Научная Петербургская Академия

Жизнь и труды Михаила Петровича Погодина - (реферат)

Жизнь и труды Михаила Петровича Погодина - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Реферат по введению
    в историю на тему:
    ‘‘Жизнь и труды Михаила Петровича Погодина’’
    Цветков Алексей
    Факультет ‘‘истории, политологии и права’’
    14 группа
    План реферата:
    1) Основные биографические факты из жизни М. П. Погодина.
    2)Основная часть:
    А)Публицистика и отношение к истории.
    Б)Основные вопросы и проблемы истории.
    3) Заключение.
    4) Библиографическая справка

Погодин Михаил Петрович родился в семье русского крепостного крестьянина, в будущем знаменитый историк, писатель, журналист и публицист. В 1821 году окончил Московский университет. Профессором всеобщей истории Московского университета он становится в1826 году, а затем с1833 года профессором русской истории. Как журналист и публицист М. П. Погодин проявил себя издавая с 1827 по 1830 год журнал‘Московский вестник’. Позже при тесном участие С. П. Шеврёва в 1841 году по 1856 год издавал журнал ‘Москвитянин’. В 20-30-е годы Погодин написал несколько беллетристических и драматических произведений(‘Чёрная немочь’) (‘Пётр I, ‘ Повести ’). В те же годы он выступил и как историк с критикой скептической школы и М. Т. Каченевского. О М. П. Погдине положительно расказывает , в своей работе под названием‘‘Жизнь и труды М. М. Погодина’’, В. В. Маиков.

Политическая позиция Погодина - монархизм, а методология-рационализм. Основные собственные интересы он находил в области древнерусской и славянской истории. Он исследовал все основные ее стороны. Исследования Погодина по определенным вопросам русской истории были основаны в изучении первоисточников и имели положительные значение. Основными областями исторических исследований Погодина являлись: установление источников начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, Образование централизованного государства на Руси, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и многое другое.

Признание самобытности русского исторического процесса составило основу исторических взглядов Погодина. Он полагал , что вечное начало России это ее дух, который лежит в основе русской истории и что в ней полностью отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общества, Погодин признавал только для стран западной Европы. Основываясь на взглядах немецких ученых Байера и Миллера, источником внутренней борьбы на западе Погодин считал завоевания, которых не видел в России, так как полагал что Русское государство основано без насилия, путем добровольного призвания варягов. В связи с этой проблемой Погодин в 60-е годы часто вел диспуты с Н. И. Костомаровым и Д. И. Иловайским. В целом Погодин не имел определенной и законченной исторической концепции. Считал невозможным осмысление русского исторического с выводами и обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней [1 ‘‘Взгляд на русскую историю’’ М. , т. , 1842г. , ст. 43]‘‘много чудесного и необъяснимого’’ Будучи историком официального направления, в 1842г. в своей работе ‘‘Взгдяд на русскую историю ’’ Погодин главную задачу истории видел в том, чтобы она зделась [2 ‘‘Взгляд на русскую историю’’ М. , т1. ,1842г. ,ст. 31 ]‘‘охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия! ’’ Публицистика Погодина в 30-х - начало 50-х годов 19 века преследовала те же охранительные цели и проповедовала‘ православие, самодержавие и народность ’. После Крымской войны 1853-1856 года 19 века стал выступать как сторонник проведения реформ. Погодин вел большую публицистическую работу впервые подготовил издание сочинений И. Т. Посомлова, собрал и издал много писем Н. М. Карамзина. С 30-х годов Погодин начал собирать письма и вещественные памятники русской истории, составившие весьма ценную коллекцию (‘ Древлехранилище ’) Большая часть которой в 50-х годах приобретена публичной библиотекой в Петербурге. (‘‘взгляд на русскую историю’’, т. 1, Москва, 1842г. ,с. 16). Основным занятием на Руси он считал исконно земледелие.

И лишь в 14 веке указывал на торговлю. Погодин дает по княжескую и по царскую периодизацию. Проблемой периодизации русской истории , считает он, являлись социально экономические факторы. Причину раздробленности Михаил Петрович Погодин видел в изменении права наследования ("старший в роду брат наследовал после брата , а не сын после отца"). Он считал что право стало не выполненным в следствие увеличения числа князей, и подавало повод к постоянным распрям. В вопросе образования централизованного русского государства он пишет о проведении разумной и грамотной политике московских князей , начиная с эпохи правления Ивана Калиты, и заметному усилению Московского княжества. Исследуя время татаро-монгольского ига он проводит резкую грань между Юго-западной и Северо-восточной Русью и говорит что в 14 и 15 веке большая территория Юго-западной Русь была вся в развалинах. В итоге татаро-монгольское нашествие полностью остановило развитие Руси. К вопросам опричнины Ивана Грозного он относится крайне отрицательно указывает на ее вред и пишет что она очень плачевно сказалась на народе. Положительно относится к реформам Петра первого и выделяет основные из них: Церковные реформы, судопроизводство, изменения престолонаследия, одобряет и отмечает их многообразие. Основную роль в народе он отдает русским царям и князьям, так же говорит что с их деятельностью связано большое развитие культуры и искусства на Руси. Генезис крепостного права у Погодина не прослеживается. В вопросе классов и классовой борьбы он лишь указывает на ее существование но не прослеживает ее подробно.

    Список используемой литературы:
    В. В. Маиков‘‘Жизнь и труды М. П. Погодина’’ Спб. ,
    1899 г.
    М. П. Погодин ‘‘Взгляд на русскую историю’’ том 1, Москва,
    1842 г.

3. М. П. Погодин ‘‘Краткие очерки русской истории’’ Москва, 1848 г.



(C) 2009