Научная Петербургская Академия

Реферат: Экономика Латинской Америки

Реферат: Экономика Латинской Америки

Латинская Америка Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя небольшая часть континента все еще остается во владении других стран. Страны Латинской Америки прошли сложный и тернистый социально-экономического развития — от бывших колоний конгломерата независимых государств, различающихся по уровню социально-экономического развития, характеру и степени участия в мирохозяйственных связях. Ныне данный регион, прежде всего его ведущие государства и в первую очередь три гиганта – Бразилия, Мексика и Аргентина, занимает промежуточное положение между развитыми государствами Севера и разви­вшимися странами Юга. Причем состояние экономики трех латиноамериканских гигантов (На них приходится 2/3 регионального ВВП, в том числе на долю Бразилии 31%) оказывает решающее воздействие на динамику региональных макроэкономических показателей (табл.1). Таблица 1. Социально-экономические показатели ведущих стран Латинской Америки (данные за 1997 г.)
Страны

Население,

млн чел.

ВВП (по ППС)

общий,

млрд долл.

на душу

населения,

долл.

темпы прироста

в 1990-1997 гг.,

%

Аргентина3655,099504,5
Антигуа и Барбуда0,10,68720.
Багамские о-ва0,3.11830.
Боливия86,3*2860*.
Белиз0,30,94110.
Бразилия1641020,062403,1
Венесуэла23194,385301,9
Ганти78,61540-3,8
Гватемала1143,138404,1
Гайана0,82,42890
Гондурас613,822003,4
Доминиканская республика836,845405,0
Колумбия38251,7672045
Коста-Рика422,564103,7
Куба11
Мексика95770,381201,8
Никарагуа511,023705,7
Панама319,270704,8
Парагвай519,738703,1
Перу25108,743906,0
Сальвадор616,728105,8
Тринидад и Тобаго18,464101,5
Уругвай327,384603,7
Чили15176,6120807,2

*Данные за 1996 г.

Источник: The World Bank. World Development Report. Wash. 1 998 . P-190-191, 232

Основные черты социально-экономического развития Серьезные сдвиги в экономическом развитии большинства стран латиноамериканского региона начались практически лишь после Второй мировой войны. Социальная обстановка в регионе – нищета, хроническая безработица и аграрное перенаселение — требовали ускорения социально-экономического развития на базе индустриализации. В то же время обеспечению такого роста мешал крайне низкий уровень внутренних накоплений. Это объяснялось недостаточностью не только иностранных инвестиций, но и экспортных доходов из-за резких колебаний мировой конъюнктуры и тенденции к ухудшению условий сбыта традиционных товаров Латинской Америки в 50-е гг. Импортозамещающая модель 50-70-х гг. Из двух моделей стратегии индустриализации — экспортоори-ентированной и импортозамещающей — страны Латинской Аме­рики в создавшихся условиях выбрали в принципе вторую (при всех страновых различиях). Хотя реализация этой модели в 50— 70-е гг. не означала курса на автаркию или изоляцию от мирового рынка, акцент был сделан на импортозамещающую индустриали­зацию на базе богатых сырьевых ресурсов и при помощи протек­ционизма внутреннего рынка с одновременным форсированием экспорта. В связи со слабостью национального предпринимательства ре­шающую роль в претворении этой стратегии в жизнь сыграло го­сударство, которое вплоть до 90-х гг. являлось основным пред­принимателем и регулятором всей хозяйственной жизни в Латин­ской Америке. За счет инфляционного финансирования был со­здан крупный государственный сектор, прежде всего в промыш­ленности (энергетика, металлургия, химия, машиностроение), производственный потенциал которого составил основу латино­американской промышленности. В результате заметно возросла роль внутренних факторов развития, хотя зависимость от внешних источников финансирования по-прежнему остается высокой. Прирост ВВП в странах — гигантах Латинской Америки в пе­риод 60—70-х гг. характеризовался данными, приведенными в табл. 2. Таблица 2. Среднегодовые темпы прироста ВВП ведущих латиноамериканских стран, в %

Страны

1961-1970 гг.

1971-1980 гг.

