Научная Петербургская Академия

Курсовая: Региональная экономика

Курсовая: Региональная экономика

Культуру можно понять как ядро, в котором отображается мотивация деятельности

людей. Культура многослойна, иерархична, внутренне противоречива. Но

важнейшее, а может быть, и центральное место в ней занимает программа

деятельности субъекта. В повседневной жизни людей действуют в соответствии с

исторически сложившимся содержанием культуры. Любой социальный субъект – от

общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в

виде сообществ – формирует свою субкультуру, или культуру некоторого субъекта

как социокультурного целого. Она и содержит программу деятельности

соответствующего субъекта.

Шестая составляющая «региона» репрезентирует правовую сферу. Деятельность

в регионе обязательно подлежит правовому регулированию; законотворчество в

региональной области имеет большое значение для нормального функционирования

региона, а взаимодействие центральной и региональной законодательных властей

может быть источником как конфликтов, так и нормальной жизнедеятельности

региона.

Общую политику функционирования региона определяет его седьмая

составляющая и основная политическая. Она представляет собой целостную,

упорядоченную совокупность политических институтов, ролей, отношений,

процессов, принципов политической организации общества в регионах, подчиненных

принятым в конкретном обществе политическим, социальным, юридическим,

идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и установкам

политического режима. Именно политическая система в регионе организует

отношения между обществом и государством, определяет протекание политических

процессов, включающих институционализацию власти, характеризует состояние

политической деятельности, уровень политического творчества в обществе,

характер политического участия неинституционализированных политических

отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем

совокупной общественной системы. Центральное положение политической системы в

этой системе определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной

ролью самой политики.

Регион как единое политическое пространство есть совокупность учреждений и

способов, посредством которых осуществляется воздействие населения на местную

власть в плане ее формирования (активное избирательное право), обозначения и

корректировки социальной политики, и система политического контроля власти

над населением. Регион, выступающий как субъект Федерации, имеет

конституционно закрепленные предметы ведения и полномочия.

На основании вышеизложенного регион определяется как целостная социальная

система, обладающая всеми характеристиками социума. Эта система имеет единую

структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-

административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую

подструктуры, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли

институтов управления в организации жизни региона. И, наконец, основным

субъектом и объектом управления регионом является человек, объединенный в

социальные общности и вступающий в социальные отношения с другими людьми.

Таким образом, регион представляет собой целостную, пространственно-

организованную форму жизнедеятельности социума как системы, сложное и

комплексное явление.

2.

Региональная политика – система мер, направленных на регулирование

развития регионов ради достижения заданных целей. Важно учитывать, что

региональная политика «субъективна» и динамична. Собственно региональная

политика – это политика, проводимая в отношении регионов федеральными властями.

Ее сутью является частичная перераспределение ресурсов между регионами в целях

сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации

территориальной структуры общества.

Основными элементами региональной политики являются следующие.

1. Налоговая политика – определение налоговых платежей и льгот,

определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения

предпринимательской деятельности.

2. Бюджетная политика – механизм формирования и использования

государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.

3. Ценовая политика – государственное регулирование цен и тарифов,

способы и формы этого регулирования.

4. Инвестиционная политика – мера по поддержке инвестиционной активности

хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.

5. Структурная политика – система мер по поддержке и реструктуризации

предприятий.

6. Институциональная политика – реорганизация отношений собственности,

управление государственной собственностью в регионах, взаимодействие с

негосударственным сектором.

7. Социальная политика – определение условий и требований к хозяйствующим

субъектам ради достижения внеэкономических целей.

Выделяют такие уровни региональной политики:

· Федеральный – определение «объективных» критериев отношения центра к

регионам разного типа в сочетании с системой «индивидуальных» мер,

направленных на решение конкретных региональных проблем;

· Региональный – выбор модели поведения региональных властей:

«либеральная» модель, предполагающая отказ от вмешательства власти в

хозяйственную деятельность, и «консервативная» модель, предполагающая

сохранение в той или иной форме государственного контроля.

3.

