Научная Петербургская Академия

Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округа

Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округа

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра государственного и муниципального управления

Курсовая работа

по курсу «Территориальная организация общества»

«Анализ структуры и объем работы транспортного комплекса в Уральском

федеральном округе»

Выполнила: ст-ка гр.432

Елесина Н.

Проверила: доц. Дегтярева В.А.

Санкт-Петербург

2005

Содержание

Введение. 3

Глава I. Общие положения. 4

Глава II. Роль транспорта, его виды, анализ структуры и объем работы. 6

2.1.Сухопутный транспорт. 7

а) Железнодорожный. 7

б) автомобильный. 10

2.2 Внутренний водный (речной) транспорт. 16

2.3 Трубопроводный транспорт. 17

2.4 Воздушный транспорт. 18

2.5 Электронный транспорт. 19

Заключение. 21

Список литературы. 23

Приложение 1. 24

Приложение 2. 25

Введение

Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округа Транспорт - важнейшая сфера

общественного производства. В системе народно-хозяйственного комплекса как

страны в целом, так и Уральского федерального округа транспорт занимает

особое место. Он обеспечивает производственные связи, обмен продукцией между

различными районами внешнюю торговлю страны, способствует общению людей.

Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение

общественного производства, без его учета нельзя достичь рационального

размещения производительных сил. Важное значение транспорт имеет и в решении

социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой

транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и

производства.

В данной курсовой работе будет произведен анализ структуры и объема работы

транспортного комплекса Урала, так как все виды транспорта в этом регионе

присутствуют и достаточно хорошо развиты.

Известно, что низкая транспортная освоенность влечет экономические потери.

Поэтому важно проанализировать, какие виды транспорта наиболее развиты и

рентабельны. Необходимо также оценить степень влияния транспорта в целом на

развитие региона, ведь «его устойчивое и эффективное функционирование является

необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста,

обеспечения целостности, повышения уровня жизни населения»

[1]. В работе будут рассмотрены и проанализированы все существующие на

сегодняшний день виды транспорта, а именно: сухопутный (железнодорожный и

автомобильный), внутренний водный, воздушный, трубопроводный и электронный

(ЛЭП). В Уральском федеральном округе развиты все эти виды.

В целях написания данной курсовой работы были использованы различные

источники литературы: учебники и книги – для теоретической основы, словари,

официальный сайт Министерства Транспорта РФ – для описания современной

ситуации и стратегии развития транспорта в РФ, статистические сборники – для

проведения анализа.

Глава I. Общие положения

Роль транспортной сети в экономике любого региона исключительно важна,

поскольку процесс производства фактически завершается тогда, когда товар

доставлен потребителю.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не

производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем,

материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию

потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции.

Доля транспортных расходов в цене приобретаемых товаров (по России в целом)

составляет 15-20% против 7-8% в странах развитой рыночной экономики. Причина

тому - не протяженность транспортных коммуникаций, а отставание в современных

транспортных технологиях, системах хозяйствования и управления, а также

сохранение неэффективных схем финансирования. И, конечно, тормозом остаются

высокие энергозатраты на транспорте. Эти расходы могут быть больше или меньше в

зависимости от того, как работает транспортно-дорожный комплекс. Вот почему

исключительно важно обеспечить его развитие и функционирование на уровне

современной рыночной экономики. По некоторым отраслям промышленности

транспортные издержки очень значительны, как например, в лесной, нефтяной

промышленности, где они могут достигать до 50%. Транспортный фактор имеет особо

важное значение в Уральском регионе с его огромной территорией (824 тыс. км

2).

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса

Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в

территориальном разделении труда, а с другой, - высоким уровнем комплексности

экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства

работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда -

высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60 %).

Урал изобилует минералами и главным своим богатством - полезными ископаемыми.

Чего здесь только нет! Железные и медные руды, хром и никель, кобальт и цинк,

алюминиевые руды и асбест, каменный уголь и нефть, калийные удобрения, сода и

серная кислота и др., а так же кристаллы горного хрусталя, изумительные

аметисты, рубины, сапфиры, топазы, краса и гордость Урала - зеленый изумруд.

При наличии такого огромного количества запасов очень важно, чтобы

транспортная сеть функционировала правильно и в полном объеме с целью

доставить все богатства Урала и всю произведенную на его территории продукцию

в другие регионы и даже в другие страны. Для этого необходима верная

транспортная политика как местных властей, так и государства в целом.

В самом начале XXI века государственная политика в области транспорта была

направлена, прежде всего, на совершенствование правовых и экономических

условий транспортной деятельности, проведение реформ, обеспечение

безопасности дорожного движения, стимулирование инвестиций на транспорте,

повышение конкурентоспособности российской транспортной системы на мировом

транспортном рынке. В какой-то мере эти проблемы остаются и сегодня.

Правительство ищет различные пути их решения.

В последние годы транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки

грузов и пассажиров. Начиная с 2000, наблюдалось снижение грузоемкости

экономики и рост подвижности населения.

Однако, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние

транспортной отрасли в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень

ее развития достаточным. Основной структурной проблемой является

несоответствие между уровнем развития и качеством функционирования

транспортной отрасли, в первую очередь транспортной инфраструктуры, и спросом

на транспортные услуги. Это несоответствие проявляется в ряде дисбалансов,

которые в самое ближайшее время могут создать угрозу ограничения

экономического роста и замедления социального развития:

1. Не завершено формирование опорной транспортной сети.