Бразилия 6,39,6
Мексика 7,87,4
Аргентина 4,62,8
Латинская Америка в целом 6,36,8
В итоге, несмотря на серьезные издержки (инфляция, низкая конкурентоспособность готовых изделий и т.д.) Латинская Аме­рике располагает ныне солидным производственным потенциа­лом. При этом наибольших успехов в этом отношений добились Мексика и Бразилия. Последняя по абсолютному объему ВВП к концу 90-х гг. заняла 9-10-е место в мире. Наряду с развитием традиционных отраслей тяжелой индустрии в Бразилии ускори­лось формирование наукоемких производств (электроники и робототехники, производства новых материалов, беотехнологии, атомной и авиакосмической промышленности). Вместе с тем реализация государственных программ индустриализации привел к хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового положения и росту внешнего долга, по величине которого Бразилия вместе с Мексикой лидируют в мире. Особенности модели развития малых латиноамериканских стран Что касается малых государств Центральной Америки и Карибского бассейна, то они по-прежнему в принципе придерживались экспортоориентированной модели развития с узкой товарной специализацией. Заметное развитие в этом субрегионе получил туризм, а в промышленности — сборочных производств импортных компонентов изделий электроники, бытовых приборов, поставляемых затем в основном на североамериканский рынок. Экономическая интеграция в регионе Важным фактором экономического развития Латинской Америки в последние десятилетия стал рост внутрирегионального сотрудничества, прежде всего в рамках интеграционных объединений. Еще в начале 50-х гг. была выдвинута концепция создания общего латиноамериканского рынка как важного импульса ускорения экономического роста. Однако вместо единого рынка были учреждены две торгово-экономические группировки: Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и Ценральноамериканский общий рынок (ЦАОР). Главной целью ЛАСТ являлось учреждение к 1973 г, зоны свободной торговли путем либерализации взаимного товарооборота. Однако и эта цель оказалась столь же амбициозной, как и образование общего рынка, прежде всего с точки зрения менее развитых членов ЛАСТ, которые стремились сохранить защитные меры в отношений главных отраслей их экономики перед экспансией более сильных членов ассоциации. Рост противоречий привел к тому, что уже в 1969 г. группа в основном среднеразвитых (по меркам региона) стран учредила в рамках ЛАСТ субрегиональную группировку — Андский пакт (Колумбия, Перу, Эквадор, Боливия; в 1973 г. в пакт вступила Венесуэла, а в 1976 г из него вышла Чили). Ответной peaкцией со стороны других участников ЛАСТ стало формирование блока во главе с Аргентиной и Бразилией, позднее оформившегося в МЕРКОСУР (см. 12.5). В конечном счете ЛАСТ в 1980 г. была преобразована в Лати­ноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАЙ) в целях содей­ствия либерализации внутрирегиональной торговли, но без каких-либо конкретных обязательств со стороны стран-участниц. Схо­жие цели преследует и ЦАОР. Новой и достаточно активной интеграционной группировкой стала организованная Карибскими островными государствами Ка­рибская зона свободной торговли, которая в 1973 г. была преоб­разована в Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ) с целью создания более тесной интеграционной группировки. Важным новым моментом латиноамериканской интеграции является ее все большее соприкосновение с североамериканской. На базе быстро растущей взаимной торговли и сокращающегося разрыва по уровню развития между наиболее ведущими странами Латинской Америки и США идея интеграции между двумя аме­риканскими регионами становится все более популярной. Разви­тие этой идеи будет зависеть от того, насколько успешно будет идти интеграция между США и одним из латиноамериканских гигантов — Мексикой в рамках НАФТА. Пока же реальной пред­ставляется реализация первого шага на этом пути — создание па­намериканской зоны свободной торговли, от Аляски до Огненной Земли. Кризис прежней модели 80-е гг. стали «потерянным десятилетием» для большинства стран Латинской Америки. Курс на импортозамещение при вы­соком уровне протекционизма и форсировании экспорта уже к середине 70-х гг. практически исчерпал свои возможности, экономический рост Латинской Америки начал терять свой дина­мизм. На это наложился Долговой кризис и громадные платежи в счет погашения внешнего долга, поглощавшие 1/3 экспортной выручки региона. Ситуация ухудшалась также из-за падения цен на основные экспортные товары. К снижению темпов роста ВВП добавилось увеличение дефицита государственного бюджета (де­фицит бюджета центрального правительства возрос с 1—2% от ВВП во второй половине 70-х гг. до 4-9% в 80-е гг.) и подско­чившая на этой основе и без того немалая инфляция (12,5% — в 1970 г., 55 - в 1980 г. и 521% - в 1990 г.) (табл.3). Таблица 3. Среднегодовая динамика ВВП, инфляции и цен на экспортируемые товары стран Латинской Америки
Показатели 1980-1989 гг.