Теория больших циклов развития хозяйства, созданная советским экономистом

Н.Д. Кондратьевым в 1922 – 1928 гг., получила за время своего существования

множество интерпретаций – иновационно-технологических, ценовых и других

сугубо стоимостных, трудовых, общесоциальных. Кондратьев не первым занялся

периодическими колебаниями вообще, не он обнаружил и полувековые циклы,

получившие позже название кондратьевских. Главная его заслуга состоит в

указании на эндогенный механизм саморегулирования, где кризисы и возрождения

закономерны и предсказуемы.

Первая промышленная революция (1-й цикл) породила два основных типа районов.

Прежде всего текстильные, где относительное аграрное перенаселение

стимулировало ранний рост домашнего ремесленного производства и возникновение

мануфактур. Низкая производственная концентрация компенсировалась созданием

сгустков небольших постадийно специализированных центров. Вместе с опорой на

трудовые навыки и ранний опыт организации производства это дало решающий

эффект, позволив использовать заморские рынки сбыта и сырья. Немного позже

выдвинулись угольно- или рудно-металлургические районы бассейного типа с

повышенным уровнем заводской концентрации и агрегатным строением ведущих

производств. Рост городов был тогда явно вторичным по отношению к

промышленному. Они возникли при слиянии призаводских поселков, позже иногда

формируя мощные конурбации. Одновременно продолжали расти районы, где

урбанизация предшествовала индустриализации, т.е. вокруг старых

административно-торговых центров, организаторов национальных рынков.

Символы второй промышленной революции (2-й цикл) – электромотор, мартен,

турбина, автомобиль. Наступал расцвет тяжелого машиностроения, энергетики,

основной химии. Их по-прежнему высокая фондоемкость и требовательность к

нескольким противоречивым факторам стимулировали создание классической теории

штандорта конца 19 века. Кроме сложившихся бассейновых районов базовые

отрасли новой волны оседали в крупных городах с их инфраструктурой, кадрами и

в морских портах как центрах судостроения, обработки колониальных товаров.

В ходе 3-го цикла вообще выросла роль диверсификации тех старых районов,

которые смогли адаптироваться к новым условиям. Возникли и новые очаги, или

«базы» начавшие свой индустриальный путь сразу с 3-го цикла, минуя этапы 1-й

промышленной революции. Для ряда стран, отставших от своих соперников и

форсировавших темпы индустриализации, тип района – неофита часто казался

самым перспективным.

Содержание 4-го цикла, который начался с середины 20 века, определяли

автомобилестроение, нефтехимическая промышленность, электротехника, включая

массовое производство разного рода бытовых приборов, большинство из них

скорее трудоемки, чем материалоемки, и явно ориентированы на промышленно-

городские агломерации, располагающие резервами рабочей силы и инфраструктуры,

подготовленные к новым формам организации поточного производства. Широкое

внедрение фордизма и тейлоризма позволяла массовому производству быть

территориально независимым от центров разработки новой техники. Это ускоряло

прохождение волн диффузии и сдвиги в региональном развитии. По мере снижения

материалоемкости и роста трудоемкости производства, а также числа очагов

урбанизации отрасли 4-го цикла устремлялись во многие городские центры,

прежде выполнявшие в основном региональные функции. Наметившаяся тенденция к

суждению подетальной и постадийной специализации способствовала их обрастанию

многочисленными субцентрами, каждый из которых по-своему использовал выгоды

такого положения.

Новый этап НТП, получивший название 3-ей промышленной революции, и 5-й цикл

ознаменовались очередной сменой тенденции в регионах стран на самых

современных наукоемких отраслях обострила кризис или стагнацию многих

районов, расцвет которых пришелся на предыдущие этапы.

С углублением географического разделения труда традиционный товарообмен

готовыми изделиями вытесняется научно-технической и производственной

кооперацией на уровне отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, стадий.

В западной литературе в 70-е годы на стыке с теорией жизненных циклов

возникла и теория фильтрации продукта, выделяющая стадии с разными

сочетаниями факторов размещения его производства. На стадии инновации

изобретение находит воплощение в товаре или технологии с не вполне

определенной сферой применения. На стадии роста производство, еще не

массовое, по-прежнему зависит от источников информации, технической базы и

тяготеет к высокоразвитым регионам. На стадии зрелости оно приобретает

массовый и специализированный характер. Фирмы снижают издержки путем

рационализации производственного процесса и внедрения его в страны и районы с

более дешевой рабочей силой.

