)

Федеральный комитет открытого рынка. Операции, связанные с покупкой и

продажей государственных ценных бумаг, которыми владеет ФРС, пред­ставляют

собой главный инструмент денежной политики. Ответственность за осуществление

этих операций возложена на Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР). ФКОР

формируется из числа семи членов Совета управляющих и президентов пяти

региональных резервных банков. Постоянным членом комитета является президент

Федерального резервного банка Нью-Йорка, а четыре оставшихся места поочередно

занимают председатели других одиннад­цати региональных резервных банков.

Комитет собирается на заседания в среднем восемь раз в год (помимо заседаний

члены Комитета проводят сове­щания по телефону) для принятия решений по

вопросам общей стратегии денежной политики. Решения Комитета относительно

изменения количества ценных бумаг, находящихся в распоряжении ФРС,

осуществляются отделом управляющего по текущим операциям на открытом рынке

федерального резер­вного банка.

Банки-члены и банки-нечлены ФРС. В конце 1989 года из 12706

коммер­ческих банков страны 5204, включая самые крупные, являлись членами ФРС.

Национальные банки, получившие у федерального правительства чартер на ведение

операций, обязаны быть членами ФРС по закону. Банки же, по­лучившие чартер у

правительства штата, самостоятельно решают вопрос о вступлении в члены ФРС. До

1980 года банки, входящие в структуру ФРС, обладали несомненными привилегиями,

а услуги ФРС предоставлялись им бесплатно. Однако при этом они подвергались

более жесткому регулированию, чем банки-нечлены ФРС, особенно в отношении

поддержания минимального уровня резервов. Многие банки полагали резервные

требования слишком обре­менительными и принимали решение о выходе из структуры

Федеральной резервной системы. Это сделало весьма затруднительным осуществление

де­нежно-кредитной политики.

В 1980 году Конгресс принял Закон о дерегулировании деятельности депозитных

институтов и контроле за денежным обращением. Он устранил многие из

существовавших различий между банками членам и банками-не­членами ФРС, а

также между коммерческими банками и сберегательными институтами. В результате

после 1980 года резервные требования по отношению к банкам-членам ФРС,

коммерческим банкам, не являющимся членами ФРС, ссудосберегательным

ассоциациям, сберегательным банкам и кредитным со­юзам стали более

унифицированными. Сберегательные институты завоевали право непосредственно

конкурировать с коммерческими банками в предостав­лении определенных видов

ссуд и предлагать услуги по открытию трансакционных счетов. Финансовые

институты, не входящие в структуру ФРС, получили доступ к некоторым услугам

ФРС (клиринг чеков, телеграфные переводы денежных средств и предоставление

ссуд) на тех же условиях, что и банки-члены ФРС. В 1982 году депозитные

институты малого размера были освобождены от соблюдения резервных требований.

Следствием принятия За­кона о денежном обращении явилось то, что различие

между банками и сберегательными институтами стало менее существенным.

Балансовый отчет Федеральной резервной системы. Государственные ценные

бумаги, несомненно, являются наиболее значительной статьей активов ФРС.

Управление портфелем этих ценных бумаг играет главную роль в осуществлении

контроля ФРС за статическим количеством денег в экономической системе. Хотя

ссуды банкам и сберегательным институтам по сравнению с прочими активами

невелики, они, вследствие их особой значимости в экономической политике,

указаны отдельной строкой. Как правило, эти ссуды предоставляются депозитным

институтам на краткосрочной основе в качестве подкрепления их резервных

обязательств. Однако в особых случаях банкам и сберегательным институтам,

нуждающимся в денежных средствах для удовлетворения сезонных потребностей

либо для преодоления иных фина­нсовых затруднений, предоставляются

долгосрочные кредиты. В категорию других активов включены активы,

деноминированные в иностранной валюте, важные для выполнения ФРС своих

функций в международной валютной сфере.

Банкноты ФРС, составляющие почти весь национальный запас наличных денег,

являются наиболее крупной статьей пассивов ФРС. Вслед за ними указаны

резервные депозиты банков и сберегательных институтов, находящиеся на счетах

в федеральных резервных банках. Категория прочих пассивов вклю­чает вклады

Государственного казначейства США и официальные чековые счета, принадлежащие

центральным эмиссионным банкам других стран. По­скольку активы ФРС превышают

ее пассивы, чистая стоимость капитала является величиной положительной.

Федеральные резервные банки имеют обязательства перед всем населением в форме

федеральных банковских банкнот и перед банками и сберегательными институтами

страны в форме резервных депозитов. Государственные ценные бумаги

представляют собой главную статью активов ФРС. Объем ссуд, предоставляемых

банкам для удовлетворения резервных обязательств, невелик. Однако именно они

являются существенным элементом банковской и денежной политики.

Резервы: обязательные и избыточные, (федеральная резервная система

устанавливает некий минимальный процент от величины определенных кате­горий

депозитов, который фиксирует размер денежных средств, обязательных для

хранения каждым банком или сберегательным институтом в форме резер­вных

вкладов в федеральных резервных банках или в форме наличной денежной массы.