2. Наиболее остро проблема «инфраструктурного разрыва» стоит в дорожном

хозяйстве, характеристики существующей сети автомобильных дорог не

соответствуют по своим параметрам социально-экономическим потребностям и, в

первую очередь, темпам развития автомобилизации.

3. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными

темпами, их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать.

4. Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное

отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению

растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости

перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной

инфраструктуры.

5. Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных

коммуникаций и перевозчиков.

6. Показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь

дорожного движения, не соответствуют мировому уровню.

Эти недостатки относятся не только к Уральскому региону, они касаются

положения транспортной сети страны в целом. Естественно, что их необходимо

устранять в целях эффективного функционирования данной отрасли народного

хозяйства и, следовательно, улучшения общего развития.

Глава II. Роль транспорта, его виды, анализ структуры и объем работы

Уральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими

регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а

поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами

осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными

материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с

соседними экономическими районами: Западно-Сибирский и Поволжский. Западная

Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а

ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из

Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и

другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом

продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет

за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры,

экскаваторы, мотоциклы, природный газ.

Транспортный комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов

хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала

определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают

широтные направления. Построена меридианная железная дорога,

выполняющая внутрирайонные перевозки. Транспорт района отличается

высокой грузонапряжённостью, осуществляя перевозки массовых грузов

внутри района и транзитные.

Транспорт района имеет исключительно важную роль, учитывая транзитное

положение Урала. Территория района покрыта густой сетью железных и

автомобильных дорог, ЛЭП и трубопроводами. Внутренние и межрайонные

перевозки в большей степени осуществляются по железным дорогам. Магистрали,

расположенные в меридиональном направлении служат межрайонному сообщению, а в

широтном - обеспечивают связи Урала с соседними районами Российской Федерации

и странами "ближнего зарубежья". Особенно большое значение имеют дороги,

проходящие через Челябинск и Екатеринбург. На Урале сформировалась мощная

транспортная система. По итогам работы за 10 месяцев 2003 года в целом по

округу к соответствующему периоду 2002 года объемы перевозок грузов всеми

видами транспорта возросли на 4,3%, или на 45,0 миллионов тонн, грузооборот —

на 8,7%, или на 70,6 миллиарда тонно-километров. Рост объемов перевозок

грузов достигнут на всех видах транспорта, за исключением внутреннего

водного.

2.1.Сухопутный транспорт

а) Железнодорожный

Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта,

обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее

значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами

над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности

основных транспортно-экономических межрайонных связей Урала с конфигурацией,

пропускной и провозной способностью.

Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность провозить

практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность,

сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и

автомобильного транспорта), независимость от природных условий (строительство

железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично

осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта),

сравнительно высокая скорость движения и др.

Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе

принадлежит железным дорогам.

Таблица №1

ДЛИНА ДОРОГ

(км, всего и на 10 тыс.км2)

Железнодорожный транспорт

Республика Башкортостан1518

105

Республика Удмуртия859

204,5

Курганская область748

105

Оренбургская область1487

120

Пермская область1511

118

Свердловская область3551

182

Челябинская область1793

204

Уральский эк. район

11467

139

В целом по району показатели достаточно высоки, недаром данный вид транспорта

в районе является основным.

Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном в широтном направлении,

они осуществляют экономические связи с другими районами. Наибольшее значение

из широтных магистралей, осуществляющих экономические связи с другими

районами, имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск - Владивосток. Но

главной широтной дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт,

связывающий Москву с Сибирью. Широтные магистрали пересекают Урал на широте

Челябинска и Оренбурга - Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют

роль распределителей грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного обмена.

Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется

линия Полуночное - Орск; параллельно ей идёт дорога Серов - Челябинск. На

западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск - Бакал. Построена

также железная дорога в Тюменскую область Ивдель - Обь. Предполагается

построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную

железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока

грузонапряженность дорог.

Значительная часть железных дорог электрифицирована, что связано с высокой

грузонапряженностью и большим количеством подъёмов на многих участках.

Основные объемы перевозок по железной дороге приходятся на следующие станции:

Свердловск-сортировочный, Пермь-сортировочный, Серов-сортировочный,

Челябинск-главный, Оренбург. Перегрузка железнодорожного транспорта вызвана

тем фактом, что автомобильный и речной транспорт развиты недостаточно.

Таблица №2

ГУСТОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территории)

199819992000200120022003

Место,

занимаемое в РФ,

2003

Российская Федерация

50

50

50

50

50

50

Уральский

федеральный округ

48

48

48

48

48

48

5

Курганская область

105

105

105

105

105

105

46

Свердловская область

182

183

183

183

183

183

28

Тюменская область

17

17

17

17

17

17

69

В том числе:

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

21

21

21

21

21

21

Ямало-Ненецкий автономный округ

7

7

7

7

7

7

Челябинская область

204

204

204

204

204

204

24

Из данной таблицы видно, что Уральский федеральный округ имеет густую

железнодорожную сеть, практически как по России в целом (48 и50 км 10000 км

2 соответственно) и по данному показателю занимает 5 место в Федерации.

Однако, наиболее густая железнодорожная сеть в европейской части страны.

Что же касается отправления грузов железнодорожным транспортом общего

пользования, то из таблицы №2 (см. ниже) можно сделать следующий вывод: с

каждым годом этот показатель возрастает и на сегодняшний день в Уральском

федеральном округе составляет более 124 млн. тонн в год.