Итак, в ходе длинных циклов число и разнообразие типов промышленных районов

увеличивались. Одни из них успешно адоптировались к инновациям, другие,

будучи лидерами в том или ином цикле, оказывались затем

неконкурентоспособными аутсайдерами, третьи после длительного упадка смогли

найти резервы для возрождения в новом качестве. Примечательно, что, несмотря

на постоянное появление новых индустриальных ареалов, полюсов роста, самыми

устойчивыми оставались старейшие центы – крупногородские и особенно

столичные. На протяжении всей индустриальной эпохи они имели

многофункциональную, гибкую структуру экономики с высокой долей

непроизводственной сферы. Удерживая функции принятия решений и генерирования

инноваций в национальном и международном масштабах, они обеспечивали себе

позиции на высших ступенях иерархии территориальных структур. Большинство же

сугубо промышленных районов, возникавших на очередной длинной волне, хуже

адаптировались к последствиям, запаздывали с диверсификацией. Проходя путь от

резкого подъема и расцвета до стагнации и кризиса, они порой оказывались

калифами на час, довольно скоро сдавая позиции районам других типов.

Конечно, структурная перестройка вызывает социальную напряженность, ведь, по

оценкам ряда западных специалистов, необходимо 20 – 30 лет для смены

поколений – носителей установок индустриальной эпохи.

Курсовая: Региональная экономика Курсовая: Региональная экономика Курсовая: Региональная экономика

Эти явления прослеживаются на графике (рис. 1). Все типы районов, появившихся на

разных циклах начиная с 1-го, по существу походят в своем историческом развитии

один и тот же путь. Порожденные одним из циклов, они набирают силу пополняясь

отраслями следующего цикла, на который приходиться их расцвет. Но еще шаг – и

они оказываются уже в состоянии стагнации, поскольку их устаревающие отраслевые

и социальные структуры тормозят обновление хозяйства на новой волне, тогда как

районы позднего освоения, не обремененные этим «грузом», более восприимчивы к

нововведению. Примерно через два цикла от зарождения район впадает в депрессию

или кризис, а через три, вновь находит резервы для возрождения на новом витке

НТП.

Х

а

р

а

к

т

Курсовая: Региональная экономика е

р

Курсовая: Региональная экономика

р

а

з

в

и

т

и

Время

я

0 1 2 3 4 5

(6)

Курсовая: Региональная экономика 1-го цикла

2-го цикла

3-го цикла

4-го цикла

Курсовая: Региональная экономика 5-го цикла

столичного типа

с устойчивым развитием

Рис. 1. Динамика районов разного типа в ходе больших циклов Кондратьева.

Курсовая: Региональная экономика Курсовая: Региональная экономика Курсовая: Региональная экономика Курсовая: Региональная экономика Курсовая: Региональная экономика

Возрождение старопромышленных районов – следствие отнюдь не только их

региональной политики, соображений престижа и т.п. Куда важнее инфраструктурная

и культурная подготовленность этих районов, выгода их географического положения

в пределах макроядер, в окружении крепких центров. Большую роль играет и

типичное для 5-го цикла осознание организаторами производства экономической

эффективности его малых форм. Все это делает возврат в старые районы более

выгодным, чем создание «с нуля» новых. Ведь если на оси ординат нашего графика

обозначить не относительную динамику развития, а его абсолютный уровень, то

кривые примут вид, показанные на рис. 2.

Рис. 2. Изменение уровня развития районов в ходе больших циклов Кондратьева.

По ряду признаков СССР в середине 80-х завершал лишь 4-й большой цикл, но в

регионалистике уже наметилось признание целесообразности возвратного движения

и размещения производства, возрождения его старейших кустовых форм. Не

исключено, что эволюция типов территориально-отраслевых сочетаний исторически

идет по спирали: от первичных отраслевых сгустков к «агломерационным

отраслям», ориентирующимся на городские агломерации как наиболее подходящую

среду, и от них к новым отраслевым ареалам в тех же самых районах, где эта

форма зародилась.

4.