Эти средства называются обязательными резервами. Отношение размера

обязательных резервов к общей величине указанных категорий депозитов известно

как норма обязательных резервов. Если величина банковских резер­вов превышает

минимальное количество обязательных резервов, говорят, что балансовый остаток

составляет избыточные резервы этого банка

Приступим к рассмотрению инструментов денежной политики, дающих ФРС

возможность контролировать величину де­нежной массы.

Принцип действия основного инструмента денежной политики - операции на

открытом рынке, который использует ФРС для управления величиной денежной

массы. Если ФРС считает, что необходимо расширить величину денежной массы,

она отдает распоряжение управляющему отделом Федерального резервного банка

Нью-Йорка по текущим операциям на открытом рынке приобрести государ­ственные

ценные бумаги. Эта операция известна как покупка на открытом рынке. А -

иногда, ФРС производит окончательную покупку ценных бумаг с безот­лагательной

уплатой, однако гораздо чаще она приобретает ценные бумаги в форме соглашения

об обратном выкупе. По условиям такой сделки дилер, продающий ФРС ценные

бумаги, дает согласие впоследствии выкупить их. Операции на открытом рынке,

осуществляемые в форме согла­шений об обратном выкупе, оказывают лишь

временное воздействие на величину банковских резервов. Как только условие

«обратного выкупа» ока­зывается выполненным, величина резервов возвращается к

своему исходному уровню. Операции подобного рода используются для текущей

корректировки относительно незначительных изменений в структуре банковских

резервов.

Независимо от того, на каких условиях осуществляется покупка, ФРС оплачивает

ценные бумаги телеграфным переводом. На данную сумму производится

кредитование резервного счета того банка, в котором продавец ценных бумаг

имеет свой счет. Поскольку эти денежные средства представляют собой

дополнительно созданные резервы, а не просто некий перевод денег с резервного

счета одного банка на резервный счет другого, они увеличивают общий объем

резервных депозитов банковской системы. Более того, каждый доллар

дополнительных резервов, введенный в банковскую систему, позволяет увеличить

на несколько долларов объем тех категорий депозитов, в качестве резервного

покрытия которых он используется. Количественным показателем экспансии,

определяющим увеличение денежной массы при введении в эко­номическую систему

каждого дополнительного доллара резервов, является денежный мультипликатор.

Однако на самом деле величина денежного мультипликатора определяется гораздо

более сложными факторами.

Если ФРС делает вывод о необходимости сократить величину денежной массы, она

поступает противоположным образом: ФРС отдает распоряжение управляющему

текущими операциями на открытом рынке произвести продажу ценных бумаг либо в

форме окончательной продажи, либо на условиях соглашения об обратном выкупе.

Как только некий дилер покупает у ФРС ценные бумаги и оплачивает их путем

телеграфного перевода средств со своего депозита в некотором коммерческом

банке, банковская система лиша­ется определенного количества своих резервных

депозитов. Происходит сжатие объема предложения денег на величину, равную

произведению денежного мультипликатора и объема продажи на открытом рынке.

Несмотря на то, что операции на открытом рынке наиболее часто используются

для регулирования денежной массы, упомянутый рынок является далеко не

единственным инстру­ментом такого регулирования

Банковская учетная ставка: банки и сберегательные институты, которые

нуждаются, в дополнительных резервах для удовлетворения требованиям ФРС либо

для расширения объема своих ссуд, имеют еще один вариант поведения: получение

резервов путем займа.

0дин из возможных способов осуществления этого варианта состоит в привлечении

резервов посредством займа у другого банка. Рынок, на котором банки

предоставляют свои резервы в форме краткосрочных ссуд другим банкам, известен

как рынок федеральных фондов. Ставка ссудного процента, взима­емого по этим

ссудам, именуется ставкой процента по федеральным фондам. Ежедневный объем

операций на данном рынке, где предоставляются «24-ча­совые» ссуды, достигает

миллиардов долларов.

Кроме того, банки могут получать резервы путем займа у ФРС через так

называемое «учетное окно» (Не следует понимать это выражение буквально, так

как в действительности оказание такого рода услуг возложена на один из

отделов региональных Резервных банков, который, конечно, не является окном в

прямом смысле слова.) Банки обращаются к ФРС за займами в двух различных

ситуациях. Наиболее часто они получают краткосрочные ссуды, чтобы привести в

порядок свои резервы, если неожиданные изъятия депозитов привели к падению

резервов ниже установленного обязательного уровня, Подобного рода

адаптационные займы, как их принято называть, подвержены административным

ограничениям. ФРС не поощряет практику предоставления займов тем банкам,

частота и размеры использования ссуд которыми чрезмерно велики. Чем чаще

некий институт обращается за займами через учетное окно, тем более жестким

становится давление административных ограничений, пре­пятствующих

предоставлению ссуды. В тех случаях, когда банки захотят увеличить свои

резервы по той простой причине, что они обнаружили воз­можности выгодного

предоставления ссуд, им будет рекомендовано использо­вание иных источников

денежных средств, например, привлечение до­полнительных депозитов.