1990-1999гг.

(прогноз)

ВВП

В том числе на душу населения

Потребительские цены

Цены на экспортируемые товары

2,2

0,0

116,7

-0,6

3,4

1,6

91,2

-0,4

Источник: IMF. Wortd Economic Outlook. May 1998. Wash. 1998. P. 151, 15t 175
Основные черты современной модели На рубеже 80-90-х гг. в большинстве стран Латинской Америки были проведены радикальные реформы по либерализации экономической политики в соответствии с Вашингтонским консенсусом, направленные на стабилизацию финансов и ускорение экономического роста. Большая волна приватизации, охватившая Латинскую Америку в 80-90е гг., привела к тому, что процесс приватизации к концу 90-х гг. почти завершился в Мексике и близок к завершению в Бразилии, Уменьшился дефицит государственного бюджета - до 0-2% от ВВП. Одновременно снизилась инфляция 44% — в 1995 г. и около 10% — в 1998 г. В результате либерализации импортного режима среднеарифметический уровень импортных пошлин понизился в середине 90-х гг. в Бразилии до 12%, в Аргентине — до 11%, в Мексике — до 13%. Уменьшение государственного вмешательства в экономику, приватизация значительной части государственного сектора (часть его активов была приобретена иностранными инвесторами), ужесточение финансовой политики и совершенствование налоговой системы, а также возобновившийся экономический рост усилили приток в Латинскую Америку иностранного капитала. В рамках «плана Брейди» внешний долг большинства латиноамериканских стран во второй половине 80-х гг. был реструктурирован, в результате чего он снизился более чем на 55%. Тем не менее хронической проблемой Латинской Америки остается ситуация в ее финансовой и валютной сферах. Из-за растущего в 90-е гг. дефицита, торгового баланса, вновь увеличивающегося внешнего долга (758,5 млрд долл., по прогнозу МВФ в 1999 г. по сравнению с 441 млрд долл. в 1990 г.) и быстро растущих на этой основе расходов по его обслуживанию (более 100 млрд.долл. в год, то есть около 46% экспортной выручки по сравнению с 33% в 1990 г.) платежный баланс Латинской Америки по теку­щим операциям систематически сводится со все большим отри­цательным сальдо/Так, если в 1990 т» оно составляло 1 млрд долл., то, по прогнозу МВФ, в 1999 г. оно будет равно 70 млрд долл. Попытки привлечь к обслуживанию дефицита платежного балан­са «горячие деньги» помогли временно смягчить проблему, но обернулись финансовыми кризисами в 1994-1995 и 1998-1999 гг. Внешние факторы развития Внешняя торговля В 90-е гг. доля Латинской Америки в мировом экспорте росла, составив почти 5% (правда, еще быстрее росла ее доля в мировом импорте, превысившая 5%). Темпы роста латиноамериканского экспорта в указанные годы равнялись 9%, т.е. они намного опе­режали темпы роста ВВП, и при этом происходили прогрессивные сдвиги в структуре экспорта: роста доля машин и оборудования и снижалась доля сырья и топлива. Экспорт был ориентирован в первую очередь (70%) на развитые страны (в том числе 50% — на США), а во вторую (21 %) — на взаимную торговлю. Тем не менее острейшей проблемой Латинской Америки остается быстро растущий в условиях либерализации внешней торговли отрыв импорта от экспорта и нарастающий дефицит внешнетор­гового баланса. Импорт капитала В 90-е гг. резко увеличился приток прямых иностранных ин­вестиций в Латинскую Америку. Так, со среднегодовой в 1986-1991 гг. величины в 9,5 млрд. долл. он возрос до 56 млрд. долл. в 1997 г:, прежде всего за счет Аргентины (6,3 млрд. долл.), Бразилии (16,3), Венесуэлы (4,9), Колумбии (2,4), Чили (5,4) и Мексики (12,1 млрд.долл.). В результате объем накопленных на континенте прямых иностранных инвестиций возрос с 48 млрд. долл. в 1980 г. и 124 млрд. долл. в 1990 г. до 375 млрд. долл. в 1997 г., причем 1/3 из них приходится на Бразилию (126 млрд. долл.) и 1/4.