Итак, можно говорить о разной роли определенных типов территорий в

инновационном цикле и об их разной способности адаптироваться к НТП. Хотя

процессы генерирования и применения новшеств тесно переплетаются, они на

территории в неодинаково устойчивой пропорции. В этой связи заслуживает

внимания типология регионов и мест по их отношению к инновационному процессу,

предложенная А. Куклиньским в 1988 г.:

· креативные и инновативные регионы, т.е. лаборатория НТП, где

зарождаются и проходят первичную апробацию базисные нововведения;

· адаптивные территории, способные широко внедрять инновации на стадии

их массового распространения;

· консервативные, не приемлющие многих инноваций ареалы.

Наибольшим креативным потенциалом обладают ареалы центрального типа. Среди

них, в свою очередь, выделяются лидеры – формальные и неформальные столицы,

особенно «глобальные города» типа Москвы и Санкт-Петербурга. В широком смысле

центральными их делает именно ориентация на усвоение мирового опыта, на

генерирование базисных политических, социальных, научно-технических

инноваций, на воспроизводство необходимых для этого качеств деловой и

творческой среды. Историческую преемственность такой среды долгое время

поддерживали урбанизация и территориальной сосредочение многих

прогрессопределяющих производств. Вместе с тем издержки суперкончцентрации

заставляют искать средства разгрузки таких центров от стареющих морально и

физически элементов производственно-технической базы. Нередко возникает

разрыв между креативными и адаптивными возможностями центрального района:

далеко не все из вырабатываемых им самим инноваций он способен широко

освоить. Это увеличивает потребность в ресурсах, в том числе трудовых, для

вторичной и третичной сфер, заполняемых в значительной мере мигрантами.

Адаптивные территории – разнородная и подвижная категория. В их числе прежде

всего классические старопромышленные районы, возникшие в ходе первых

индустриальных циклов. Здесь урбанизация была не причиной, а следствием

промышленного роста, концентрации крупных предприятий, реализовавших выгоды

новых для того времени, но устаревших ныне технологий и форм организации

производства. Такие районы всюду рано или поздно вступают в фазу депрессии,

переходя из ряда передовых в категорию застойных полупериферийных ареалов.

Какое радикальное обновление технико-экономической базы необходимо если не

для предотвращения, то для смягчения неблагоприятных явлений в таких районах

– один из ключевых вопросов современной региональной политики.

В более выгодном положении находятся сегодня полупериферийные районы

умеренного аграрно-индустриального развития, обойденные крайностями в

предыдущих этапов индустриализации и урбанизации. Те из них, которые

сохранили лучшим образом среду и инфраструктуру, густую сеть некрупных

поселений. Сочетание адаптивных и некоторых инновативных функций имеются и в

старопромышленном центре в России. Необходимо учесть, что в нашей стране

процессы диффузной индустриализации протекают в условиях менее зрелой чем на

западе, фазы урбанизации, многие очаги которой молоды и динамичны. Здесь шире

представлена и такая специфическая разновидность адаптивных территорий, как

районы нового освоения, использующие достижения НТП в основном в сфере

добывающих отраслей с присущем им набором проблем.

К местностям консервативного типа чаще всего относятся периферийные

территории, население которых сохраняет приверженность ценностям до

индустриальных культурно-экономических укладов. Такого рода районы присущи

наиболее отсталым, а так же новым индустриальным странам.

То или иное сочетание креативных, адаптивных и консервативных тенденций,

ставка на инерцию покоя или на инерцию движения определяют неравномерность

регионального развития и роль в нем отдельных территорий. Она тесно связана с

их географическим положением на условной оси «центр – полупериферия –

периферия», которая прослеживается и на межрегиональном, и на

внутрирегиональном уровнях. В последнем случае с центрами ассоциируются ядра

городских агломераций, с полупериферийной – их внешние зоны, а так же

отдельные средние города, с периферией – внеагломерационные и внегородские

пространства.

Если самым устойчивым звеном с креативными функциями на протяжении последних

столетий являются районы центра, то самым динамичным и нестабильным остается

группа адаптивных районов полупериферии, в пределах которой центры развития

постоянно смещаются с изменением экономической конъюнктуры. Даже при

создаваемой на определенных стадиях видимости их опережающего развития, при

нарастании полицентричности в системах городов, между центральными и

полупериферийными районами сохраняются отчетливая иерархия и соподчиненность.