Помимо предоставления краткосрочных адаптационных займов через учет­ное окно,

ФРС иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это

могут быть, например, ссуды мелким банкам для удовлетворения их

дополнительных сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды

предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и

нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего

баланса

Ставка ссудного процента, которую ФРС назначает по ссудам, предостав­ляемым

через учетное окно, называется банковской учетной ставкой. Она

представляет собой второй инструмент политики, который используется для

осуществления контроля за предложением денег. Если ФРС считает необ­ходимым

создать благоприятные условия для увеличения объема займов через учетное окно

(«дисконтных займов»), она понижает уровень банковской учет­ной ставки. Как

только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента по займам на рынке

федеральных фондов, денежные издержки, сопряженные с привлечением средств путем

займов через учетное окно, уменьшаются по сравнению с соответствующими

издержками получения ссуд у других банков. Естественно, объем дисконтных займов

при этом увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по

достижении которого банки откажутся от дальнейших займов через учетное окно

даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно

ниже ставки процента по займам на рынке федеральных фондов. По мере расширения

объема дисконтных займов наступает момент, когда альтернативные издержки,

обусловленные жесткостью вводимых ФРС административных ограничений (против

злоупотребления бан­ками дисконтными займами), возрастает настолько, что

полностью нейтрализу­ют преимущества низкого уровня процентной ставки при

получении ссуд через учетное окно. Поэтому банки обращаются за займами через

учетное окно только до того момента, пока не установится равенство между

полными издержками, сопряженными с привлечением через учетное окно каждого

дополнительного доллара (включая как явные, денежные издержки, опреде­ляемые

уровнем банковской учетной ставки, так и альтернативные издержки, обусловленные

ужесточением административного давления), и ставкой ссудного процента по займам

на рынке федеральных фондов. Если банковская учетная ставка изменяется

относительно ставки процента по займам на рынке феде­ральных фондов, то

требуется только сравнительно незначительное изменение величины дисконтных

займов для достижения этой точки.

Если ФРС считает необходимым сократить объем займов через учетное окно, она

повышает уровень банковской учетной ставки. Когда последняя поднимается выше

ставки ссудного процента на рынке федеральных фондов, займы через учетное

окно, становятся менее привлекательным источником пополнения денежных

средств.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме ссуд через

рынок федеральных фондов, не оказывают никакого воздействия на величину

суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по

кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства,

взятые в ссуду через учетное окно, представляют собой чистые дополнительные

резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов

аналогично резервам, вводимым в банковскую систему путем покупок на открытом

рынке. Поскольку эта форма займов воздействует на объем резервных депозитов,

изменения уровня банковской учетной ставки дают в руки ФРС еще один

инструмент управления величиной денежной массы. Повышение уровня банковской

учетной ставки сокращает объем резер­вов, привлекаемых за счет займов и,

следовательно, имеет тенденцию умень­шать величину денежной массы. Понижение

же уровня учетной ставки спо­собствует росту объема резервов, привлекаемых за

счет займов, создавая предпосылки для расширения денежной массы.

Изменение нормы обязательных резервов представляет собой третий инстру­мент

денежной политики, который может использовать ФРС для контроля за

предложением денег. Таким образом, понижение нормы обязательных резервов

увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое

количество резервов, а повышение этой нормы сократит количество долларов

денежной массы, которое приходится на некоторое данное количество резервов.

Хотя изменение нормы обязательных резервов никогда не использовалось для

целей текущего контроля за предложением денег, ФРС иногда варьировала эту

норму. Происходило это в тех случаях, когда ФРС имела решительные намерения

добиться сдвига в сторону расширения или сжатия объема пред­ложения денег.

Например, в период тяжелого экономического спада 1974 — 1975 годов ФРС трижды

понижала свои требования к величине обязательных резервов.

Закон о контроле за денежным обращением 1980 года расширил сферу

распространения нормы обязательных резервов, устанавливаемой ФРС. До того как

был принят этот закон, ФРС могла требовать соблюдения указанной нормы только

у коммерческих банков, входящих в ее структуру. В настоящее время ФРС может

устанавливать требования, которые касаются резервного покрытия трансакционных

депозитов, для всех депозитных институтов, за исключением лишь самых мелких.

Согласно закону, ФРС может регулировать величину нормы обязательных резервов

в пределах от 8 до 14 процентов для финансовых институтов, суммарное

количество трансакционных депозитов которых превышает некий установленный

уровень. Кроме того, при опреде­ленных условиях она может налагать

дополнительные обязательства по резер­вному покрытию трансакционных

депозитов. Помимо этого, она может обязать финансовые институты, размер

активов которых превышает определенную величину, соблюдать требования

обязательных резервов для неличных срочных вкладов и некоторых других

категорий пассивов путем установления обяза­тельных резервов по ним в

пределах от 0 до 9 процентов.

Однако в действительности усовершенствования практики установления норм

обязательных резервов, вводимые согласно закону о контроле за денежным

обращением, сопряжены с различного рода тонкостями Технического характера.

Последние делают менее привлекательным, с точки зрения ФРС, использование

изменения нормы обязательных резервов в качестве инструмента денежной

политики. И хотя юридически этот инструмент все еще доступен, после 1980 года

он в значительной степени потерял свою актуальность и был отложен до лучших

времен.