Массовые грузовые и пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего

пользования осуществляются филиалами ОАО «Российские железные дороги»:

Свердловской и Южно-Уральской железными дорогами, частично — Горьковской на

магистральном пути протяженностью.

более 9,0 тысяч километров. Кроме того, 1310 предприятий имеют подъездные

железнодорожные пути не общего пользования протяженностью 10,6 тысячи

километров.

Таблица №3

ОТПРАВЛЕНИЕ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(миллионов тонн)

199819992000200120022003

Российская Федерация

834,8

947,4

1046,8

1057,5

1083,7

1160,9

Уральский

федеральный округ

91,0

105,8

123,8

119,7

126,3

123,8

Курганская область

1,2

1,4

2,2

1,5

1,7

1,8

Свердловская область

48,5

56,8

66,4

64,1

62,2

62,0

Тюменская область

7,8

9,2

10,4

10,6

19,9

13,7

В том числе:

Ханты Мансийский автономный округ - Югра

5,9

5,7

6,0

6,1

6,6

7,6

Ямало-Ненецкий автономный округ

1,4

1,8

2,1

1,8

1,9

2,2

Челябинская область

33,5

38,4

44,8

43,5

42,5

46,2

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки

массовых грузов.

Таблица №4

ОТПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(тысяч человек)

199819992000200120022003

Российская Федерация

1471306

1337509

1418780

1305873

1270679

1303534

Уральский

федеральный округ

111197

89021

90052

67979

68936

65628

Курганская область

6538

3976

4229

4352

4188

4437

Свердловская область

66708

54259

51997

33500

35970

35399

Тюменская область

12572

11641

12221

10537

9649

9454

В том числе:

Ханты Мансийский автономный округ - Югра

3248

2344

3608

3447

3346

3029

Ямало-Ненецкий автономный округ

649

910

997

919

813

852

Челябинская область

25379

19145

21605

19590

19129

16338

Анализируя таблицу №3, делаем вывод: отправление пассажиров железнодорожным

транспорте общего пользования по Уральскому федеральному округу - 65628

человек в год, то есть достаточно высокий показатель. Наиболее высоким он

является в Свердловской (35400 тыс. чел.) и Челябинской (16340 тыс. чел.)

областях. Свердловская область имеет развитую железнодорожную сеть,

связывающую ее с западными и восточными районами России и странами СНГ.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования – 3,6 тыс.

км. В Челябинской области эксплуатационная длина железнодорожных путей общего

пользования – 1,8 тыс. км.

Железнодорожный транспорт развит в республике Башкортостан; в республике

Удмуртия эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования

составляет 887 км, на железных дорогах расположены основные промышленные

центры; эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в

Оренбургской области составляет 1,7 тыс. км; транспорт в Коми-Пермяцком

автономном округе развит крайне слабо. Железные дороги отсутствуют; в

Челябинской области эксплуатационная длина железнодорожных путей общего

пользования – 1,8 тыс. км; через Курганскую область проходит Транссибирская

железнодорожная магистраль (см. Приложение 1, рис.1)Все крупные города

расположены на ней. Она относится к наиболее грузонапряженным линиям, особенно

ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок

железной дороги в мире - более 100 млн. т-км на 1 км длины).

Железнодорожный транспорт играет существенную роль в пассажирских перевозках.

В пассажирообороте ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более

2/3 от общего пассажирооборота).

б) автомобильный

«Большая роль автомобильного транспорта обусловлена его специфическими

особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые

заключаются в следующем: высокая манёвренность и подвижность, позволяющие

быстро сосредоточить транспортные средства в необходимом количестве и в нужном

месте; способность обеспечить доставку «от двери до двери» без дополнительных

перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость доставки и

обеспечение сохранности грузов, особенно при перевозках на короткие расстояния;

широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и расстояниям

перевозки; необходимость меньших капиталовложений в строительство автодорог при

малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости

железнодорожного строительства)»[2].

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок

различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с

твердым покрытием.

Таблица №5

ДЛИНА ДОРОГ

(км, всего и на 10 тыс.км2)

Автомобильный транспорт

Республика Башкортостан240561675
Республика Удмуртия82331956
Курганская область7033999
Оренбургская область137071105
Пермская область14656913
Свердловская область16790862
Челябинская область158611804

Уральский эк. район

100391

1218

Показатели недостаточно высоки и по густоте автомобильных путей данный регион

занимает пятое место, что видно из таблицы №8.

С помощью таблиц №6 и №7 рассмотрим, каков удельный вес автомобильных дорог

с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог и насколько эти

дороги усовершенствованы.

Таблица №6

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ

В ОБЩЕЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(на конец года; в процентах)

199819992000200120022003

Место,

занимаемое в РФ, 2003

Российская Федерация

90,2

90,7

91,1

91,2

91,3

90,9

Уральский

федеральный округ

83,9

84,8

85,5

85,9

86,8

87,1

6

Курганская область

72,5

73,1

73,4

73,6

73,9

74,3

66

Свердловская область

93,1

94,2

94,3

94,5

94,5

94,5

37

Тюменская область

72,9

74,7

76,8

78,4

80,7

81,5

62

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

92,0

93,0

94,4

96,2

96,9

97,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

100

100

100

100

100

100

Челябинская область

99,8

99,8

99,3

97,5

97,8

97,8

20

Таким образом, видим, что удельный вес автомобильных дорог общего пользования

на 2003 год по Уралу не слишком высок - 87,1% (показатель в целом по

Федерации - 90,9%). По этому показателю Уральский федеральный округ занимает

всего лишь шестое место в стране, хотя в некоторых регионах он близок к 100%.