5

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования

централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов

Федерации необходимо выработка четкой и действенной региональной политики в

проведении экономических реформ в России. Региональная политика должна

учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве,

экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной

уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на

местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и

рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ

необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение

жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка

наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы

разработка социальных государственных региональных программ и финансирование

из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с

уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам

местного самоуправления, а так же к регионам наиболее экономически отсталым,

регионам с экстремальными природными условиями.

Число федеральных региональных программ при этом должно быть ограниченно, они

могут быть разработаны для программно-целевых территориально-производственных

комплексов, для некоторых районов Севера, районов особой экологической

опасности. Для управления этими программами должны быть созданы специальные

государственные органы. В управлении программами должны участвовать и местные

органы исполнительной власти. Предусматривается создание специализированных

компаний, консорциумов с государственным, частным, смешанным капиталом для

финансирования этих программ.

Государственное регулирование крупномасштабных региональных программ

предусматривает создание специальных фондов регионального развития,

стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов,

предоставление налоговых скидок на истощение недр в связи с возможностью

истощения запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате

при изъятии земельных площадей под строительство предприятий, введение

поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.д.

В управлении региональными программами особенно важно разграничение

компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы

должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного

освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же

органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании

рациональной структуры хозяйства, использование локальных ресурсов, решении

социально-демографических и экологических проблем, осуществление

экономической реформы.

Для осуществления задач научного прогнозирования и индикативного планирования

необходима подготовка комплексного прогноза развития и размещения

производительных сил Российской Федерации на период до 2005г., который должен

включать научные обоснования рациональной специализации всех регионов России.

Комплексный прогноз должен отражать структурную перестройку в регионах,

процессы демонополизации и приватизации, меры по стабилизации социально-

экономического развития, преодолению отставаний в уровнях развития отдельных

регионов, развития межрегиональных и внешнеэкономических связей с учетом

конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.

Процессы дезинтеграции экономики России, особенно проявившиеся в последние

годы ставят перед федеральными и местными органами управления задачи

сохранения внутреннего рынка, единства инфраструктурных систем, общей

денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за

экспортом и импортом продукции.

На всем пространстве РФ должен функционировать единый рынок, основными

принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и

др. договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и

капиталов по всей территории России, и единства принципов налогообложения,

свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей, разных

форм собственности.

В условия становления и развития рыночных отношений важнейшей является

проблема формирования рынка труда и межрегиональное регулирование занятости.

В настоящее время сложились три типа районов с особенностями воспроизводства

и структуры населения: 1) трудоизбыточные регионы – Северный Кавказ; 2)

моноотраслевые и депрессивные регионы – районы Севера; 3) оборонно-

промышленные – С.-Петербург, Урал, Промышленные узлы юга Сибири,

Нижегородская область.

В этих регионах необходимы государственная поддержка развития

предпринимательской деятельности привлечение инвестиций, в том числе и

иностранных, мер по рационализации миграционных процессов.

Укрепление единого экономического пространства России зависит от рынка

капитала путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж,

коммерческих банков фондов товарных и сырьевых ресурсов.

Большими возможностями в вопросах обеспечения предприятий различных регионов

материально-техническими ресурсами и населения продовольствием обладают

создающиеся многоотраслевые структуры холдингового типа, объединяющие на

акционерных началах коммерческие фирмы и предпринимателей.

В современном региональном развитии проявляются черты общего экономического

кризиса России, усиливающаяся дезинтеграция экономического пространства и

различные стартовые условия отдельных регионов при их вхождении в рынок.

В особенно трудных условиях находятся сейчас регионы с высокой концентрацией

стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных

программ; регионы, зависимые от поставок сырья, продовольства, а ток же

регионы с критической экологической обстановкой, в которых необходимы

закрытие ряда экологически вредных производств и осуществление мер по

социальной защите населения. К таким регионам относятся ряд областей Урала,

Сибири, Дальнего Востока, Центра.