2. Национальная резервная банковская система Украины «НБУ».

Тема взаимоотношений национального банка и министерства фи­нансов довольно

деликатна. Во мно­гих странах центральный банк явля­ется реально независимым

от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в Германии).

Национальный банк Украины (НБУ) организован в 1991 г. на ба­зе бывшей

Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее областных управлений.

Он представляет собой систему единого байка и включает центральный аппарат,

расположенный в г. Киеве, центральное республиканское и 24 областных

управления НБУ действуют от его имени в пределах предоставленных им

полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка, функциональным

подразделениям НБУ принадлежат вычисли­мые, расчетно-кассовые центры,

региональные и центральные палаты. Структурным подразделением национального

банка выступает аппарат инкассации.

Руководящим органом Национального банка Украины является собрание, состав

которого назначается Президиумом Верховного Совета Украины. Председатель

Правления избирается Верховным Советом Украины по представлению Председателя

Верховного Со­вета сроком на четыре года.

Национальный банк Украины не является независимым. Он под­отчетен Верховному

Совету и оперативно подчинен Кабинету Мини­стров Украины. Председатель

Правления НБУ входит в состав Кабинета Министров. Верховный Совет ежегодно

утверждает основ­ные направления денежно-кредитной политики, а также

рассматри­вает отчет о работе Национального банка Украины и утверждает

распределение его прибыли. Кроме того, в течение 1992- 1993 гг. Верховный

Совет Украины практиковал принятие решений, опреде­ляющих оперативную

деятельность НБУ: увеличение общих объ­емов кредитования, выдачу целевых

кредитов на пополнение обо­ротных средств, погашение задолженности

предприятий государст­венного сектора, ссуд сельскому хозяйству и др.

Политика Нацио­нального банка, его оперативная деятельность по денежно-

кредитному регулированию координируется с программой действий и практикой

работы Кабинета Министров Украины. Со второй половины 1993 г. НБУ совместно

с Кабинетом Министров начал устанавливать, официальный валютный курс

национальной валюты — украинского карбованца.

- Законодательство Украины предопределило построение ее бан­ковской системы в

соответствии с двухуровневым принципом организации, национальный банк

является банком первого уровня. Он выполняет традиционные функции,

характерные для центрального банка государства: является эмиссионным и

расчетным центром го­сударства, банком банков и банкиром правительства.

Национальному банку Украины предоставлено монопольное пра­во на выпуск денег

в обращение. Казначейство Министерства фи­нансов Украины не имеет права

эмиссии денег и осуществляет финансирование государственных расходов в

пределах поступивших доходов в бюджет, а также полученных кредитов. Этим

самым обес­печена кредитная основа совокупного денежного оборота Украины.

На Национальный банк Украины возложена ответственность за создание

материально-технической базы производства собственной валюты, выпущенные в

обращение в начале_1992-г. денежные знаки - украинские карбованцы-(купоны), а

также гривны были изготов­лены за рубежом, Он определяет организационно-

технические ос­новы осуществления налично-денежного оборота:

правила хранения, перевозки и инкассации денежной налично­сти;

правила выполнения кассовых операций банками и хозяйствую­щими субъектами;

создает и управляет резервными фондами банкнот и монеты;

устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков.

Как расчетный центр страны Национальный банк устанавливает с правила

проведения безналичных расчетов хозяйствующими субъектами, а также организует

расчеты между коммерческими банками в Украине. Он представляет интересы

государства в отношениях с у центральными банками других стран, в

международных финансовое кредитных учреждениях. Важной задачей банка

выступает налаживание системы международных межбанковских расчетов и в первую

очередь — со странами СНГ. Устанавливает правила и проводит регистрацию

коммерческих банков, выдает лицензии на ведение валютных операций,

осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков на терри­тории

Украины. Как банк банков он ведет счета коммерческих бан­ков, осуществляет их

расчетно-кассовое обслуживание, предостав­ляет кредиты коммерческим банкам,

устанавливает правила функ­ционирования межбанковского кредитного рынка в

Украине. Национальный банк организует кассовое выполнение бюджета банковской

системой Украины, предоставляет кредиты правитель­ству. На него возложено

выполнение операций по размещению ценных государственных бумаг.

Обслуживание и выдача кредитов правительству осуществляется согласно решениям

Верховного Совета Украины. НБУ запрещено финансировать дефицит

государственного бюджета. Кроме того, на Национальный банк возложено

выполнение операций, связанных с функционированием валютного рынка Украины.

Он, по согласованию с Кабинетом Министров Украины, устанавливает официальный

валютный курс национальных денег, создает валютные резервы, организует

операции с монетарными металлами

На НБУ возложено регулирование банковских операций связан­ных с обращением

приватизационных ценных бумаг, установлением форм безналичных депозитов,

эмиссия приватизационных бумаг, установление условий их хранения, учета и

погашения.

Основной экономической задачей банка является обеспечение стабильности

национальной денежной единицы. На ее решение направлена создаваемая им

система денежно-кредитного регулиро­вания.