Таблица №7

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫМ ПОКРЫТИЕМ

В ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(на конец года; в процентах)

199819992000200120022003

Место,

занимаемое в РФ, 2003

Российская Федерация

67,2

67,4

67,7

68,0

68,3

68,4

Уральский

федеральный округ

80,7

80,9

81,4

80,9

81,3

81,4

2

Курганская область

95,8

96,0

96,2

96,2

96,1

95,9

13

Свердловская область

77,0

77,3

78,2

78,8

79,9

80,3

31

Тюменская область

83,7

83,3

82,4

81,9

81,8

81,5

30

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

99,0

98,6

96,1

94,6

95,8

95,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

88,0

87,0

86,0

84,5

86,3

87,5

Челябинская область

70,4

71,2

72,7

71,1

71,7

71,8

38

Данные таблицы №7 говорят о хорошей оснащенности Урала автомобильными

дорогами с усовершенствованным покрытием. Этот показатель в рассматриваемой

территории значительно выше аналогичного показателя в целом по стране (81,4 и

68,4% соответственно) – на 13%. По этому показателю Урал занимает второе

место по стране. Наиболее оснащены Курганская область и Ханты-Мансийский АО.

Насколько густыми являются автомобильные дороги общего пользования с твердым

покрытием, покажет таблица №8:

Таблица №8

ГУСТОТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ

(на конец года; километров дорог на 1000 квадратных километров территории)

199819992000200120022003

Место,

занимаемое в РФ, 2003

Российская Федерация

30

31

31

31

32

32

Уральский

федеральный округ

19

19

19

20

20

20

5

Курганская область

89

90

90

90

91

92

44

Свердловская область

52

53

54

54

55

55

53

Тюменская область

6,1

6,3

6,5

6,8

7,0

7,1

71

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный

округ - Югра

2,8

3,0

3,3

3,6

3,9

4,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

1,1

1,1

1,1

1,1

1,3

1,3

Челябинская область

92

93

92

99

100

101

42

Из таблицы №8 видно, что показатели густоты автомобильных дорог общего

пользования по Уральскому федеральному округу достаточно низкие.

Действительно: в данном регионе автомобильные дороги не слишком густы,

наиболее густыми и разветвленными они являются в европейской части страны.

Более трети всех перевозок грузов в округе осуществляется автомобильным

транспортом. Эти перевозки выполняют более 40,0 тысяч владельцев

автотранспорта различных форм собственности, в том числе 20,7 тысячи

индивидуальных предпринимателей. Общий парк автомобилей постоянно растет. По

состоянию на 01.01.03 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям

принадлежало 286,6 тысячи грузовых автомобилей, 45,3 тысячи автобусов и 76,5

тысячи легковых автомобилей.

О перевозки грузов с помощью автомобильного транспорта нам расскажут

следующие таблицы (№9 и №10):

Таблица №9

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

(миллионов тонн)

199819992000200120022003

Российская Федерация

5307,8

5491,1

5878,4

6125,3

6347,7

3549,0

Уральский

федеральный округ

495,7

502,9

586,1

596,7

543,9

524,0

Курганская область

21,3

21,0

17,0

21,6

16,3

13,1

Свердловская область

168,2

167,4

194,3

183,3

179,2

120,5

Тюменская область

176,7

163,1

203,4

232,4

235,8

245,9

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

115,2

91,4

137,1

157,8

153,6

151,9

Ямало-Ненецкий автономный округ

38,2

48,8

47,9

41,0

41,4

52,5

Челябинская область

129,5

151,4

171,4

159,6

112,6

144,4

Таблица №10

ГРУЗООБОРОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

(миллионов тонно-километров)

199819992000200120022003

Российская Федерация

125816

140013

152735

159852

167238

114897

Уральский

федеральный округ

9179

9138

9931

11474

11611

14432

Курганская область

715

714

704

784

993

461

Свердловская область

2756

2475

2335

2118

2174

2457

Тюменская область

3962

4012

4620

6306

6450

7267

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

2278

1958

2695

4091

3233

3958

Ямало-Ненецкий автономный округ

848

1184

1008

1128

1395

1718

Челябинская область

1746

1937

2271

2266

1994

4247

Таким образом, анализируя таблицы №9 и №10, делаем выводы: с помощью

автомобильного транспорта в Уральском регионе перевозится 525 млн. тонн

грузов отраслей экономики, что является высоким показателем. При этом

грузооборот равен 14432 млн. тонно-км в целом по Уралу и наиболее высок по

тюменской области – 7267 млн. тонно-км.

По грузообороту автомобильный транспорт на Урале занимает третье место после

железнодорожного и трубопроводного.

Значительна роль автомобильного транспорта в пассажирских перевозках. Большая

мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на

изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне

конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность

поездки одного пассажира составляет 12-13 км. Автобусы перевозят более 60%

пассажиров, а в некоторых регионах и в сельской местности - 100%.

Урал достаточно хорошо оснащен автобусами общего пользования и по этому

показателю занимает второе место в РФ (см. таблицу №11).