Отрицательное влияние на изменение геополитической обстановки в России

оказали процесс распада СССР и образование новых независимых государств к

государственным границам выходят сейчас почти все экономические районы

России, за исключением Волго-Вятского. Это требует передислокации вооруженных

сил, защиты границ, защиты местного рынка, а следовательно огромных

капиталовложений, что отрицательно сказывается на социально-экономическом

положении регионов.

Таким образом, основные задачи региональной политики России в условиях

становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного

уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постепенном выравнивании

уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях.

Главная цель региональной политики заключается в сохранении и единства и

целостности России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из

условий этого является обеспечение баланса общероссийских и региональных

интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы

срочные меры по реформированию экономики, среди них реконструкция экономики

старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по

конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и

модернизации инфраструктуры.

В размещении производительных сил одной из главных задач остаются освоение

уникальных природных богатств в северных и восточных районах, формирование

программно-целевых, территориально-производственных комплексов при условии

комплексного использования ресурсов и соблюдения экологических стандартов.

Важнейшим условием развития и функционирования рыночных отношений является

организация межтерриториальных экономических связей. Основными формами этих

связей в условиях рынка являются: материальный товарообмен результатами

своего труда, взаимовыгодное выполнение регионами работ и услуг, совместное

проведение регионами работ производственного и непроизводственного характера,

развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой налоговой политики,

политики ценообразования, демографической политики.

В условиях становления рыночных отношений возрастает роль внешнеэкономических

связей. В качестве первоочередных направлений взаимодействия с инофирмами

выделяются следующие: совместное освоение природных ресурсов; создание

совместных предприятий; совместная реализация экологический проектов на базе

передовых достижений зарубежной технологии и реализация отечественных

проектов с применением импортной техники, привлечением иностранных капиталов,

использованием зарубежного опыта и новейших технологий для повышения

производительности труда в промышленности, продуктивности

сельскохозяйственного производства и организации фермерских хозяйств;

использование опыта наиболее развитых стран в формировании и функционировании

рыночной инфраструктуры; привлечение иностранных специалистов для

консультаций и подготовки управленческих кадров.

В условиях рынка особенно важно приспособление к структуре потребительского

спроса, создание ресурсов потребления, повышение конкурентоспособности и

расширение рынка сбыта российской продукции, интеграции российской экономики

в мировое хозяйство.

Заключение.

Говоря о кризисе экономики России в целом, нельзя не сказать о нарастающих

противоречиях в отношениях между отдельными регионами. Не все регионы в

одинаковой степени готовы к рыночным отношениям. Многие из них в силу

неразвитости экономики тяготеют к замкнутым системам и создают региональные

рынки, обслуживающие предприятия и население только данного региона. Другие

же регионы, имеющие развитую промышленность, хотя и придерживаются принципов

открытой экономики, часто предпочитают поставлять свою продукцию не на

внутренний рынок России, а за рубеж, активно используя фактор неэквивалентной

продуктовой обратимости рубля.

Таким образом, огромные различия в экономических, природно-географических,

социально-демографических, политических и др. условиях в многочисленных

регионах России исключают унифицированный подход к проведению экономических

реформ, и ориентированных на средние условия, требуют проведения гибкой

региональной политики с учетом особенностей каждого региона.

Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических

отношений и интересов регионов, формирующихся и развивающихся в процессе

функционирования общественного производства. Эта система обусловлена

разделением и специализацией общественного труда, размещением

производительных сил и природно-географическими условиями.

В настоящее время регионы стремятся наладить в своих пределах выпуск

продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы

предприятий. Идет процесс укрепления внутрирегионального рынка. В тоже время

территориальные рынки нельзя рассматривать в изоляции от общероссийского

рынка и внешнеэкономических связей. Емкость и структура региональных рынков

определяется не только товарами производимыми в данном регионе, но и

продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом.

Таким образом, развитие территориальных рынков означает развитие обмена,

горизонтальных связей между регионами.

Высокий научный потенциал европейской части России позволяет создать в

городах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде крупные рынки наукоемкой

продукции.

В последнее время заметен процесс интеграции и укрепления межгосударственных

связей России с суверенными государствами ближнего зарубежья – с Казахстаном

и Белоруссией, что в значительной мере оживит экономику России и укрепит

рыночные отношения.



(C) 2009