Национальный банк Украины отказался от использования харак­терной для

банковской системы бывшего СССР системы кассового планирования, определявшего

оборот денег через кассы банков, и жесткого регулирования наличие денежных

операций в хозяйстве как форм прямого директивного управления денежным

обращени­ем. Объектом регулирования выступает не налично-денежный, а

совокупный денежный оборот. Для его оценки используется при­нятые в мировой

практике показатели денежной массы (М1, М2, МЗ) и скорости обращения денег.

Вместо ограничения объемов кредитных вложений коммерческих банков посредством

установле­ния лимитов, плановых размеров кредитования Национальный банк в

отличие от Российской Федерации, использующей форму бумажных

привати­зационных чеков, в Украине была внедрена форма «ваучерной»

безналичной при­ватизации: открытие гражданам Украины приватизационных счетов

за балансами коммерческих банков.

Начал использовать методы косвенного воздействия, осуществляемую

коммерческими банками депозитную эмиссию.

Это означало переход от административного к экономическому ограничению

объемов кредитных и других активных операций коммерческих банков — их

ограничение величиной мобилизованных кредитных ресурсов. Такой переход

потребовал ликвидации прижившейся в банковской системе бывшего СССР системы

межбанковских расчетов по счетам меж филиальных оборотов (МФО) внедрения

расчетов между коммерческими банками через их корреспондентские счета,

открытые в Национальном банке. Налаживание контроля НБУ за осуществляемой

коммерческими банками кредитной эмиссией потребовало изменения системы

кассового исполнения бюджета, перехода от финансирования расходов

государственного бюджета на кредитной основе, за счет осуществляемой

коммерческими банками согласно бюджетным поручениям Минфин Украины кредитной

эмиссии к его проведению в соответствии реально полученными доходами. Методы

воздействия, которые используются Национальным банком Украины для проведения

в жизнь денежно-кредитной политики, находятся в процессе становления.

Возможности использования операций на открытом рынке ограничены неразвитостью

рынка ценных бумаг в Украине. Государственные ценные бумаги на рынке ценных

бумаг отсутствуют. Министерство финансов Украины не осуществляло эмиссию

ценных бумаг. Государственные ценные бумаги бывшего СССР изымаются из

обращения. Обязательства по размещенной среди юридических лиц

республиканской внутренней 10-процентной ссуде Украины с 1990 г. на вторичном

рынке не обращаются. Возможности осуществления покупки и продажи

негосударственных ценных бумаг в отношениях НБУ и коммерческих банков Украины

не определены.

Характерное для операций на открытом рынке воздействие и объем ликвидных

платежных средств межбанковского оборота используется при осуществлении

Национальным банком операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Осуществляя скупку иностранной валюты, НБУ увеличивает объем ликвидных

средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, что увеличивает их

возможности по выдаче кредитов и осуществлении других активных операций.

Продажа валюты Национальным банком приводит к сокращению остатков

корреспондентских счетов и побуждает коммерческие банки к сокращению,

активных операций, однако состояние валютного рынка Украины в 1993 в начале -

1994 гг. не позволяло широко использовать этот инструмент регулирования.

На практике работы НБУ активно используются такие методы де­нежно-кредитного

регулирования, как:

рефинансирование (учетная и кредитная политика);

регулирование норм обязательных резервов;

регулирование ликвидности коммерческих банков.

Причины столь высоких темпов инфляции в известной мере обусловлены

недостатками в проведении денежно-кредитной поли­тики. Сказались

организационно-технические трудности становле­ния межбанковских расчетов и

задержка внедрения нового порядка кассового исполнения бюджета (он начал

функционировать только с 1 июля 1993 г.), что не позволяло наладить

эффективное регули­рование депозитной эмиссии коммерческих банков со стороны

На­ционального банка Украины. Слабой оказалась финансовая поли­тика

государства. Дефицит государственного бюджета за 1992 г. составил 18, 1 % от

валового внутреннего продукта (ВВП), а за 1993 г. — около 13 %. Это в

условиях, когда на 1992 г. планировал­ся практически бездефицитный бюджет, а

на 1993 г. Верховным Советом Украины был первоначально утвержден бюджет с

дефици­том 6,2% ВВП.

Там не менее, более низкие темпы роста денежной массы по сравнению с темпами

роста цен в течение 1993 г. свидетельствуют о том, что в основе развития

инфляции лежали немонетарные факто­ры. Инфляция в Украине в основном

протекала в форме «инфля­ции издержек». Ее вызвали монопольное поведение

производителей, спад производства и общее снижение его эффективности.

Воздей­ствие этих факторов оказалось особо чувствительным ввиду особен­ностей

структуры экономики Украины: высокого удельного веса

(около 3/4) производства средств, производства, преобладание тя­желой и

добывающей промышленности. Правительство отказалось от использования системы

жестких бюджетных ограничений в от­ношении предприятий-производителей.

Посредством бюджетной, налоговой, кредитной политики оказывалась поддержка

предприя­тиям государственного сектора, сельскохозяйственных

товаропро­изводителей. Несмотря на принятие еще в 1992 г. Закона о

банкрот­стве, этот метод санации экономики практически не использовался.