Таблица №11

ЧИСЛО АВТОБУСОВ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА 100 000 ЧЕЛОВЕК НАСЕЛЕНИЯ

(на конец года; штук)

199819992000200120022003

Место,

занимаемое в РФ,

2003

Российская Федерация

80

77

75

74

70

64

Уральский

федеральный округ

91

88

86

85

79

72

2

Курганская область

73

70

66

61

60

58

45

Свердловская область

80

78

76

75

73

68

32

Тюменская область

133

123

124

119

100

89

6

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

174

179

183

168

131

108

Ямало-Ненецкий автономный округ

166

105

104

106

120

115

Челябинская область

74

76

72

74

71

67

33

На 2003 год этот показатель выше, чем в целом по России (72 и 64 штук

соответственно).

Согласно таблице №12, высока роль автобусов общего пользования

негосударственной формы собственности, но не в целом по Уралу, а по его

отдельным регионам, например, в Тюменской области и в Ханты-Мансийском АО их

количество на 100000 человек значительно превышает количество государственных

и муниципальных автобусов:

Особенно быстрыми темпами перераспре­деляется в пользу индивидуальных

предпринимателей и малых предприятий сектор пассажирских перевозок. На

перевозках пассажиров автобусами доля субъектов малого бизнеса увеличилась в

отчетном году с 69,7 до 79,6%, то есть каждые восемь из десяти перевозящих

пассажиров автобусов — индивидуальные предпри­ниматели или малые предприятия.

Такая же динамика складывается по количеству автобусов, удельный вес которых

у малых предпринимателей увеличился с 24,7 до 36,1%. Практически не участвуют

юридические лица в коммерческих перевозках пассажиров легковыми

ав­томобилями. Этот сектор рынка автотранспортных услуг почти полностью занят

субъектами малого бизнеса.

Таблица №12

ЧИСЛО АВТОБУСОВ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА 100 000 ЧЕЛОВЕК НАСЕЛЕНИЯ

ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ в 2003 г.

(на конец года; штук)

Формы собственности
государственная и муниципальнаянегосударственная

Российская Федерация

48

16

Уральский

федеральный округ

46

26

Курганская область4414
Свердловская область5018
Тюменская область3950
В том числе:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра3672
Ямало-Ненецкий автономный округ7243
Челябинская область4918

Так как показатели оснащенности автобусами общего пользования достаточно

высоки, то перевозки пассажиров и пассажирооборот также высоки. Об этом нам

говорят следующие таблицы (№13 и №14):

Таблица №13

ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(миллионов человек)

199819992000200120022003

Российская Федерация

23102,8

22882,5

22032,7

20883,1

19619,5

17897,6

Уральский

федеральный округ

2060,6

2015,3

1990,6

1824,5

1628,8

1479,1

Курганская область

284,2

272,9

262,3

211,0

165,4

153,0

Свердловская область

772,5

720,7

704,1

656,3

627,6

575,6

Тюменская область

427,7

459,6

459,6

399,4

368,3

325,4

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

162,3

202,4

201,2

203,1

205,4

181,7

Ямало-Ненецкий автономный округ

61,5

52,5

46,3

38,4

39,4

35,8

Челябинская область

576,2

562,1

564,6

557,8

467,5

425,1

Автомобильный транспорт общего пользования, выполняющий регулярные маршрутные

перевозки пассажиров, представлен перевозчиками различных форм собственности.

Ежесуточно автобусами перевозится 4,5 миллиона пассажиров.

Соответственно показатель пассажирооборота автобусов общего пользования в

Уральском федеральном округе является достаточно высоким, это нам подтвердят

данные таблицы №12:

Таблица №14

ПАССАЖИРООБОРОТ АВТОБУСОВ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

(миллионов пассажиро-километров)

199819992000200120022003

Российская Федерация

171612

171819

164369

154861

149914

138454

Уральский

федеральный округ

15888

15507

15564

14510

13841

12524

Курганская область

1893

1835

1759

1329

1004

909

Свердловская область

5481

5260

5164

4901

4756

4470

Тюменская область

3874

3902

4068

3704

4117

3502

В том числе:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

1493

1849

2113

2153

2711

2177

Ямало-Ненецкий автономный округ

881

526

391

279

324

334

Челябинская область

4640

4510

4573

4576

3964

3643

Этот вид транспорта развит в республике Башкортостан; в республике Удмуртия

благоприятна конфигурация транспортной сети, основные промышленные центры

расположены на автодорогах с твердым покрытием, до 50% внутриреспубликанских

перевозок осуществляется автомобильным транспортом; в Курганской области

подавляющий объем внутриобластных перевозок приходится на долю автомобильного

транспорта; в Оренбургской области протяженность автомобильных дорог с

твердым покрытием (включая ведомственные) – 13,7 тыс. км (70% от общей

протяженности); автомобильный транспорт в Коми-Пермяцком АО развит крайне

слабо - крайне редкая сеть автодорог плохого качества.

В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы

в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и

Казахстан.

2.2 Внутренний водный (речной) транспорт

Внутренний водный транспорт (он же - речной) относится к одному из древнейших

видов транспорта. Он развит на реках Камского бассейна. В районе протекает 9

крупных рек; расположено десять озер, из которых Иртяш, Уелги, Пелымский Туман

и Увильды имеют площадь зеркала более 50 км2. Перевозки водным

транспортом осуществляются по рекам Кама, Белая, Чусовая, Тобол, Тура, Урал,

Вишера и Тавда, которые судоходны от 200 до 240 дней в году. Для многих

населенных пунктов в УрФО единственным связующим звеном с «Большой землей»

является внутренний водный транспорт. Общая протяженность судоходных речных

коммуникаций округа составляет 11,4 тысячи километров, по которым ежегодно

перевозится порядка 1,9 миллиона тонн грузов и 600,0 тысяч пассажиров.