— на Мек­сику (87 млрд. долл.). В результате прямые иностранные инвестиции обеспечивали в 1996 г. около 13% всех капиталовложений в основной капитал на континенте. Тем не менее основным видом притекающего на континент иностранного капитала вплоть до последнего времени являлись портфельные инвестиции, причем, как и в России, преимущест­венно в покупку государственных ценных бумаг, а не в акции ком­паний. При наступлении признаков ухудшения экономической ситуации эти «горячие деньги» быстро уходят из страны, придавая возможному финансовому кризису уже неизбежный характер. Так, в конце 1998 г. иностранный инвесторы, подгоняемые со­мнениями в способности бразильского правительства покрыть 65- миллиардный дефицит бюджета, увели из страны 40 млрд. долл. Экономические отношения России с Латинской Америкой Эти отношения имеют давнюю историю, но в последние де­сятилетия они во многом определялись связями нашей страны с Кубой. В 1989 г. доля Латинской Америки во внешней торговле СССР составляла 6,5%, в том числе с Кубой — 5,5%. С распадом СССР эта торговля резко упала, но в последние годы имеет тенденцию к росту. В 1997 г. доля Латинской Америки во внешнеторговом обороте России составили 1,8%, подавляющая часть которого приходится на Кубу, Бразилию, Аргентину, а также Панаму и другие оффшорные центры Латинской Америки. Еще в советские времена сложилась структура товарооборота с указанными странами. Наша страна традиционно закупает там товары, которые либо не производятся в России по природно-климатическим условиям, либо их производство дефицитно в определенные годы (кофе, какао-бобы и продукты их переработки, бананы, растительные масла, сахар, шерсть, кожи, бокситы и др.) Что касается отечественного экспорта, то в 90-е гг. он претерпел существенные изменения. Если раньше 4/5 и более советского экспорта в Латинскую Америку составляла продукция машиностроения, то в последние годы российский экспорт в страны этого региона включает в основном материалы и полуфабрикаты (удобрения, лесоматериалы, цемент, металлы и т.д.), т.е. товары с низкой степенью обработки. Исключение составляют поставки автомобилей в Панаму, где через свободную экспортную зону г.Колон они реэкспортируются в другие латиноамериканские страны, а также поставки авиатехники в Перу. При оценке перспектив экономических связей следует учитывать возможности использования уже созданного задела, в том числе в виде ранее построенных с нашей помощью промышленных объектов (особенно на Кубе), ранее проданного энергетического оборудования и авиационной техники, которые нуждаются в модернизации и запасных частях. Выводы 1. Латиноамериканский регион, прежде всего его ведущие государ­ства — Бразилия, Мексика и Аргентина, занимает промежуточное поло­жение между развитыми государствами Севера и развивающимися стра­нами Юга. 2. В 50—70-е гг. латиноамериканские страны в основном развивались в рамках импортозамещающей модели с сильным протекционизмом и одновременным формированием экспорта. В итоге Латинская Америка располагает ныне солидным производственным потенциалом, но вместе с тем реализация государственных программ индустриализации привела к хроническому дефициту государственного бюджета, неустойчивости финансового положения и росту внешнего долга. 3. На рубеже 80-90 гг. в большинстве латиноамериканских стран были проведены либеральные экономические реформы. В результате ус­корились ранее упавшие темпы экономического роста, снизились дефи­цит государственного бюджета и инфляция, была либерализована внеш­няя торговля.


(C) 2009