Широко внедренная с конца 1992 г. система государственного регу­лирования цен

сама выступала дополнительным фактором раскру­чивания инфляции, придавая ей

наиболее разрушительный скачко­образный характер. На наличие значительного

потенциала дальней­шего развития инфляции издержек в Украине указывает

значи­тельное превышение темпов роста оптовых цен по сравнению с рос­том

розничных цен на потребительские товары и услуги в течение 1993 г.

, Эмиссионные операции Национального банка Украины — форма реализации его

монопольного права на выпуск денег в обращение. Они являются составным

элементом системы регулирования налично-денежного оборота, который включает

два основных уровня ор­ганизации: регламентацию кассовых операций банков и

регламента­цию кассовых хозяйствующих субъектов.

С целью обеспечения оперативного решения вопросов, связан­ных с

осуществлением эмиссии наличных денег, во всех управлени­ях НБУ организованы

резервные фонды Национального банка Ук­раины — остатки национальных денежных

знаков, находящихся вне обращения. Резервные фонды создаются также при

некоторых фи­лиалах коммерческих банков — как правило, в прошлом отделений

специализированных государственных банков (банка «Украина» и Укрсоцбанка).

Средствами, находящимися в резервных фондах, распоряжаются правление,

Крымское республиканское и областные управления НБУ. Только с их разрешения

денежные знаки могут быть перемещены из резервных фондов в оборотную кассу

(или операционную кассу филиалов банков, при которых не открыты резерв­ные

фонды). Эта операция и означает эмиссию — выпуск наличных денег в обращение.

Перемещение денежных знаков из оборотной кассы в резервные фонды

обусловливает изъятие денег из обраще­ния. Эта операция, в соответствии с

правилами кассового регулиро­вания, осуществляется автоматически — при

превышении лимитов оборотных (операционных) касс.

Правление Национального банка Украины утверждает лимит оборотных и

операционных касс управлением НБУ в Республике Крым, областях и г. Киева в

целом по стране, области, городу, расчетно-кассовому центру Национального

банка. В пределах этих ли­митов начальники управлений НБУ устанавливают

лимиты оборот­ных и операционных касс, расположенных на территории филиалов

коммерческих банков. При этом учитываются:

объемы кассовых оборотов учреждений банков;

наличие при учреждениях коммерческих банков резервных фон­дов;

условия перевозки наличности между учреждениями банков.

Учреждения коммерческих банков, у которых фактические остатки средств в

оборотной (операционной) кассе на конец опера­ционного дня превышают

установленный лимит, обязаны изъять сверхлимитный остаток из кассы и

переместить соответствующую сумму денежных знаков в резервные фонды.

Учреждения банков, у которых нет резервных фондов, обязаны учитывать

сверхлимитный остаток на отдельном балансовом счете и хранить соответствующую

сумму денежных знаков отдельно от денег, находящихся в опера­ционной кассе.

Об изъятии денег из обращения в тот же день информируется управление

Национального банка высылкой телеграфного авизо. На сумму денег, изъятых из

обращения, средства зачисляются на корреспондентский счет филиала

коммерческого банка. При выда­че наличных денег коммерческому банку

Национальный банк списывает соответствующую сумму с его корреспондентского

счета. Эмиссия наличных денег осуществляется в форме подкрепления

операционных (оборотных) касс учреждений коммерческих банков. Разрешение на

осуществление эмиссии дает начальник управления НБУ или иное лицо,

уполномоченное распоряжаться резервными фондами. Разрешение оформляется в

виде эмиссионных телеграмм, содержание которых соответствующим образом

кодируется. Оно дает право на перемещение определенной суммы денежных знаков

из резервных фондов в оборотную кассу или на использование сверхлимитного

остатка денег, хранящегося в учреждении банка. Для получения разрешения

руководитель учреждения коммерче­ского банка, у которого в ближайшие 2-3 дня

возникает потреб­ность в подкреплении кассовой наличностью, должен обратиться

к начальнику управления НБУ.

При отсутствии нужной суммы сверхлимитных остатков или не­достатке средств в

резервных фондах учреждения банков получают подкрепление из оборотных касс

управлений Национального банка.

Сверхлимитные остатки денег, превышающие внутри месячную потребность в

дополнительных кассовых ресурсах, вывозятся аппа­ратом инкассации

Национального банка Украины.

Организационно технически модель межбанков­ских расчетов включает ряд новых

элементов. В составе НБУ создано новое подразделение — расчет­ная палата, на

которую возложено техническое проведение межбан­ковских расчетов на основе

электронных технологий. Расчетная па­лата построена по двухуровневому

принципу:

центральная расчетная палата (ЦРП), подчиненная непосредст­венно НБУ;

региональные расчетные палаты (РРП), которые являются стру­ктурными

подразделениями территориальных управлений Наци­онального банка.

Для проведения расчетов коммерческим банкам наряду со счета­ми, открытыми в

РКЦ, открываются технические корреспондент­ские счета и субсчета в

региональной расчетной палате. РКЦ так­же является участником региональной

расчетной палаты.