Водный транспорт развит в республике Башкортостан - судоходство

осуществляется по рекам Белая и Уфа; в республике Удмуртия - пристани

Сарапул, Камбарка. в последние десятилетия сокращается и в настоящее время.

Поскольку внутренние водные пути являются в основном естественными, то при

организации судоходства требуются значительно меньшие (в 6-7 раз)

первоначальные капитальные вложения на 1 км пути, чем на постройку железной

или автомобильной дороги равной пропускной способности. Однако доля речного

транспорта в. грузообороте постоянно падает, так как он не выдерживает

конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего, с

железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным

транспортом практически идентична. Более того, речной транспорт практически

превращается в специфический вид технологического транспорта, так как свыше

70% перевозимых им грузов составляют минеральные строительные материалы.

2.3 Трубопроводный транспорт

«Размещение трасс трубопроводов существенно отличается от направлений железных и

автомобильных дорог. Оно меньше зависит от рельефа местности, что позволяет

прокладывать их по кратчайшему пути. Этот вид транспорта может функционировать

в любых климатических и погодных условиях, потери при транспортировке

минимальны»[3].

Велика роль трубопроводов. Этот вид транспорта хорошо развит. Он играет

особое значение для вывозки основной продукции нефтегазового комплекса —

нефти и газа. Магистральные газопроводы берут начало на Уренгойском,

Ямбургском и Медвежьем месторождениях и расходятся в трех основных

направлениях: вдоль железной дороги на Тюмень; на Белоярский, Югорск, Пермь;

на Ухту («Северное сияниеЛ). Эксплуатация газопроводов осуществляется

предприятиями «ТюменьтрансгазЛ (г. Югорск) и « Сургуттрансгаз Л.

Магистральныенефтепроводы берут начало от г. Губкинский в направлении Сургут-

Тюмень. Конденсатопровод проложен от Уренгойского месторождения на Сургут.

До недавнего времени практически весь добытый в округе природный газ и нефть

транспортировались за его пределы. Но в 1999 г. произошел перелом. Природный

газ стал поступать в города округа, не являющиеся центрами нефтегазового

комплекса. Это произошло благодаря строительству газопровода Лон-гъюган-

Салехард. В результате окружной центр получил не только возможность применять

в быту экологически чистое и относительно дешевое топливо, но и перспективы

для развития отраслей, потребляющих его в качестве сырья. Через Северный и

Центральный Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из

Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Через район

проходит значительное количество магистральных нефте- и газопроводов как в

широтном, так и в меридианальном направлении, обеспечивая энергоресурсами

центральные, южные и восточные районы России. Через территорию проходит

мощная система трубопроводов, обеспечивающая подачу газа (с северных районов

Тюменской области и Средней Азии) и нефти (с Западной Сибири) на Урал.

По грузообороту трубопроводный транспорт на Урале занимает второе место после

железнодорожного.

Трубопроводный транспорт развит в республике Башкортостан – она занимает 1-е

место на Урале по протяженности нефте- и нефтепродуктопроводов; по территории

Удмуртии проходят газопроводы; на территории Оренбургской области проложены

трубопроводы: Оренбург – западная граница России (газ), Бухара – Урал с

ответвлением на Орск (газ), Эмба – Орск (нефть), Ишимбай – Орск (нефть),

Оренбург – Башкортостан (конденсат); в Коми-Пермяцком АО трубопроводный

транспорт развит крайне слабо, равно как и другие виды транспорта..

2.4 Воздушный транспорт

«Авиационный транспорт - наиболее дорогой вид транспорта, но в то же время самый

быстрый. Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала

проходят многие международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург.

Район имеет широкую сеть внутренних и межрегиональных авиалиний»

[4].

Воздушный транспорт, в условиях недостаточно развитой сети наземных

сообщений, имеет для округа важнейшее значение. Воздушным транспортом

осуществляются как пассажирские, так и грузовые перевозки. Главные аэропорты

— Салехард, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск. Через них открыто прямое

сообщение на Москву, Тюмень, Екатеринбург, Адлер, Краснодар, Санкт-Петербург

и другие города России. Главные авиаперевозчики — авиакомпании «ЯмалЛ,

«Тюменские авиалинииЛ и «Тюмень-АВИАтрансЛ. В местном сообщении используются

легкомоторная авиация и вертолеты. Вертолетное сообщение приобретает все

большее значение, поскольку часть местных аэропортов, ввиду кризисного

состояния экономики, закрыта. Оно особенно развито в западной части округа,

где в зимний период иные средства сообщения невозможны. Центром вертолетных

перевозок является Салехард, откуда выполняются рейсы в Лабытнанги, Мужи,

Горки, Яр-Сале, Новый Порт и в множество других населенных пунктов. В

восточной части эту роль берет на себя Новый Уренгой.

Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется

большими расстояниями перевозок. Основными технико-экономическими

особенностями воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:

высокая скорость доставки пассажиров, манёвренность в организации

пассажирских перевозок, большая беспосадочная дальность полёта и более

короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с пассажирскими

маршрутами на других видах транспорта (на отдельных направлениях они на 25%

короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50% - чем на речном; между

некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2-3 раза).

Единственный транспорт, который охватывает перевозками почти все районы

страны. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик. Самолеты

доставляют грузы в трудно доступные районы страны, перевозят скоропортящуюся

продукцию и почту. Главная специализация – перевозка пассажиров.