Требования к резервам могут распространяться либо на все бан­ковские депозиты

(вклады) и пассивы, полученные из других источ­ников, либо только на

отдельные типы банковских обязательств.

Размер обязательных резервов устанавливают в соответствии с Законом Украины

«О банках и банковской деятельности».

Законом определено право Национального банка самостоятельно устанавливать

нормы (ставки) обязательных резервов и типы обяза­тельств банка, на которые

они распространяются. В странах с раз­витой рыночной экономикой, например

США, ФРГ, максимальные нормы обязательных резервов и типы обязательств

банков, для ко­торых обязательно образование резерва, предусмотрены в

специаль­ных законодательных актах и не являются прерогативой Централь­ного

банка. В рамках законодательно установленных пределов и в зависимости от

экономической ситуации центральные банки могут устанавливать различные нормы

резервирования.

Опыт развития государственного регулирования банковской сис­темы в странах с

рыночной экономикой показывает, что историчес­ки первоначально использование

центральными банками инструмен­та обязательных (минимальных) резервов

преследовало цель обеспе­чить вклады клиентов в коммерческих банках

ликвидными резерва­ми и таким путем защитить интересы вкладчиков.

В современных условиях политика обязательных резервов, про­водимая

центральными банками, имеет двойное назначение:

призвана обеспечить поддержание устойчивой ликвидности ком­мерческих банков;

является инструментом регулирования объема денежной массы.

Применение механизма обязательных резервов позволяет цен­тральному банку

непосредственно влиять на количество денег, на­ходящихся в распоряжении

коммерческих банков. Повышение про­центных ставок по обязательным резервам

увеличивает размеры бес­процентных вкладов коммерческих банков в центральном

банке, что непосредственно сокращает размеры вкладов и других привлечен­ных

средств, которые коммерческие банки могут использовать для предоставления

ссуд. При этом, независимо от размера обяза­тельных резервов, банки обязаны

выплачивать проценты по всем вкладам.

В частности, по утвержденному с 1 марта 1994 г. порядку фор­мирования

обязательных резервов для всех видов обязательств банка и прочих привлеченных

средств установлена единая норма резер­вирования в размере 15 %. Средства, на

которые распространяются обязательства по созданию минимальных резервов,

можно объеди­нить в шесть групп (см. табл. 1), исходя из вида обязательств и

их происхождения.

Таблица 1. Ставки обязательных резервов (% к сумме обязательств банка)

п/п

Вид привлеченных средств

Норма, %
1.Средства государственных и внебюджетных государственных фондов; средства местных бюджетов15
2.Средства на расчетных, текущих счетах, счетах по капитальным вложениям юридических лиц; средства в расчет ах15
3.Средства в межбанковских расчетах15
4.Срочные депозиты юридических лиц15
5.Депозиты всех видов граждан15
6.Прочие привлеченные банками средства15

В первую группу включены привлеченные банками средства, сформированные за

счет средств государственного и местных бюд­жетов. К ним также отнесены

средства внебюджетных государст­венных фондов, аккумулированные за счет

обязательных отчисле­ний и предназначенные для финансирования целевых

правительст­венных программ.

Вторая группа охватывает средства, привлеченные на расчетные счета, счета по

капитальным вложениям и текущие счета юридичес­ких и физических лиц —

субъектов предпринимательской деятель­ности, на счета общественных

организаций, а также средства депо­нированные для проведения расчетов

хозяйствующих субъектов.

К третьей группе отнесены средства, находящиеся на корреспон­дентском счете

банка в НБУ, корреспондентские счета других бан­ков, открытые в данном

коммерческом банке. Вызывает сомнение обоснованность начисления обязательных

резервов на остатки средств на корреспондентском счете в НБУ. Возникновение

креди­тового сальдо по корреспондентскому счету означает образование

долгового обязательства коммерческого банка перед НБУ, несанк­ционированного

последним. При наступлении таких случаев к ком­мерческим банкам применяются

жесткие штрафные санкции.

Четвертая и пятая группа включают срочные депозиты юриди­ческих лиц и все

виды вкладов граждан, независимо от сроков их размещения.

К прочим привлеченным банками средствам относятся получен­ные ими

межбанковские кредиты, прочая кредиторская задолжен­ность банков, размещенные

депозитные сертификаты.

Освобождаются от обязательного резервирования средства юри­дических лиц,

привлеченные банками в срочные депозиты на срок шесть и более месяцев,

которые оформлены в виде депозитных сер­тификатов.

В практике многих стран используется дифференцированный подход при

установлении норм резервирования в зависимости от вида обязательств, их

происхождения и величины отдельных видов обязательств. При дифференциации по

виду обязательств исходят из различной степени ликвидности, различных

банковских вкладов. Так, резервные ставки для обязательств, подлежащих оплате

по предъявлению, как правило, самые высокие, а для сберегательных вкладов —

самые низкие.

Коммерческие банки и их филиалы обязательные резервы хра­нят на

корреспондентских (субкорреспондентских) счетах, откры­тых в расчетно-

кассовых центрах НБУ. Их задачей является под­держание остатка средств на

корреспондентском счете (субсчете) не ниже нормативной величины обязательных

резервов. Сумма остат­ка средств, превышающая нормативную величину

обязательных ре­зервов, образует вторичные резервы коммерческого банка.

Расчет нормативной (обязательной) величины минимальных ре­зервов коммерческие

банки осуществляют трижды в месяц за каж­дую декаду, не позднее 3-го, 13-го и

23-го числа ежемесячно. При этом расчетный и эксплуатационный периоды для

формирования минимальных резервов совпадают.

Для расчета нормативной величины минимальных резервов за каждый день

расчетной декады определяется сумма остатка обяза­тельных резервов,

подлежащая хранению на хозрасчете. Эта сумма рассчитывается ежедневно путем

умножения общей суммы обяза­тельств банка (1-6 группы), которые подлежат

резервированию, на установленную ставку резервирования. Нормативная величина

ми­нимальных резервов определяется как средне хронологическая сум­ма исходя

из рассчитанных ежедневных остатков обязательных резервов за декадный период.

За этот же период определяется факти­ческий сред нехронологический остаток

средств, который имелся на корреспондентском счете коммерческого банка

(филиала). Посред­ством сравнения фактического сред нехронологического

остатка на корреспондентском счете с нормативной величиной определяют, имеет

ли место недовзнос суммы ежедневных обязательных резер­вов за прошедшую

декаду или коммерческий банк располагает вто­ричными резервами. Если

коммерческий банк допускает невыпол­нение обязательств по минимальным

резервам, НБУ применяет к не­му штрафные санкции. Штраф установлен в размере

5 % от суммы недоперечисленных минимальных резервов. Сумма недоперечисленных

минимальных резервов определяется путем умножения рассчитанной недовнесенной

ежедневно суммы на число календарных дней в декаде.

Таким образом, действующая методика формирования обяза­тельных резервов

предоставляет коммерческим банкам возможнос­ти для маневра, т. е.

обязательство по минимальным резервам может выполняться не каждый день.

Коммерческие банки имеют возмож­ность в определенные дни использовать на

другие цели деньги, ко­торые они должны перечислить в обязательные резервы.

Недоотчисление должно быть перекрыто в последующие дни. Коммерчес­кий банк

считается выполнившим обязательство по минимальным резервам, если по

окончании декады будет установлено, что он в среднем ежедневно держал

соответствующую сумму в качестве ми­нимальных резервов на корреспондентском

счете (субкорреспон­дентском счете).

Коммерческие банки могут также регулировать выполнение обязательств по

минимальным резервам входящими в их структуру филиалами за счет

маневрирования остатками средств на субкорреспондентских счетах филиалов.

Проведение контроля за своевременностью и полнотой перечис­ления

коммерческими банками и их филиалами обязательных ре­зервов возможно на

региональные управления Национального банка. Областные управления

осуществляют контроль на основании пре­доставляемых коммерческими банками

балансовых отчетов и от­дельных расчетов в сроки, установленные для

определения норма­тивной величины минимальных резервов.

Недостаточная гибкость механизма обязательного резервирова­ния может быть

фактором, усугубляющим общую ликвидность банковской системы. Так, проведение

Национальным банком в кон­це 1993 г. жесткой рестрикционной политики в

сочетании с политикой высоких норм обязательных резервов на фоне ценового

бума привело к резкому сокращению остатков средств на корреспондент­ских

счетах коммерческих банков. Это заблокировало межбанков­ские расчеты и

привело к подрыву функции банков по осуществле­нию расчетов между

хозяйствующими субъектами: банки не могли проводить платежи между клиентами,

располагающими необходи­мой суммой средств на счетах. Резкое снижение

остатков средств на корреспондентских счетах обусловлено значительным

увеличением налично-денежной эмиссии, вызванной необходимостью обеспече­ния

выплат заработной платы по единовременно (трехкратно) уве­личенным тарифам,

окладам и другим доходам населения. Смяг­чить это явление можно было путем

полного или частичного вклю­чения в обязательные резервы остатков наличности

в кассе банка (как это практикуется в отдельных странах) либо посредством

уменьшения норм обязательных резервов.

3. Вывод:

Основными приоритетами НБУ является обеспечение стабильности национальной

валюты, обеспечение платежного оборота, обеспечение государственного контроля

над коммерческими банками, обеспечение стабильности банковской системы в

целом. Создание золото - валютного резерва страны, развитие рынка

государственных ценных бумаг, и укрепление международного финансово-

экономического положения государства.

До последнего момента управление НБУ допускало много ошибок и просчетов.

Будем надеяться, что с приходом нового руководства, и с разработкой новой

программы действий финансовое состояние страны перестанет ухудшатся и начнет

стабилизироваться.

4. Список используемой литературы:

1. Э. Д. Долан "Макроэкономика" С. Петербург 1994г.

2. В. Д. Базелевич «Макроэкономика» Опорный конспект лекций. Киев 1997г.

3. М. К. Бункина «Макроэкономика» Москва 1995г.

4. «Вступ до банкiвскоi справи» Киев 1998г.

5. А.Н.Мороз «Основы банковского дела»

6. Т. П. Остапишин «Основи банкiвскоi справи».



(C) 2009