Кроме перевозки грузов (около 2 млн. тонн в год) и пассажиров, самолеты и

вертолеты гражданской авиации используются в разных отраслях народного

хозяйства: для аэрофотосъемки, при проведении проектно-изыскательских работ,

в сельском хозяйстве, при тушении лесных пожаров и др.

Однако воздушный авиапарк сильно устарел: 26% воздушных судов находятся в

эксплуатации от 15 до 30 лет, 7% - свыше 30 лет. Ведутся работы по подготовке

к эксплуатации новых самолётов, имеющих характеристики на мировом уровне.

2.5 Электронный транспорт

Электронный транспорт снабжает города и поселки электроэнергией. Мощные линии

электропередач (ЛЭП) связывают крупные города округа и промыслы газа и нефти

с энергетическими центрами Сибири и Урала. Самый крупный из них находится

недалеко, в г. Сургуте на территории Ханты-Мансийского автономного округа,

где действуют две громадные электростанции. Нефтяные и газовые промыслы

потребляют очень много энергии, и ее требуется все больше, так как на старых

месторождениях пластовое давление падает. Нефть уже редко бьет из скважины

фонтаном, и нефтяники вынуждены ставить электронасосы, чтобы доставить ее на

поверхность. Давление газа в скважинах на газовых промыслах пока велико, но и

газ нужно «дожимать» с помощью насосов в газопровод, чтобы обеспечить в нем

нужное давление. Растет потребление электроэнергии и в быту, поскольку

население активно покупает электроплиты, обогреватели, кондиционеры,

телевизоры, стиральные машины, пылесосы, музыкальные центры, компьютеры и

иную технику.

Но мощные линии электропередач дошли далеко не до всех населенных пунктов.

Еще в очень многих из них электричество вырабатывают небольшие дизельные

электростанции. Строить к ним ЛЭП очень далеко и поэтому экономически

невыгодно. Но постепенно территория, на которую распространяется

централизованное энергоснабжение, увеличивается, так как осваиваются новые

месторождения, а создание промыслов предполагает проведение к ним ЛЭП, к

которым подключаются и поселки.

Заключение

Подведем итоги проделанной работы:

1) Транспорт – важнейшая составная часть производственной инфраструктуры

Урала. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым

условием высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения

целостности, повышения уровня жизни населения Уральского федерального округа.

2) Особенности социально-экономического потенциала Уральского

федерального округа предопределили нынешнее состояние его транспортного

комплекса. Субъекты РФ, входящие в УрФО, относятся к числу главных

промышленных регионов России. Транспортный комплекс в округе — важнейшая

составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Транспорт

призван обеспе­чить экономичес­кие связи страны надежными и эффективными

связями. Рыноч­ная экономика более динамична. Следовательно, транспорту

необходима также более гибкая технология. Для этого необходимо не только

совершенствовать систему управления, но и повышать управляемость транспортной

системы. Это двуединый процесс, в котором последняя часть, к сожалению, не

осознается, ей не посвящаются исследования, и даже упоминания о ней вызывают

сопротивление специа­листов. Возникает необходимость глубоко в этом

ра­зобраться.

3) Наиболее развитым в районе является железнодорожный транспорт, ему

принадлежит огромная роль в перевозке грузов и пассажиров. По показателю

грузооборота железнодорожный транспорт в Уральском федеральном округе

занимает первое место, это имеет под собой законное обоснование – в районе

большое количество запасов сырья, поэтому с помощью железнодорожного

транспорта осуществляется их вывоз; кроме того, районе высоко развита

промышленность, поэтому с помощью железнодорожного транспорта поставляют уже

готовую продукцию в другие регионы Российской Федерации.

4) Второе место по грузообороту в Уральском федеральном округе занимает

трубопроводный транспорт. Его роль также велика, как и роль железных дорог.

Этот вид транспорта развит практически во всех регионах УрФО. Через район

проходит значительное количество магистральных нефте- и газопроводов как в

широтном, так и в меридианальном направлении, обеспечивая энергоресурсами

центральные, южные и восточные районы России.

5) Третье место по грузообороту в округе досталось автомобильному

транспорту. Он очень важен во внутрирайонных перевозках, а особенно в

перевозках пассажиров. Урал достаточно хорошо оснащен автобусами общего

пользования и по этому показателю занимает второе место в РФ. Все это

достигается за счет высокой манёвренности и подвижности данного вида

транспорта, позволяющих быстро сосредоточить транспортные средства в

необходимом количестве и в нужном месте.

6) Речной транспорт имеет определенное значение для данной территории,

однако его доля в грузообороте постоянно падает, так как он не выдерживает

конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и, прежде всего, с

железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным

транспортом практически идентична. Более того, речной транспорт практически

превращается в специфический вид технологического транспорта, так как свыше

70% перевозимых им грузов составляют минеральные строительные материалы.

7) Воздушный транспорт имеет для округа важнейшее значение. Воздушным

транспортом осуществляются как пассажирские, так и грузовые перевозки.

Главные аэропорты — Салехард, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск. Данный вид

транспорта - единственный транспорт, который охватывает перевозками почти

все районы страны. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик.

Самолеты доставляют грузы в трудно доступные районы страны, перевозят

скоропортящуюся продукцию и почту. Главная специализация – перевозка

пассажиров.

8) Имеет место в округе также и электронный вид транспорта. Он снабжает

города и поселки электроэнергией. Постепенно увеличивается территория, на

которую распространяется централизованное энергоснабжение, так как

осваиваются новые месторождения, а создание промыслов предполагает проведение

к ним ЛЭП, к которым подключаются и поселки.

9) Несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние

транспортной отрасли в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень

ее развития достаточным.

10) Показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного

движения, не соответствуют мировому уровню (см. Приложение 2, таблицы

№1 и №2).

11) Достижение хороших результатов в области транспортной инфраструктуры

может быть реализовано в рамках следующих направлений:

ü совершенствование транспортной инфраструктуры на основе формирования и

дальнейшего развития опорной транспортной сети всей страны;

ü повышение эффективности системы товародвижения;

ü комплексное развитие экспортной транспортной инфраструктуры;

ü повышение доступности транспортных услуг и их качества для населения и

хозяйствующих субъектов;

ü повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Список литературы

1. Атлас по географии России, 8-9 класс, 2003.

2. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное

пособие.- М.6 Гардарики, 2001.

3. География. А - Я: Словарь-справочник/ Скиннер М., Редферн Д.,

Фармер Дж.; Пер. с англ. К.С.Ткаченко.- М.: Фаир-Пресс, 1999.

4. География России: Энциклопедический словарь.– М.: «Большая

Российская энциклопедия», 1998.

5. Гребцова Е.В. Экономическая и социальная география России: Основы

теории и практики (Учебное пособие для вузов).- ростов н/Д: изд-во «Феникс»,

1999.

6. Ковалев Р.Н., Андреев В.Е. / СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА УРАЛА // Научно-технический журнал «транспорт Урала»

1/2004, стр.2

7. Козлов П. А. / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ // Научно-технический

журнал «транспорт Урала» 1/2004

8. Региональная экономика: Канд. Экон. Наук доц. Т. Г. Пыльнева.

9. Регионы: Справочные сведения о субъектах Российской Федерации.

Федерации/Сост.Г.Белонучкин, Е.Михайловская.- М.: ООО "Панорама", 1999.

10. Регионы России: Статистический сборник: В 2-х тт./ Госкомстат

России.- М.: Госкомстат Т.1., Т.2.- 2001.

11. Регионоведение. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И.: Учебник.– М.:

Гардарики, 2002.

12. Павлов В.П. Железнодорожная статистика // Железнодорожный

транспорт.- изд. «Транспорт». М.,1999.

13. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика:

Учебно-справочное пособие.- 3-е изд.- М.: Московский Лицей, 2003.

14. Россия в цифрах. 2002: Краткий статистический сборник/ Госкомстат

России.- М., 2002.

15. Сай В.М. Планетарные структуры управления на железнодорожном

транспорте: Монография. — М.: ВИНИТИ РАН, 2003. — 345

16. Социально-экономическая география и регионалистика России: Учебник-

атлас.– М.: ИНФРА – М, 2002.

17. Шутюк С.В. Региональная политика в условиях реформирования отрасли

// Железнодорожный транспорт. — 2002. — № 12. — С. 28–29.

18. Шутюк С.В. Развивать взаимовыгодное сотрудничество //

Железнодорожный транспорт. — 2004. — № 3. — С. 9–13.

19. Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов / Под ред.

Т.Г. Морозовой.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

20. Экономическая и социальная география В. П. Дронов, В. Я. Ром. -

М.,1994.

21. www.mintrans.ru Стратегия развития транспорта Российской

Федерации на период до 2010 года.

Приложение 1

Рис.1 Транссибирская магистраль

Курсовая: Транспортный комплекс Уральский Федерального округа

Приложение 2

Таблица №1

ЧИСЛО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ПОСТРАДАВШИХ В НИХ

(на 100 000 человек населения)

Число происшествий
199819992000200120022003

Место,

зани-

маемое в

РФ,

2003

Российская Федерация

109,7

109,7

108,7

113,6

128,1

141,3

Курганская область

102,8

101,0

96,2

100,6

112,0

130,6

46

Свердловская область

130,5

130,6

131,4

131,6

145,8

188,4

12

Тюменская область

143,6

136,8

132,5

142,3

172,2

230,0

1

в том числе:

Ханты-Мансийский автономный

округ - Югра

135,8

125,9

132,8

138,0

194,4

222,9

Ямало-Ненецкий автономный округ

88,0

99,1

91,1

96,9

108,5

126,2

Челябинская область

107,4

107,4

107,5

113,7

131,2

153,0

29

Таблица №2

ЧИСЛО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ПОСТРАДАВШИХ В НИХ

(на 100 000 человек населения)

Погибло в происшествиях, человек

199819992000200120022003

Место,

зани-

маемое в

РФ,

2003

Российская Федерация

19,920,420,421,423,124,6

Курганская область

19,619,217,617,320,226,331

Свердловская область

17,818,519,420,421,323,547

Тюменская область

22,021,323,025,527,226,333

в том числе:

Ханты-Мансийский автономный

округ - Югра

21,317,223,924,125,624,7

Ямало-Ненецкий автономный округ

14,115,912,918,118,922,3

Челябинская область

16,816,817,616,519,722,554

[1] www.mintrans.ru Стратегия

развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года, стр.3

[2] Гребцова Е.В. Экономическая и

социальная география России: Основы теории и практики (Учебное пособие для

вузов).- ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999

[3] Родионова И.А. Экономическая география

и региональная экономика: Учебно-справочное пособие.- 3-е изд.- М.: Московский

Лицей, 2003.

[4] Вавилова Е.В. Экономическая география и

регионалистика: Учебное пособие.- М.6 Гардарики, 2001.



(C) 2009